Слайд 1Принципы русской пунктуации
10 класс
Слайд 2Грамматическая разминка
A19. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в
предложении:
Для метода голландских художников определяющее значение имеет опыт непосредственного созерцания
( ) и реализации его в художественном образе.
1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
4) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
Слайд 3Грамматическая разминка
A20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на
месте которых в предложении должны стоять запятые?
Эпоха (1) начавшаяся (2)
после открытий Галилео Галилея (3) и завершившаяся работами Исаака Ньютона (4) обозначила новый этап в развитии науки и техники.
1) 1 2) 2, 4 3) 1, 3 4) 1, 4
Слайд 4Грамматическая разминка
A21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на
месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Язык поэзии (1) как
известно (2) не может быть обыкновенным, так как необыкновенен способ изъясняться ямбами, хореями. Поэтому поэзия – это (3) можно сказать (4) чудо претворения обыденного слова в слово поэтическое.
1) 1, 2 2) 1, 3 3) 3, 4 4) 1, 2, 3, 4
Слайд 5Грамматическая разминка
A22. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки
препинания не расставлены.)
1) Индивидуальность писателя проявляется в предпочтении того или
иного цветового эпитета.
2) Лес шумел то убаюкивающе и певуче то порывисто и тревожно.
3) А.Грин мог подробно описать как изгиб реки так и расположение домов как вековые леса так и уютные приморские города.
4) Почти каждый из французских скульпторов работал одновременно и в историко-мифологическом и в портретном и в пейзажном жанрах.
Слайд 6Грамматическая разминка
A23. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Музыка П.И. Чайковского
волнует слушателей: композитор с мастерством психолога глубоко проникает в сложный
и противоречивый внутренний мир человека и средствами своего искусства раскрывает духовно-эмоциональную жизнь людей.
1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие совершения того, о чём говорится во второй части.
2) Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй части.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
4) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.
Слайд 7Анализ текста
Стояли зимние дни хмурые, тоскливые: рассветает поздно, темнеет рано,
света белого не видать. Будто тянутся сплошные, долгие сумерки…
И вдруг
улыбнулась погодка: выпал чистый мягкий снежок, с неба тучи ушли, солнышко проглянуло, и так-то сделалось славно в лесу! Сахарный снег блестит-переливается, все деревья цветными сделались: ёлки – с коричневой шкуркой, сосны – с жёлтенькой, осинки – с зелёненькой, берёзки – с пёстренькой, будто в родимых пятнышках. И над всем лесом голубое небо сияет!
(Э. Шим).
Обоснуйте постановку знаков препинания.