Слайд 1
Урок русского языка
в 7 классе
Учитель русского языка
и литературы – Тарабукина Н.В.
МБОУ «СОШ» с. Усть-Кулом
2014
год
Слайд 2
Наш язык и скромен, и богат,
В каждом слове скрыт
чудесный клад.
Слово «высоко» произнеси -
И представишь сразу неба синь.
Вспомнится наречие «светло»,
И увидишь - солнышко взошло.
Если скажешь слово ты «темно»,
Сразу вечер постучит в окно.
Если скажешь «ароматно» ты,
Сразу вспомнишь ландыша цветы.
Ну а если скажешь ты «красиво»,
Пред тобою сразу вся Россия!
Слайд 4 Цели урока
Осмыслить своеобразие наречия как части речи
Выделить отличительные
признаки наречия как части речи
Задачи урока
Уметь определять
значение наречий
Знать морфологические признаки наречия
Определять их синтаксическую роль
Находить и употреблять наречия в тексте
Слайд 5Задание: расставьте знаки препинания
Шёл дождь барабаня по крыше и нагоняя
тоску назойливо выл ветер гуляющий за окном.
Слайд 6Шёл дождь, барабаня по крыше, и, нагоняя тоску, назойливо выл
ветер, гуляющий за окном.
Найдите в данном предложении наречие.
С
какой частью речи употребляется наречие?
Что общего у наречия с деепричастиями?
Слайд 7
Работа в группах:
1 группа – работа с этимологическим словарем
и с учебником (упр. 373) – выяснить происхождение слова «наречие».
2 группа – работа со словарем-справочником лингвистических терминов – найти определение наречия.
3 группа – работа с учебником – прочитать параграф 14 и составить его план.
Слайд 8
Этимология
Наречие – производное от РЕЧЬ.
Это сравнительно
молодая часть речи, но происходит она из древнего знатного рода.
В переводе с древнерусского языка
на + реч + ие = при + глагол + ие.
Слайд 9
Обратимся к словарю
Наречие
(термин образован с помощью
не очень точного перевода с лат. adverbum) в языкознании — часть речи,
неизменяемая, обозначающая признак действия, признак другого признака и признак предмета.
Орфографический словарь
Этимологический словарь
Орфоэпический словарь
Толковый
словарь
Словообразовательныйсловарь
Словарь
синонимов
Словарь
иностранных слов
Словарь
паронимов
Слайд 10
Общее грамматическое значение – признак действия или признак другого
признака.
Вопросы: Как? Где? Когда? Зачем? Откуда? Куда? и т.д.
Главный морфологический
признак – неизменяемость (нет окончаний ).
В словосочетании может быть главным или зависимым словом.
Синтаксическая роль – обстоятельство.
Какие слова являются наречиями?
Слайд 11Выпишите из предложений словосочетания с наречиями.
Скоро мы нашли в парке
очень уютный уголок. Здесь мы довольно хорошо отдохнули.
Алгоритм: определяем
от какого слова зависит, что обозначает;
на какой вопрос отвечает;
изменяется или не изменяется.
Слайд 12Наречие относится к глаголу, прилагательному
или другому наречию.
Очень уютный –
(наречие + прилаг.)
Отдохнули хорошо – (глагол
+ наречие)
Довольно хорошо – (наречие + наречие)
Слайд 13
Вставьте в текст
физминутки наречия
А …, ребята, встать,
Руки …
поднять,
Пальцы сжать, ... разжать,
Руки … и … стоять.
Наклонитесь …, …
.
И беритесь … за дело.
Слова для вставки: влево,
вправо, теперь, вниз, так,
медленно, вновь, потом.
Слайд 14
Сравните и выполните упражнения
А теперь, ребята, встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы
сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево.
И беритесь
вновь за дело.
Слайд 15Употребление наречий
Задание: спишите текст, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки
препинания.
Туман расст_лавшийся над р_вниной постепенно исчезает уступая силе солнечных лучей
которые ож_вляют всю природу. На дне оврага ещё сумрачно но оттуда поднимается белёсый туман. Бабушка разос_лала платок разл_жила на нём хлеб огурцы репу яблоки.
Хорошо-то как, господи! - благодарно говорит она.
1. Определите главную мысль текста.
2. Что значит слово белёсый?
3. Подчеркните наречия как члены предложения.
Слайд 161) Туман, расстилавшийся над равниной, постепенно исчезает, уступая силе солнечных
лучей, которые оживляют всю природу. 2) На дне оврага
ещё сумрачно, но оттуда поднимается белёсый туман. 3) Бабушка разостлала платок, разложила на нём хлеб, огурцы, репу, яблоки.
4) «Хорошо-то как, господи!» - благодарно говорит она.
Белёсый – беловатый, тускло-белый.
Слайд 17
Летняя гроза
Был полдень. ______ светило солнце. На горизонте появилась
черная туча, которая ________ двигалась с запада на восток. ________
подул ветер. Молодая березка ________ затрепетала. Порывистый ветер усиливался. ______ сверкнула молния. ________ раздался первый удар грома.
- Вместо пропусков вам необходимо употребить подходящие по смыслу наречия.
- Слова для вставки: внезапно, ярко, медленно, вдали, испуганно, глухо.
Слайд 18
Летняя гроза
Был полдень. Ярко светило солнце. На горизонте появилась
черная туча, которая медленно двигалась с запада на восток. Внезапно
подул ветер. Молодая березка испуганно затрепетала. Порывистый ветер усиливался. Вдали сверкнула молния. Глухо раздался первый удар грома.
- Изменился наш текст? За счёт чего?
Слайд 20Подберите синоним к фразеологизму
Слайд 21
В Московском Кремле, у колокольни Ивана Великого, была в
старину площадь, называвшаяся Ивановской. Здесь постоянно толпился народ, обмениваясь слухами
и новостями, вступая в торговые сделки. Тут же (ведь ни газет, ни радио тогда не было) «площадные подьячие» и глашатаи громким голосом, на всю Ивановскую, оглашали указы и приказы.
На всю Ивановскую
Слайд 22
Тестовое задание
1.Какое слово является наречием?
А) третий
Б) тройка
В) трижды
Г) три
2.Отметьте
словосочетание с наречием:
А) думать о многом
Б) умный брат
В) действовал уверенно
Г)
пришел в школу
Слайд 23
Тестовое задание
3.Отметьте, где выделенная буква не является окончанием
А) братство
Б)
окно
В) хорошо
Г) богатство
4.Отметьте синоним фразеологизма «На всю Ивановскую»
А) далеко
Б) честно
В)
хорошо
Г) громко
5.Отметьте главный грамматический признак наречия:
А) отсутствие окончания
Б) неизменяемая часть речи
В) является обстоятельством
Г) самостоятельная часть речи
Слайд 24
ОТВЕТЫ:
1 – В,
2 – В,
3 – В,
4 – Г,
5 – Б
Слайд 25
Итоги урока
... на уроке мне было ...
Я
... поработал(а).
Слова для вставки: хорошо, интересно, страшно, скучно, сегодня, сначала,
правильно, отлично, плохо, бесполезно.
Слайд 26
Домашнее задание
Написать сочинение-рассуждение на тему: «Зачем нужны
наречия в письменной речи?»