Слайд 1Формирование лингвистической компетенции на уроках русского языка ( По учебнику
М.М. Разумовской)
Учитель: Кузнецова
Е.И. МАОУ «Школа № 77» г.Ростов-на-Дону
Слайд 2Подведение под понятие.
Прочитайте пары слов:
весь уехать
все уехали
Коля мама
Коля с мамой
старший сестра со старшей сестрой
березовый роща в березовую рощу
дальний озеро на дальнее озеро
Чем отличаются данные пары слов?
Слайд 3Подведение под понятие.
Где записаны отдельные слова, а где синтаксические единицы
языка? ( от греч. синтаксис – «составленный»)
Можно ли составить диалог
из пар слов, записанных слева? А из пар, записанных справа?
Запиши этот диалог.
«Все уехали». - «Коля с мамой?» -» Со старшей сестрой». – « В березовую рощу?»- «На дальнее озеро».
Слайд 4Подведение под понятие.
Подумай, из чего строятся высказывания – из отдельных
слов или синтаксических единиц языка?
Подумай, все ли записанные в этом
диалоге высказывания являются самостоятельными ( содержание которых должно быть понятно без других высказываний).
Синтаксическая единица, из которой построено первое высказывание, - это предложение. Как бы ты ответил на вопрос: что такое предложение?
Слайд 5Читаем и пересказываем лингвистический текст.
Прочитайте текст сначала про себя, а
затем вслух. Разделите его на части и перескажите каждую часть,
стараясь дополнить своими примерами. Какая мысль доказывается в тексте?
ИЛИ
Прочитайте выразительно. О чем говорится в каждом абзаце? Перескажите. Приведите примеры с корнем –фон-. Запишите эти слова.
Слайд 6Читаем и пересказываем лингвистический текст.
ИЛИ
Прочитайте текст. Передайте своими словами главную
мысль.
ИЛИ
Прочитайте текст. Какая важная информация в нем содержится.
ИЛИ
Прочитайте внимательно текст.
Выпишите названия лексических групп имен существительных. К каждой группе подберите 5-6 собственных примеров.
Слайд 7Озаглавь текст на лингвистическую тему.
1)Чтобы мы хорошо понимали друг друга,
все слова должны ясно и конкретно указывать на предмет, называть
его качество. Предположим, перед нами чашка с теплым чаем. Мы можем его попробовать и убедиться в том, сто он действительно еще не остыл. Слово теплый употреблено в своем прямом, главном значении.
2) А что значит теплый взгляд? Говоря так о человеке, мы имеем в виду такое качество характера, состояние души, которое нельзя ни потрогать рукой, ни попробовать на вкус. Значение «теплый» как бы перенесено на другой предмет, поэтому и называют такое значение переносным.
Слайд 83) Русский язык очень богат такими переносами:
железный гвоздь
- железная воля
золотые часы -
золотой характер
медвежья шкура - медвежья услуга
Нетрудно заметить, что словосочетания второго столбика, в котором оказались прилагательные с переносным значением, не только информируют нас о каком-то качестве, но оценивают его, образно, ярко описывают: каменное сердце, ледяная улыбка.
4)Вот мы и открыли один из секретов удивительной образности и выразительности русского языка: в нем очень много слов, которые употребляются не только в прямом, но и в переносном, образном значении.
Слайд 9Изложение на лингвистическую тему с предварительным анализом текста
(научное рассуждение).
« Связанные
корни»
Цель работы:
1)проверить, в какой мере учащиеся овладели стилем научного рассуждения;
2)научить
активно пользоваться знаниями о строении типа речи- рассуждение (тезис, аргумент, пример, вывод) ;
3)закрепить знания о корне как главной, обязательной части слова.
Слайд 10Анализ текста изложения.
Стиль речи научный: говорится об отвлеченных лингвистических понятиях,
функция речи – сообщение научной информации, научных знаний.
Языковые
средства: обобщенно-отвлеченная лексика, научные термины, преобладание имен существительных (корень, суффикс, приставка, глагол, неопределенная форма, обозначает, выделяется, употребляются и др.).
Тип речи – рассуждение.
Слайд 11Сочинение на лингвистическую тему
Роль имен существительных в художественном тексте.
Роль имен
существительных в научном тексте.
Язык и речь.
Вопрос вопросу рознь.
Сказуемое и глагол.
Предложение
и высказывание.
Склонение и спряжение.
Что я знаю о …
Слайд 12Составление словарной статьи к лингвистическим терминам.
Существительное, - ого, ср. Часть
речи, обозначающая предмет и изменяющаяся по падежам и числам.
Число, –а,
ср. Грамматический разряд, показывающий, об одном или нескольких предметах идет речь.
Единственное число. Множественное число.
Слайд 13Терминологический словарный диктант
5 класс.
Фонема, фонетика, орфоэпия, графика, артикуляция, интонация, алфавит,
морфема, суффикс, словообразование, существительное, прилагательное, склонение, синонимы, антонимы, орфограмма.
Слайд 14Составление компьютерных презентаций
на лингвистическую тему.
Главные члены предложения и способы их
выражения.
Второстепенные члены предложения.
Словообразование имен существительных.
Словообразование имен прилагательных.
Окончания-нарушители.
Осторожно: суффиксы!
Как проверить
орфограмму?