Слайд 1СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С НЕСКОЛЬКИМИ ПРИДАТОЧНЫМИ
МКОУ «Скалистская СОШ»
Слайд 2 Запасы Сиваша практически неисчерпаемы,
так как беспрерывно пополняются
притоком
вод Азовского моря.
Красные лучи ложились огнистым свинцом
по речке там, где она пряталась под нависшие кусты.
Густая трава росла по берегам озера, потому
что здесь достаточно было влаги.
Вверху ветви деревьев так переплелись между собой, что совершенно скрыли небо.
Слайд 3
И понял бы он, человек, что назначение его на земле
– творить добро.
Придаточное изъяснительное
Слайд 4
Если бы мне дано было повторить жизнь, я бы выбрал
ту же самую, очень насыщенную событиями, победами и поражениями, восторгами
и горестями утрат.
Придаточное условия
Слайд 5
Собеседник нужен всякому здравомыслящему человеку, потому что иначе его задавит
одиночество.
Придаточное причины
Слайд 6
Почему хочется заплакать, как я еще никогда не плакал?
Придаточное
образа действия
Слайд 7
Трудно мне писать о войне, хотя "во мне" книга о
"моей войне" идет и идет своим ходом, не умолкая, не
оставляя меня и мою память в покое.
Придаточное уступительное
Слайд 8
Всю мою жизнь я видел настоящими героями только людей, которые
любят и умеют
работать.
Придаточное определительное
Слайд 9СОЮЗЫ
ЧТО, ЧТОБЫ, ЕСЛИ, КОГДА,
БУДТО, ГДЕ, ХОТЯ, ПОКА , ТАК ЧТО , ПОТОМУ
ЧТО, КАК БУДТО, ТАК КАК, ТОЧНО, СЛОВНО, ОТТОГО ЧТО и др.
Слайд 10СОЮЗНЫЕ СЛОВА
КАК, СКОЛЬКО, НАСКОЛЬКО,
ЧТО, КАКОЙ, КОТОРЫЙ,ГДЕ,
КУДА, ОТКУДА
Слайд 11Последовательное подчинение
В одном из школьных сочинений я
написал о том, как во время Великой
Отечественной войны подростки работали на токарных станках, сутками не выходя из цеха, чтобы дать фронту больше боеприпасов.
,
,
как
чтобы
= ], ( как ), ( чтобы ).
что?
для чего?
Слайд 13Однородное подчинение
Поздоровавшись, папа сказал, что будет нам
в деревне баклуши бить, что мы перестали быть маленькими и
что пора нам серьезно учиться. (Л.Н.Толстой)
что
что
что
и
,
,
Слайд 14
[ = ], (что = ), (что = )
и (что − = ).
что?
что?
что?
Слайд 15Неоднородное (параллельное) подчинение
Если командир не робеет , то бойцы за
ним в огонь и в воду идут, что приводит к
разгрому противника.
что
если
,
,
Слайд 16Наличие или отсутствие запятой между рядом стоящими союзами что и
если, что и когда, который и если и т.д.
Деревья так теснятся друг к другу, что если умрет вековая сосна, то некуда ей упасть.
Сравните:
Деревья так теснятся друг к другу, что, если умрет вековая сосна, некуда ей упасть.
Слайд 17Отсутствие запятой между однородными придаточными предложениями, соединенными неповторяющимися союзами и,
или, либо, да (= и).
Мы отправились в
путь по дороге, которая обещала много новых впечатлений и которая помогла нам сдружиться.
которая
которая
и
,
Слайд 18МЕСТО ПРИДАТОЧНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Одной из главных тенденций
станкостроения является повышение точности, что объясняется всё возрастающими требованиями к
качеству изготовления современных машин.
[ ] , ( что ) .
Слайд 19
Если дед уходил из дома, то
бабушка устраивала на
кухне интереснейшие собрания.
(если ),[то ].
Слайд 20 Токарные станки,
которые оснащены системой
программного управления, являются полуавтоматами
или автоматами.
[
, ( которые ) , ].
Слайд 21
Когда дикие звери ходят по лесам и
по полям, то они всегда ходят на ветер и слышат
ушами и чуют носом то, что впереди них. Если бы не
было ветра, они бы не знали, куда им идти.
Для того чтобы на траве,на кусте или дереве
завязалось семя, нужно,чтобы с одного цветка пыль перелетела на другой цветок.Пчёлы и
другие насекомые иногда переносят на лапках
пыль с цветка на цветок. Но больше всего пыль эту переносит ветер. Если бы не было ветра,
половина растений была бы без семян.
Слайд 22Литература:
1. Блинов, Г.И. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации: 5–9
кл.: Кн. для учителя / Г.И. Блинов, В.А. Антохина. —
М.: Просвещение, 2011. — 239 с.
2. Богданова Г.А. Опрос на уроках русского языка: Кн. для учителя: Из опыта работы. — М.: Просвещение, 1995. — 144 с.
3. Машевская Л.В. Данбицкая Л.В. Творческие задачи по русскому языку (Из опыта работы со словом). — СПб.: КАРО, 2003. — 124 с. — (Материалы для специалиста образовательного учреждения).
4. Русова Н.Ю. Как стать грамотным: Руководство по ускоренному овладению навыками правильной письменной речи. — Н. Новгород: ДЕКОМ, 2004. — 160 с.
5. Хазанова А.С. Цвайг Л.В. Русский язык: Практическое руководство: В 2 ч. Ч.2 — М.: ВЛАДОС, 1995. — 224 с.