Разделы презентаций


ОГЭ по русскому языку "Задание Аз. Изобразительно-выразительные средства языка"

Содержание

Проверяемый элемент содержания (по спецификации) : выразительные средства лексики и фразеологии. Анализ средств выразительности. Задание типа: поиск средства выразительности в данных предложениях из текста. Задание, проверяющее знание изобразительно

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Изобразительно-выразительные средства языка
Задание Аз
ОГЭ по русскому языку


Ф.А.Ковальчук ,
учитель

русского языка и литературы
МБОУ лицей № 1





Изобразительно-выразительные средства языка Задание АзОГЭ по русскому языкуФ.А.Ковальчук  ,учитель русского языка и литературыМБОУ лицей № 1

Слайд 2 Проверяемый элемент содержания
(по спецификации) : выразительные средства лексики

и фразеологии.
Анализ средств выразительности.
Задание типа: поиск

средства выразительности в данных предложениях из текста.
Задание, проверяющее знание изобразительно – выразительных средств.
Обычно это слова в переносном значении. Умей узнавать изобразительно – выразительные средства по характерным признакам.

Проверяемый элемент содержания (по спецификации) : выразительные средства лексики и фразеологии.  Анализ средств выразительности. Задание

Слайд 3 Алгоритм
Прочитай задание. Вспомни, что обозначает термин, данный в

задании, каковы его характерные особенности.
Ищи в каждом варианте ответа

эти характерные признаки, сопоставляя с примером.
Отсекай ненужное слово по заданию.


Слайд 4Средства выразительности речи 5-9 классы
5 класс
Аллегория,

риторическое обращение, риторический вопрос, риторическое восклицание, ритм, олицетворение, ассонанс, аллитерация,

сравнение, метафора, ирония, эпитет, антитеза, гипербола, литота, анафора, эпифора, инверсия, фразеологизмы
6 класс
Рифма, иносказание, антитеза, инверсия, архаизмы, историзмы
7 класс
Гипербола, риторическое обращение, риторический вопрос, риторическое восклицание, ирония, юмор, сарказм, градация, аллегория, гротеск, художественная деталь
8 класс
сарказм, градация, гротеск, экспрессия
9 класс эпитет, олицетворение, сравнение, метонимия, синекдоха, парцелляция, художественная деталь, перифраз, оксюморон, эллипсис
Средства выразительности речи 5-9 классы5 класс    Аллегория, риторическое обращение, риторический вопрос, риторическое восклицание, ритм,

Слайд 5Языковые средства выразительности


Языковые средства выразительности

Слайд 7
– это изображение одного предмета (предмета сравнения ) путём сопоставления

его с другим (образом сравнения). В отличие от метафоры есть

объект сравнения.
Пример:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами
Блестя на солнце , снег лежит.
А она за мною мчится и кусает , как волчица.
Роль в языке: придает тексту образность, эмоциональность, выразительность, формирует новое осмысление, помогает живо, образно представить предмет.


		– это изображение одного предмета (предмета сравнения ) путём сопоставления его с другим (образом сравнения). В отличие

Слайд 8-это художественное определение предмета или явления, ярко и образно рисующее

наиболее существенный признак предмета или явления.
Пример:
Воздух чист и свеж,

как поцелуй ребенка.
Поют голосистые дрозды.
Ночевала тучка золотая …,
по лазури весело играя.
Роль в языке: дают образную характеристику предмета.



-это художественное определение предмета или явления, ярко и образно рисующее наиболее существенный признак предмета или явления.Пример: Воздух

Слайд 9- это иносказательное изображение явления.
Близок локоть, да не укусишь.

Дорога ложка

к обеду.

Соловья баснями не кормят.


- это иносказательное изображение явления.Близок локоть, да не укусишь.Дорога ложка к обеду.Соловья баснями не кормят.

Слайд 10это изображение неодушевлённых предметов и животных в виде живых существ,

способных действовать, чувствовать, мыслить.
Пример:
Белка песенки поёт.


Ночевала тучка золотая
На груди

утеса-великана.


это изображение неодушевлённых предметов и животных в виде живых существ, способных действовать, чувствовать, мыслить.Пример: Белка песенки поёт.Ночевала

Слайд 11-это употребление слова в переносном значении на основе сходства между

явлениями.
Пример:
Волшебный сон.
Лёгкая пуховая цепь.
Разрываюсь на части.
Роль в языке: придает

речи особую выразительность,эмоциональность.
Используется для выражения личностной оценки автора, его неповторимой индивидуальности.


-это употребление слова в переносном значении на основе сходства между явлениями.Пример: Волшебный сон.Лёгкая пуховая цепь.Разрываюсь на части.Роль

Слайд 12это употребление слова в переносном значении на основе связи, существующей

между явлениями (скрытое сравнение).
Пример:
Волка ноги кормят.
Бить челом.
Я три тарелки

съел.
Его перо любовью дышит.
Роль в языке: позволяет кратко выразить мысль,служит источником образности.



это употребление слова в переносном значении на основе связи, существующей между явлениями (скрытое сравнение).Пример: Волка ноги кормят.Бить

Слайд 13это употребление слова в переносном значении на основе количественной связи

между явлениями(единственное-множественное, часть-целое, определённое-неопределённое количество.
Пример:
Одну минуточку.
Делу время, а потехе

час.




это употребление слова в переносном значении на основе количественной связи между явлениями(единственное-множественное, часть-целое, определённое-неопределённое количество.Пример: Одну минуточку.Делу

Слайд 14-это художественное преувеличение.
Пример:
Пир горой.
Махнула птица крылом, закрыла весь свет

одним пером.



-это художественное преувеличение.Пример: Пир горой.Махнула птица крылом, закрыла весь свет одним пером. 

Слайд 15- Определение предмета путем отрицания противоположного.
Пример:
Не дорого ценю я громкие

слова,
От коих не одна кружится голова.
- Художественное преуменьшение (обратная гипербола).
Пример:
В

больших сапогах, а сам с ноготок.



- Определение предмета путем отрицания противоположного.Пример:Не дорого ценю я громкие слова,От коих не одна кружится голова.- Художественное

Слайд 16-это необычный порядок слов в предложении.
Пример:
Идёт Жилин, всё тени

держится.
Степью лазурною, цепью жемчужною мчитесь вы, будто как я же,

изгнанники с милого севера в сторону южную.



-это необычный порядок слов в предложении. Пример:Идёт Жилин, всё тени держится.Степью лазурною, цепью жемчужною мчитесь вы, будто

Слайд 17в художественном произведении помогают изобразить явление и придать тексту эмоциональную

окраску.
Пример:
«Моем, моем трубочиста чисто, чисто, чисто, чисто!»
И сейчас же щётки,

щётки затрещали, как трещотки…


в художественном произведении помогают изобразить явление и придать тексту эмоциональную окраску.Пример:«Моем, моем трубочиста чисто, чисто, чисто, чисто!»	И

Слайд 18это изобразительное средство языка: резкое противопоставление слов, предложений, героев, картин,

эпизодов.
Пример:
Вблизи- вдали, вверху- внизу, белое- чёрное, толстый- тонкий.



это изобразительное средство языка: резкое противопоставление слов, предложений, героев, картин, эпизодов.Пример:Вблизи- вдали, вверху- внизу, белое- чёрное, толстый-

Слайд 19параллелизм
-это одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи.
Пример:
Молодым везде

у нас дорога,
Старикам везде у нас почет.


В синем море волны

хлещут,
В синем небе звезды блещут.



параллелизм	-это одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи.Пример:Молодым везде у нас дорога,	Старикам везде у нас почет.В

Слайд 20оксюморон
- сочетание несовместимых понятий в одном художественном образе, создающем новое

понятие или представление (соединение несоединимого).
Пример:
Честный вор.
Грустная радость.
Сволочь ненаглядная.
О, как

мучительно тобою счастлив я. (А.Пушкин)



оксюморон- сочетание несовместимых понятий в одном художественном образе, создающем новое понятие или представление (соединение несоединимого).Пример: Честный вор.Грустная

Слайд 21Риторический вопрос и риторическое восклицание
изобразительные средства языка, которое служат для

выражения сильного чувства.
Пример:
Знаете ли вы украинскую ночь?
О, вы не знаете

украинской ночи!



Риторический вопрос и риторическое восклицаниеизобразительные средства языка, которое служат для выражения сильного чувства.Пример:Знаете ли вы украинскую ночь?О,

Слайд 22 Тропы создаются поэтами и писателями. Но просто

придумать метафору или метонимию нельзя. Чтобы создать удачный, выразительный троп,

нужно очень внимательно наблюдать за жизнью, уметь видеть связи между самыми различными предметами и явлениями.

Тропы создаются поэтами и писателями. Но просто придумать метафору или метонимию нельзя. Чтобы создать

Слайд 23 Определите, в каком столбике перечислены только тропы

Определите, в каком столбике перечислены только тропы

Слайд 24Определите фигуру речи
И скучно, и грустно,
И некому руку подать (М.Лермонтов)

а)

градация;
б) умолчание;
в) эпифора

Определите фигуру речиИ скучно, и грустно,И некому руку подать (М.Лермонтов)а) градация; б) умолчание;в) эпифора

Слайд 25 Укажите неверное утверждение
а) Ирония – троп, состоящий в употреблении

слова в смысле, обратном буквальному.
б) Аллегория – иносказание, намёк, выражение

отвлеченного понятия или идеи в конкретном художественном образе.
в) Олицетворение – троп, состоящий в замене обычного однословного названия какого-то предмета описательным выражением.
Укажите неверное утверждениеа) Ирония – троп, состоящий в употреблении слова в смысле, обратном буквальному.б) Аллегория –

Слайд 26 Укажите лишний термин

а) метонимия;
б) риторическое обращение;
в) эллипсис

Укажите лишний термина) метонимия;б) риторическое обращение;в) эллипсис

Слайд 27Терминологический тест 5 класс
Переносное значение слова, основанное на сходстве или

противопоставлении одного предмета или явления другому?
1) сравнение
2) эпитет

3) метафора
 
Прилагательное, художественное определение, дающее яркую, выразительную характеристику предмету
1) олицетворение
2) ирония
3) эпитет
 
Перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы и отвлечённые понятия
1) метафора  
2) эпитет
3) олицетворение            
 

Терминологический тест  5 класс Переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления

Слайд 28 Контрольная работа по литературе (6 класс)
Часть В

Задание части В
Определите,

какое изобразительное средство использовано в данном тексте («начинает терять силы», «черпал силы у матери»), и запишите его название.
 



Слайд 29 Познакомьтесь с фрагментом анализа стихотворения С.Есенина. Вместо

точек вставьте название средства художественной выразительности. Запишите термины через запятую

в той последовательности, как они идут в тексте анализа.


  В стихотворении С. Есенин создает образ зимней березы. Ее красота подчеркивается многочисленными … («точно серебром, распустились кисти белой бахромой»). Выразительности образа способствуют  и … («горят снежинки, обсыпает серебром»). Благодаря … мы чувствуем настроение автора, его восхищение красотой зимней природы («пушистых ветках, «снежною каймой», «в золотом огне»)

Познакомьтесь с фрагментом анализа стихотворения С.Есенина. Вместо точек вставьте название средства художественной выразительности. Запишите

Слайд 30 Стихотворение А.С. Пушкина «ЗИМНЕЕ УТРО»
Укажите название средства иносказательной выразительности,

которое использует А.Пушкин:
Великолепными коврами,
Блестя

на солнце, снег лежит…
Выпишите из 4 строфы стихотворения яркий цветовой эпитет.
Название какого цвета ни разу не звучит в стихотворении А.Пушкина, хотя именно этот цвет традиционно присутствует в описаниях картин зимы?
Укажите название изобразительно-выразительного средства, которое использует А.Пушкин для одушевления картин природы, наделения их человеческими чувствами и переживаниями: Вечор, ты помнишь, вьюга злилась…

Стихотворение А.С. Пушкина «ЗИМНЕЕ УТРО»Укажите название средства иносказательной выразительности, которое использует А.Пушкин:   Великолепными

Слайд 31Задание № 2 Выпишите тропы, определите их роль в тексте
1

вариант

ТУЧИ
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.
 
Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?
 
Нет, вам наскучили нивы бесплодные...
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.
М.Ю. Лермонтов

2 вариант
ПАРУС
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..
 
Играют волны - ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит...
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
 
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
М.Ю. Лермонтов

Задание № 2  Выпишите тропы, определите их роль в тексте 1 вариант

Слайд 32 Контрольная работа по литературе (7 класс)
 

 

Контрольная работа  по литературе (7 класс)   

Слайд 33Проверочная работа Средства художественной выразительности (8 класс)
Служить бы рад, прислуживаться тошно (А.Грибоедов)
1)

ирония
2) фразеологизм
3) синонимы
4) антитеза
Прощально благодарили родную землю за тепло и

ласку улетающие птицы, и голоса их звучали печально и чуточку виновато (В.Колесов)
1) олицетворение
2) фразеологизм
3) метафора
4) антитеза
Но знай, внимающий этим камням, никто не забыт и ничто не забыто (О.Берггольц)
1) олицетворение
2) метонимия
3) метафора
4) инверсия
 

Проверочная работа Средства художественной выразительности (8 класс) Служить бы рад, прислуживаться тошно (А.Грибоедов)1) ирония2) фразеологизм3) синонимы4) антитезаПрощально

Слайд 34
1) Пришел, увидел, победил. (Ю. Цезарь)
2) Волков бояться – в

лес не ходить.
3) …Черноглазую девицу,
Черногривого коня! (Лермонтов)
4) Опасна охота

на медведя, страшен раненый зверь.
5) Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду. (Чехов)
6) Творец Макбета.(Шекспир)
7) У каждого человека в жизни есть цель. Единственная и большая. Ей подчиняются все мысли, поступки.
8) Вместо хлеба – камень, вместо поучения – колотушка. (Салтыков-Щедрин)
9) Мертвая тишина, черная тоска, добрый молодец, мороз-воевода.
10) Мужик изловчился: суп в пригоршне научился варить. (Салтыков-Щедрин)


1 - эллипсис
2 - градация
3 - анафора
4 - инверсия
5 - эпитет
6 - гипербола
7 - многосоюзие
8 - парцелляция
9 - бессоюзие
10 - перифраз (парафраз)

Литературоведческие и лингвистические термины
(9 класс)
Найдите соответствия. Дайте определения терминам 2, 7, 8.

1) Пришел, увидел, победил. (Ю. Цезарь)2) Волков бояться – в лес не

Слайд 35Олимпиадные задания при подготовке к ОГЭ
Прочитайте стихотворение С. Есенина. Озаглавьте

его. В тексте расставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте

скобки.

Какие средства художественной выразительности есть в этом стихотворении? Приведите примеры.
 
Какое средство художественной выразительности встречается в стихотворении чаще всего?
 
С какой целью его использует автор?
 
 

Задр…мали звёзды з…л…тые
Задр…жало зеркало затона.
Бре(з,ж)жит свет на заводи реч(?)ные
И румянит сетку неб…склона.
 
Улыбнулись со(н,нн)ые берё…ки
Растр…пали ш…лковые косы.
Ш…лестят з…лёные серё…ки
И г…рят серебря(нн,н)ые росы.

У плетня зар…сшая крапива
Обр…дилась ярким перламутром
И качаясь, шепч…т шаловливо
С добрым утром!

Олимпиадные задания при подготовке к ОГЭ Прочитайте стихотворение С. Есенина. Озаглавьте его. В тексте расставьте пропущенные буквы

Слайд 36 Как называются выделенные слова в следующих

отрывках из «Сказки о спящей царевне и о семи богатырях»

А. С. Пушкина? Подбери к ним близкие по смыслу слова, которые употребляются в современном языке

А) Царь с царицею простился
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.
 
Б) Рано утром гость желанный,
День и ночь так долго жданный,
Издалеча наконец
Воротился царь-отец.
 
В) Коль старушка, будь нам мать,
Таки станем величать.
 
Г) В миг по речи те спознали,
Что царевну принимали.
 
 

Как называются выделенные слова в следующих отрывках из «Сказки о спящей царевне и

Слайд 37«Своя игра»
(по заданиям ОГЭ А3, ЕГЭ В8)
Готовимся к ОГЭ
по русскому

языку

«Своя игра»(по заданиям ОГЭ А3, ЕГЭ В8)Готовимся к ОГЭпо русскому языку

Слайд 38Наберите больше баллов!

Наберите больше баллов!

Слайд 39Тропы - 100
эпитет
инверсия
сравнение
метафора
олицетворение
метонимия

Назовите лишнее:
синекдоха
перифраз
олицетворение
гипербола
литота

Тропы - 100эпитет инверсия сравнениеметафораолицетворениеметонимия Назовите лишнее:синекдоха перифразолицетворениегипербола литота

Слайд 40Тропы - 200
Назовите троп по его определению:
разновидность метафоры,

состоит в переносе признаков живого существа на явления природы, предметы

и понятия.
а) эпитет
б) сравнение
в) метонимия
г) олицетворение
Тропы - 200Назовите троп по его определению:  разновидность метафоры, состоит в переносе признаков живого существа на

Слайд 41Тропы - 300
Назовите троп и объясните оценочную функцию, которую он

выполняет в обоих примерах:
а) его глаза сияли, как яркие звёзды

на тёмном небосводе;
б) его глаза сияли, как медяки на заскорузлой купеческой ладони.
Тропы - 300Назовите троп и объясните оценочную функцию, которую он выполняет в обоих примерах:а) его глаза сияли,

Слайд 42Тропы - 500
Определите вид тропа в предложении:
В Новый год гуляло

всё село.
а) олицетворение
б) метафора
в) метонимия
г) перифраз

Тропы - 500Определите вид тропа в предложении:В Новый год гуляло всё село.а) олицетворениеб) метафорав) метонимияг) перифраз

Слайд 43Тропы - 700
Укажите троп, использованный в предложении, назовите противоположный по

значению троп, приведите пример.
Таких глаз не было на всём

белом свете.
Тропы - 700Укажите троп, использованный в предложении, назовите противоположный по значению троп, приведите пример. Таких глаз не

Слайд 44Тропы - 1000
Найдите соответствия (замените одним словом) и назовите троп:
солнце

русской поэзии
весна человеческой жизни
прикованный к скале Титан
бессмертный творец «Илиады»
седая чародейка

Тропы - 1000Найдите соответствия (замените одним словом) и назовите троп:солнце русской поэзиивесна человеческой жизниприкованный к скале Титанбессмертный

Слайд 45Фигуры речи - 100
Что не является фигурой речи:
а) параллелизм
б) многосоюзие
в)

эллипсис
г) синекдоха
д) антитеза
е) оксюморон
ж) парцелляция

Фигуры речи - 100Что не является фигурой речи:а) параллелизмб) многосоюзиев) эллипсисг) синекдохад) антитезае) оксюморонж) парцелляция

Слайд 46Фигуры речи - 200
Назовите фигуру речи по её определению:

одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи
(По

небу плывут тощие тучи. Над рекой висят серые клочья тумана.)
а) эллипсис
б) парцелляция
в) анафора
г) параллелизм
Фигуры речи - 200Назовите фигуру речи по её определению:  одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков

Слайд 47Фигуры речи - 300
Назовите фигуру речи, использованную в данном отрывке:

Родная земля! Прости нас, твоих неразумных детей!

Фигуры речи - 300Назовите фигуру речи, использованную в данном отрывке:  Родная земля! Прости нас, твоих неразумных

Слайд 48Фигуры речи - 500
Назовите фигуру речи, используемую в предложении: Ответом

на вопрос было красноречивое молчание.
а) эпитет
б) антитеза
в) оксюморон
г) эллипсис

Фигуры речи - 500Назовите фигуру речи, используемую в предложении: Ответом на вопрос было красноречивое молчание.а) эпитетб) антитезав)

Слайд 49Фигуры речи - 700
Какие 2 фигуры речи представлены в этих

предложениях?
а) Тонкий дождь сеялся и на леса, и

на поля, и на широкий Днепр.
б) Мелькают мимо будки, бабы, мальчишки, лавки, фонари…
Фигуры речи - 700Какие 2 фигуры речи представлены в этих предложениях?  а) Тонкий дождь сеялся и

Слайд 50Фигуры речи - 1000
Прочитайте отрывок и определите фигуры речи:

Позади большие заботы лета. Хлеб – в закромах. Сено

– в скирде. Можно распрямиться. Передохнуть. Что может быть лучше для крестьянина, чем выйти на убранное поле и послушать звонкую тишину?
Фигуры речи - 1000Прочитайте отрывок и определите фигуры речи:  Позади большие заботы лета. Хлеб – в

Слайд 51 ОГЭ Задание Аз
Укажи, какое средство речевой выразительности

используется в выражении: «гибкое тело хищника дышало мощью и грацией»

1)

Метонимия
2) Эпитет
3) Метафора
4) Сравнительный оборот

ОГЭ Задание Аз

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика