Слайд 1Классная работа
Тема: «Употребление прямой и косвенной речи»
Слайд 2Компетенции урока:
Сегодня на уроке проверим свои знания по теме “Прямая
речь”,
Научимся строить предложения с прямой речью и перестраивать их
в речь косвенную;
вспомним пунктуацию при прямой речи до и после слов автора.
Слайд 3 Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Снова сесть за парты рады.
Приступать к
учебе надо.
Кому могут принадлежать эти слова?
Сколько предложений в стихотворении?
3) Составь
предложения с прямой речью: (устно)
используя второе и третье предложения.
4) Что такое прямая речь?
Слайд 4 Прямая речь
«Леопольд, мы сдаемся!» – кричали мыши, плавая
в стакане газировки.
- Кому принадлежит речь? Коту?
Что говорят мыши?
О чем речь? «П»
Кто об этом рассказывает? А Схема?
Слайд 5 Проверь: «П», - а.
Как передается прямая речь?
На что
указывают слова автора?
Прямая речь - это чужая речь, которая передается точно,
без изменений.
Слова автора указывают, кому принадлежит речь.
Слайд 6 Косвенная речь
Если мы не можем передать чужую речь дословно, мы
пользуемся косвенной речью. Чем вводится косвенная речь?
Мыши кричали Леопольду, что
они сдаются.
Слайд 7Расставь знаки препинания,
определи: это прямая или косвенная речь.
Ребята давайте жить
дружно предложил Леопольд.
(у доски)
Слайд 8Прямая речь перед словами автора.
Чем отличаются схемы предложений?
«П!» – а.
«Леопольд,
мы сдаемся!» – кричали мыши.
«П», – а.
«Лягушка, лягушка, отдай мою
стрелу», – взмолился Иван Царевич.
«П?» – а.
«А знаете ли вы, куда попали?» – спросил разбойник Бармалей доктора Айболита.
Слайд 9Измени предложение, чтобы оно соответствовало схеме:
А: «П».
«Лягушка, лягушка, отдай мою
стрелу», – взмолился Иван Царевич.
(У доски)
Проверь знаки препинания!
Слайд 10Старушка уселась на стул и спросила - «Кто из вас
будет Крокодил.»
Проверь
знаки
Препинания!
Составь
схему
на доске
Слайд 11
«Вам, наверное, нужны друзья?» - спросил Крокодил Гена. (схема)
Слайд 12Прямая речь разрывается словами автора. В чем разница?
«П, – а,
– п».
«Давайте, - усмехнулась хитрая лиса, - я
вам поделю сыр поровну».
«П, – а. – П?»
«Эй, хозяин, – важно сказал Буратино. — Вы дадите нам три корочки хлеба?»
Слайд 13Прямую и косвенную речь сопровождают глаголы, отражающие процесс говорения:
говорить,
спрашивать, отвечать, интересоваться, кричать, шептать…
«Лягушка, лягушка, отдай мою стрелу», -
взмолился Иван Царевич.
«А знаете ли вы, куда попали?» – спросил разбойник Бармалей доктора Айболита.
Слайд 14
По группам: расставь знаки препинания
назови глаголы-говорения
1. Серая Шейка спрашивала
Ведь вы весной вернетесь
2. Ты держись вон около того берега,
где в реку сбегает ключик советовала старая утка
3. Неужели река замерзнет думала Серая Шейка
4. Ах, как ты меня напугала, глупая проговорил заяц
5. Лисичка сказала Я тебя съем
6. Старший молвил Что за диво!
Слайд 15Сказка «Семь дочерей»
Было у матери семь дочек. Однажды она поехала
к сыну. Вернулась через неделю. Дочки стали говорить, как они
скучали.
Слайд 16Первая сказала: “Я, мамочка, скучала по тебе, как маковка по
солнечному лучу”.
“Я ждала тебя, как сухая земля ждет воды”,-
проговорила вторая.
“Я плакала то тебе, как маленький птенчик плачет по птичке”, - сказала третья дочь.
“Мне было без тебя, как пчелке без цветка”, - щебетала четвертая.
“Ты снилась мне, как розе снится капля росы”, - промолвила пятая.
“Я высматривала тебя, как вишневый сад высматривает соловья”, - прошептала шестая.
Слайд 17А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы
ботинки и принесла ей воды – умыться.
Глаголы говорения: …, …,
…, …, … .
Слайд 18Как можно охарактеризовать девочек?
Как вы догадались?
Вывод:
В художественной литературе прямая
речь служит средством характеристики литературного героя.
Вспомним сказку Андерсена «Снежная королева».
Проследим: как слова героев их характеризуют.
Слайд 19По следам Герды и Кая
групповая работа
Три испытания ждет вас
в пути:
1. Составить предложение с прямой речью, расставляя знаки препинания.
2.
Составить его схему.
3. Превратить это предложение в косвенную речь.
Слайд 20Кому принадлежат красные башмачки –
тому принадлежат и слова:
животные, Как, люди,
подумала, и, добры, все, …
Как эти слова характеризуют героиню?
Слайд 21«Как добры все люди и животные,» – подумала Герда
Герда подумала,
что все люди и животные очень добры.
Слайд 22?
растает, Я, печку, и, посажу, на, ее, теплую, она, сказал,
Слайд 23«Я посажу ее на теплую печку, и она растает», -
сказал Кай.
Кай сказал, что посадит ее на теплую печку
и она растает.
Слайд 24?
миленькую, Давно, сказала, иметь, девочку, мне, такую, хотелось, …
Слайд 25
«Давно мне хотелось иметь такую миленькую девочку!, - сказала старушка.
Старушка
сказала, что ей давно хотелось иметь такую миленькую девочку.
Слайд 26?
сказала, края, Теперь, я, теплые, полечу, в, … … .
Слайд 27«Теперь я полечу в теплые края,» - сказала Снежная Королева
Снежная
Королева сказала, что теперь полетит в теплые края.
Слайд 28?
конец, Ну, и, маленькая, сказала, сказке, вот, …
Слайд 29«Ну вот и сказке конец,» – сказала маленькая Разбойница.
Маленькая Разбойница
сказала, что сказке пришел конец.
Слайд 30?
как дети, небесное, не войдете, не будете, Если, читала, царство,
в …
Слайд 31«Если не будете как дети, не войдете в царство небесное»,
- читала бабушка.
Бабушка читала о том, что если не будем
как дети, не войдем в царство небесное.
Слайд 32Какая это речь: прямая или косвенная?
А.С.Пушкин писал Что за прелесть
эти сказки!
Назови необходимые знаки препинания.
Как прямую речь превратить в косвенную?
Слайд 33
Проверь:
Тема: «Употребление прямой и косвенной речи»
Прямая речь
«Леопольд, мы сдаемся!»
– кричали мыши, плавая в стакане газировки.
Косвенная речь
Мыши
кричали Леопольду, что они сдаются.
«Ребята, давайте жить дружно,» - предложил Леопольд.
«П», – а.
«Лягушка, лягушка, отдай мою стрелу», – взмолился Иван Царевич.
А: «П».
Взмолился Иван Царевич: «Лягушка, лягушка, отдай
мою стрелу».
Слайд 34«П, – а, – п».
«Давайте, - усмехнулась хитрая
лиса, - я вам поделю сыр поровну».
Серая Шейка спрашивала:
«Ведь вы весной вернетесь?»
Глаголы говорения: говорить, спрашивать, отвечать, интересоваться, кричать, шептать…
«Как добры все люди и животные!» – подумала Герда.
Герда подумала, что все люди и животные добры к ней.
Слайд 35Домашнее задание
В сказке Андерсена «Соловей» найти предложения к каждой схеме:
«П», - а.
А: «П».
«П», - а, -
«П».