Слайд 1Школьный и подростковый сленг
Выполнили
учащиеся СШ № 5 с ПМЦ
Вальтер Диана
Ушкемпирова Карина
Руководитель:учитель русского языка и литературы Богословская Ольга Анатольевна
Слайд 2План:
Глава 1. Имитационное представление проекта
Глава 2. Школьный сленг в Х1Х
и ХХ веках
2.1. Немного из истории о сленге из художественной
литературы и жизни 19 века.
Глава 3. Современный школьный сленг. Источники пополнения.
Глава 4. Заключение. «Чем объясняется тяга молодёжи к употреблению сленговых слов и выражений»
Приложение. Словарь наиболее употребляемых слов в подростковом сленге учащихся СШ№ 5 с ПМЦ
Слайд 3Великий баснописец Древней Греции Эзоп говорил: «А что может быть
на свете лучше языка? При помощи него строятся города, развивается
культура народов. При помощи языка мы изучаем науки и познаём знания. При помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка». Но также он говорил: «А что может быть на свете хуже языка?! Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга. Последствием языка можно лицемерить, лгать, обманывать, ссориться. Язык может сделать людей врагами, вызывать войну, он приказывает разрушать города и государства, может вносить в нашу жизнь добро и зло. Так может ли быть что-то хуже языка?!»
Слайд 4
Актуальность темы:
активное использование сленга в речи учащихся школы
во все времена,
повышенный интерес школьников к сленгу как к
кодифицированному языку.
Слайд 5Проблема:
засилье сленговых выражений в речи нынешних подростков. Оказалось, что сленг
стал неотъемлемой частью общения школьников в конце прошлого 20 века,
да и сейчас без него не могут обойтись учащиеся нашей школы.
Слайд 6Цель работы:
изучить и сравнить особенности речи современных школьников, в
частности учащихся школы, и их родителей в годы обучения в
школе с точки зрения как количественного, так и качественного использования сленга.
Слайд 7Объект исследования – языковая среда учащихся и их родителей
Слайд 8Задачи:
1.Познакомиться с литературой о сленге как составной части молодёжного
жаргона и выяснить научные подходы в трактовке сленга;
2.Провести анкетирование учащихся
школы и их родителей;
3.Собрать и изучить сленговые выражения, употребляемые учащимися школы, а также сленг родителей в школьные годы;
4.Сравнить и сопоставить речь современных подростков с речью (сленгом) родителей, т.е. школьников 80-90 годов 20века;
5. Определить место сленга в речи учащихся школы.
Слайд 9Методы:
анкетирование,
системный,
Социолингви-
стический,
статистический
Слайд 10Новизна работы:
выявление сходства и
различия употребления в лексике
школьников и их родителей сленговых выражений , понимание сленга родителями.
Слайд 11Практическая значимость работы:
материал может быть использован на факультативах по
русскому языку,
в классах с углубленным изучением,
на классных часах
,
на уроках русского языка при изу- чении темы «Лексика».
Слайд 12Определение сленга
Сленг – разновидность речи, используемой преимущественно в устном общении
отдельной относительно устойчивой социальной группой, объединяющей людей по признаку профессии
или возраста.
Слайд 13При работе над разделом «Школьный сленг XIX–XX веков» пришлось обратиться
к художественной литературе, а также к устным воспоминаниям старших со
временников
(в частности, наших родителей). В сборе материала о сегодняшнем школьном сленге нам помогали наши учителя, одноклассники и знакомые. Некоторые материалы взяты нами из интернетовского сайта http://www.referats.ru/
Слайд 14 О школьном сленге до XIX
века мы вообще ничего не знаем. Разве что отдельные слова.
Например, свистульки – так еще с петровских времен называли розги для школяров.
Школьный сленг начала XIX века тоже практически неизвестен. На каком сленге говорили лицеисты времен Пушкина?
И был ли тогда сленг распространен или все ограничивалось прозвищами и кличками педагогов и лицеистов?
Мы этого уже никогда не узнаем.
Слайд 15 Думается, сленг не мог широко употребляться
среди детей из аристократических семей: они легко могли выбрать наиболее
удобное слово из тех иностранных языков, на которых они свободно говорили. Настоящий сленг появился, наверное, лишь тогда, когда в школу пришли дети разночинцев. А это чаще всего были церковно-приходские школы, бурса, семинарии и т.п.
Слайд 16 В описании семинарии в повести Гоголя «Вий»
уже встречаются некоторые сленговые выражения: отправляться на кондиции – заниматься
репетиторством, пробовать крупного гороху – быть наказанным.
Слайд 17Но особенно много таких выражений содержится в «Очерках бурсы» Н.Помяловского.
Приведем лишь несколько примеров. Отправлять
за ворота – исключать из училища; майские – розги; титулка – аттестат; гляделы – глаза;
лупетка – лицо
Слайд 18Школьный сленг старшеклассников заметно обогатился и обновился в конце 50-х
годов, когда появились так называемые стиляги. Вместе со своей особой
модой (узкие брюки, клетчатые пиджаки, цветастые галстуки, ботинки на толстой каучуковой подошве) стиляги принесли и свой язык, частично заимствованный из иностранных слов, частично – из музыкальной среды, частично – неизвестно откуда. Чувак, чувиха – парень, девушка, которые являются своими в стиляжьей компании, брод – место вечерних прогулок (от Бродвея), хилять – ходить, гулять, лажа – ерунда, вранье и т.п.
Слайд 19Как и прежде, источниками пополнения школьного сленга являются иностранные языки,
блатное арго, заимствования из языка музыкантов и спортсменов. Новым источником,
пожалуй, в 90- 2000 -е годы стали компьютерный язык и, к сожалению, лексика наркоманов. Впрочем, как раньше, так и теперь источником сленга является обычный литературный язык. Просто смысл отдельных слов нормальной речи школьниками переиначивается.
Слайд 20Вот некоторые примеры, объясняющие этимологию сленговых слов и выражений (из
различных источников):
а) Новые переносные значения слов, принадлежащих к
нейтральной лексике
Обломиться – достаться случайно, по блату.
Отстой – плохо, неудачно; отстойный – плохой. Отстойный у тебя прикид, братан!
Клевый – хороший, веселый. Клевая киношка, просто отпад.
Слайд 21 Крутой – очень хороший, замечательный, иногда «сильный». Крутой мужик
этот Чак Норрис.
Еж – глупый, непонятливый человек, иногда
лох, т.е. простофиля, жертва обмана. Липа, липовый – ненастоящий, подложный. Справка-то у тебя о болезни липовая.
Перец – парень, мужчина. Смотри, какой перец пошел.
Тормоз (глагол тормозить) – человек, который медленно соображает.
Слайд 22Новые переносные значения технических терминов
Клон (от клонировать), то
же самое скан – скопированное, списанное. Это твое сочинение или
клон?
Мобила (от мобильный) – телефон, связь.
Самса (от аббревиатуры SMS) – способ мобильной связи.
Глюк (глагол глючить) – ошибка, незавершенность в компьютерной программе. У меня принтер глючит.
Слайд 23Наверное, во всех школах всегда были и будут такие слова,
которые понятны любому человеку. До тех пор, пока существуют ученики
и учителя, будут домашки, сменка, училка, физ-ра, лит-ра, матем и т.п. Но при этом в каждой школе есть свои, нигде больше не употребляемые слова. В каждой школе есть свои, особые выражения.
Слайд 24Мы провели опрос среди школьников и учителей на тему «Чем
объясняется тяга молодежи к употреблению сленговых слов и выражений?» И
около 30 респондентов из 50 опрошенных ответили, что
1.Школьники заявили, что первая причина: Сленг делает речь более краткой, эмоционально выразительной и современной. Сравним два выражения. На книжном, литературном языке: Я испытываю сильное приятное чувство от этой песни. На сленге лучше: Я просто тащусь от этой песни!
Слайд 26Учителя не только русского языка: Сленг служит опознавательным знаком того,
что этот человек принадлежит к данной социальной среде. Свой сленг
есть у рокеров, панков, хиппи, футбольных болельщиков – фанатов, и прочих.
Слайд 27Мы составили словарь наиболее употребляемых слов в подростковом сленге в
нашей школе.
Слайд 28Б
Бабки – деньги
Библия – библиотека
Без обид – не обижайся
Батя (батяня)
– отец
Бразе – брат
Бабло – деньги
Бубен – голова
Ботаник - отличник
В
Вау
– выражение восторга, восхищения
Валяй – делай
Вопрос не по адресу – отказ от ответа на
поставленный вопрос
В натуре – по-настоящему
В принципе – наверно
Ден – Денис
Дурдом Ромашка – сумасшедший дом
Дискач – дискотека
Детка – девочка
Досвидос – до свидания
Домашка – домашняя работа
Е
Ес –выражение восторга, радости
Комп – компьютер
Клава – клавиатура
Колян – Коля
Клёво – хорошо, замечательно, здорово
Круто – современно, стильно
Капец – конец
Кент - друг
Кореш – друг
Корефан – друг
Коробка – телевизор
Крутяк – интересная весть, вещь, захватывающее событие
Котя – кошка
Колись – раскрой секрет
Конфи – конфеты
Контроша – контрольная работа
Кликуха – кличка
Слайд 29Молодежный сленг никому не навязывается, он просто существует. И для
того, чтобы быть включенным в молодежное сообщество, стать в нем
"своим", молодому человеку надо не только быть молодым по возрасту, но также и говорить на языке, свойственном его возрастной группе, а именно владеть и пользоваться молодежным сленгом. Этот сленг по-своему кодирует, сохраняет и передает информацию от одного молодого человека к другому
Слайд 30Итак, сленг был, есть и будет в школьной лексике. Хорошо
это или плохо? Вопрос, по-видимому, неправомерный. Сленг нельзя ни запретить,
ни отменить. Он меняется с течением времени, одни слова умирают, другие – появляются, точно так же, как и в любом другом языке. Конечно, плохо, если сленг полностью заменяет человеку нормальную речь, – тогда это просто какая-то людоедка Эллочка из произведения И.Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев», которая обходилась 30 междометиями. Но современного школьника совсем без сленга представить невозможно. Главные достоинства тут – выразительность и краткость.
Слайд 31 Не случайно, что в настоящее время сленг
употребляется в прессе и даже в литературе (причем не только
детективного жанра) для придания речи живости. Даже государственные деятели высокого ранга используют в своих выступлениях сленговые выражения. «Поймаем в сортире – в сортире будем мочить их», – сказал о террористах Президент Российской Федерации В.В. Путин. Следовательно, нельзя относиться к сленгу как к чему-то тому, что только загрязняет русский язык? Это неотъемлемая часть нашей речи. Это не ответ, а скорее открытый вопрос.
Слайд 32Выполнили
Вальтер Диана 9 класс
Ушкемпирова Карина 9 класс