Слайд 1Урок развития речи в 7 классе.
«Описание действий»
Работа гончара
Подготовлен учителем
первой квалификационной категории МБОУ СОШ №40
Паутовой Татьяной Викторовной
Слайд 2Цели:
Повторить типы речи, познакомить учащихся с особенностями текста-описания действий
человека
Дать определение «сочинение-описание действия»;
дать алгоритм написания сочинения-описания действия;
Воспитывать
у учащихся
уважительное отношение к труду
Слайд 3Наша экскурсия в гончарную мастерскую. Давайте вспомним, как это было…
Слайд 4"Керамика очень похожа на жизнь - вам всегда интересно, чем
дело обернется.
Слайд 5Это может быть не так, как вы себе представляли, но
это все равно будет красиво…"
Слайд 6школьники смогли полноценно попробовать себя в одном из древних занятий
человечества – создании настоящей керамики.
Слайд 7В школах печи для керамики пока не ставят, но обучиться
этому ремеслу, при желании, все-таки можно.
Слайд 8в городе Суздале проходят различные мастер-классы, преподают его основы и в
художественных школах нашего города.
Слайд 9«Если бы у меня дома был гончарный круг, я бы
даже гулять не ходил…»
Слайд 10ТИПЫ РЕЧИ
Повествование
действия и события;
что произошло?
Описание
изображение кого-либо (чего-либо);
какой?
Рассуждение
причины явлений и событий;
почему?
Слайд 11Описание действий
лицо, которое совершает действия (одежда, поза, настроение и т.п.);
подготовка
к действию (рабочее место, необходимые материалы, предметы, инструменты);
процесс выполнения действий
(последовательное описание всех операций от начала до конца);
результат действий
Слайд 12Из истории гончарного дела
Гончар - мастер, изготовляющий глиняную посуду, керамику.
Гончарное производство — обработка через обжигание глины для превращения её
в предметы домашнего обихода, в строительные материалы и различные украшения, то есть керамика вообще. Приготовление горшков из глины было известно в древности, когда познакомились со свойствами глины — материала, имеющегося почти везде под рукою, удобного по своей пластичности для выделки и представляющего после обжига крепость камня.
Слайд 13Гончарная печь
У гончара есть печь
для обжига. В духовке, как многие рассчитывают, горшки обжигать невозможно,
поскольку выдать необходимые восемьсот градусов ни одна бытовая плита не сможет. Сушат гончары свои произведения в специальных печках.
Загадка
Он «тесто» в кадке замесил.
Но цель его – не калачи.
Горшок цветочный смастерил,
Потом обжёг его в печи.
(Гончар.)
Слайд 14Размял гончар в ладонях глину,
Отмерил ровно половину.
И поработав
от души,
Красивый вылепил кувшин.
А через несколько часов
Другой
такой же был готов
«Теперь, - сказал, - извольте братцы,
Вот в этой печке обжигаться
Слайд 15Гончар сидит за верстаком
И мнет руками мягкий ком,
Вертящийся
на диске,
Слайд 16И ком становится горшком,
Кувшином или миской.
Слайд 17Чтоб глина сделалась тверда,
Чтоб из нее ушла вода,
Стоят
горшки и кружки
На полках для просушки.
Слайд 18А для того, чтоб стал красив
Горшок из глины красной,
Его
должны мы, просушив,
Покрыть глазурью ясной.
Теперь горшок пора обжечь,
И
в первый раз идет он в печь.
Слайд 19- И вот выходит из огня Румянее и краше,
Готовый
с завтрашнего дня
Варить борщи и каши..
Слайд 20Вот такими были наши изделия после мастер-класса.
Слайд 22Пишем сочинение-описание
Выбираем тему
«Дело мастера боится»
«Как я работал на гончарном круге»
«Это
очень интересное занятие»
Подбираем эпиграф
Пословицы и поговорки о труде
Пишем план будущего
сочинения
Слайд 23Пишем сочинение-описание
Последовательность действий
Перед началом работы…
Потом…
Затем…
Далее…
В конце работы…
Слайд 24Словарь
Керамика
Гончарный круг
Основа изделия
Придать форму
Импровизировать
Фантазия мастера
Декорирование
Орнамент
Не переусердствовать
Слайд 25Возьми на заметку
В описании действий одного и того же лица
(или группы лиц) могут быть предложения
с пропущенным подлежащим.
Это
позволяет избегать неоправданного
повторения слов и усиливает связь предложений в тексте.
Слайд 26Пословицы и поговорки
Щей горшок, да сам большой.
Гора с горой
не сходится, горшок с горшком столкнется.
Сердитый с горшками не
ладит, потому что перебьет.
Горшок с котлом не наспорится.
Горшку с котлом не биться.
Не наше дало горшки лепить, а наше дело горшки колотить.
Насыпь по край мукой, так и горшок твой (от обычая так покупать горшки).
Пуст (плох, худ, мал) горшок, да сам большой.
Слайд 27СТАРИННЫЕ ЗАГАДКИ
В мясном горшке железо кипит?( конь, удила )
Свет
кощей, господин кощей, сто людей кормил, гулять ходил, головку сломил,
кости выкинули, и псы не понюхали? (горшок)
Плотники без топоров срубили горенку без углов? (горшок)
Родится, вертится, растет, бесится, помрет — туда и дорога!( горшок)
Был ребенок, не знал пеленок, стар стал, пеленаться стал?(горшок)
Слайд 28Использованные в презентации материалы:
Фильм «Керамика. Дымов»
Пленкин Н.А. Уроки развития речи:
5-9 кл.: Кн. для учителя: Из опыта работы. – М.:
Просвещение, 1996.
Андрей Салтан - томский художник. Как делают керамику: гончарный круг, печь и другие тонкости