Слайд 1Принципы русской пунктуации.
Функции знаков препинания.
Урок русского языка.
11 класс.
Слайд 2Пунктуация (позднелат. punctuatio, от лат. punctum — точка), система знаков
препинания в письменности какого-либо языка, правила их употребления; их расстановка
в тексте; наряду с графикой и орфографией — основной элемент письменной речи.
Слайд 3Известно, что до XV века в книгах не было знаков
препинания.
А сколько знаков препинания в системе русской пунктуации в
настоящее время?
Умеем ли мы пользоваться возможностями, которые предоставляет стройная система знаков препинания?
Слайд 5Употребление знаков препинания обусловлено прежде всего строением предложения, его синтаксической
структурой.
Основным принципом, на котором строится современная русская
пунктуация, является структурный (или синтаксический) принцип
Со структурой предложения связано употребление:
точки, фиксирующей конец предложения;
знаков между частями сложного предложения;
знаков, выделяющих разнообразные конструкции в составе простого предложения (обособленные члены, однородные члены, обращения, вводные и др. конструкции).
.
Слайд 6Например:
Известно,1 (что,2 (для того чтобы увидеть
в лесу нужный гриб,3 птицу,4 притаившуюся в ветвях,5 птичье гнездо,6
орех на ветке —7 одним словом,8 всё),9 (что редко попадается и так или иначе прячется от глаз),10 надо держать в воображении то),11 (что ищешь).12
Здесь знаки препинания отражают структуру предложения:
1 — запятая отделяет придаточное от главного;
2 — запятая на стыке союзов при последовательном подчинении придаточных;
2, 10— запятые выделяют придаточные внутри другого придаточного при последовательном подчинении;
3, 6 — запятые разделяют однородные члены, связанные бессоюзно;
4, 5 — запятые выделяют причастный оборот после определяемого слова;
7 — тире после однородного ряда перед обобщающим словом;
8 — запятая выделяет вводную конструкцию;
9, 11 — запятые разделяют придаточные при последовательном подчинении;
12 — точка указывает на конец предложения.
Слайд 7Второй принцип, на котором основаны пунктуационные правила, — это принцип
смысловой
Синтаксическое членение текста ( в том числе и отдельного предложения)
связано с его смысловым членением и в большинстве случаев совпадает с ним.
Однако часто случается и так, что смысловое членение речи подчиняет себе структурное и диктует ту или иную расстановку знаков препинания (их выбор или место).
Слайд 8Расставьте знаки препинания в следующей фразе (заголовок одной из статей
газеты «Аргументы и факты»), чтобы получилось несколько вариантов смыслового содержания.
Хватит
жевать давайте читать
Хватит! Жевать давайте, читать…
Хватит. Жевать? Давайте! Читать?
Хватит жевать – давайте читать.
(Статья о необходимости внимательного изучения того, что написано на упаковке товара.)
Чем вы руководствовались при расстановке знаков препинания?
Какую функцию выполняет в этом предложении тире?
Тире в БСП, во второй части выражено противопоставление по отношению к содержанию 1-й части (между частями можно вставить союз а, но).
Слайд 9Смысловой принцип допускает и так называемые «авторские» знаки.
Например:
Без хворостинки
в руке, ночью, он, нимало не колеблясь, поскакал один на
волков (И. Тургенев).
Первые две запятые — знаки «авторские», их не требует структура предложения. Но благодаря этому авторскому обособлению признаки, которые обозначаются обстоятельствами без хворостинки в руке, ночью, оказываются выделенными, подчёркнута их исключительность.
При отсутствии запятых этот важный для автора оттенок значения исчезает.
Слайд 10Русская пунктуация отчасти отражает и интонацию (и это третий, интонационный
принцип).
Например, интонацией обусловлены:
выбор точки или восклицательного знака в конце
предложения (невосклицательная или восклицательная интонация),
выбор запятой или восклицательного знака после обращения,
постановка интонационного тире и др.
Слайд 11Однако буквального совпадения между знаками препинания и интонацией нет.
Это проявляется,
с одной стороны, в том, что далеко не всем паузам
соответствуют на письме знаки препинания, а с другой — в том, что запятая может употребляться там, где в устной речи паузы нет.
Например:
1) В предложении Краткие речи/всегда более содержательны/и способны вызвать /сильное впечатление (М. Горький) три паузы, а знаков препинания нет.
2) В предложении Под мышкой мальчик нёс какой-то узел/ и, повернув к пристани,/ стал спускаться по узкой и крутой тропинке (М. Лермонтов) между союзом и и деепричастием повернув запятая есть, а пауза в устной речи отсутствует; наоборот, перед этим союзом есть пауза, а запятой нет.
Таким образом, современная пунктуация опирается и на структуру, и на смысл, и на интонационное членение речи в их взаимодействии.
Слайд 18Прочитайте текст. Выделите грамматическую основу предложения, укажите, чем она выражена.
Объясните постановку знаков препинания и укажите их функцию.
1. Россия не
только государство... 2. Она – сверхгосударство, океан, стихия, которая еще не оформилась, не влегла в свои, предназначенные ей берега. 3. Не засверкала еще в отточенных и ограненных понятиях в своем своеобразии, как начинает в бриллианте сверкать сырой алмаз. 4. Она вся еще в предчувствиях, в брожениях, в бесконечных желаниях и бесконечных органических возможностях.5. Россия – это океан земель, размахнувшийся на целую шестую часть света и держащий в касаниях своих раскрытых крыльев Запад и Восток.6. Россия – это семь синих морей; горы, увенчанные белыми льдами; Россия – меховая щетина бесконечных лесов, ковры лугов ветреных и цветущих.7. Россия – это бесконечные снега, над которыми поют мертвые серебряные метели, но на которых так ярки платки русских женщин, снега, из-под которых нежными веснами выходят темные фиалки, синие подснежники. <…>8. Россия – страна неслыханных, богатейших сокровищ, которые… таятся в ее глухих недрах.9. Россия есть страна византийских куполов, звона и синего ладана, которые несутся из великой и угасшей наследницы Рима – Византии, второго Рима. 10. И придают России неслыханную красоту, запечатленную в русском искусстве. <...>
Слайд 19Домашнее задание:
1) продолжите заполнение таблицы «Функции знаков препинания», определяя функции
запятой в тексте упражнения …;
2) напишите сочинение-миниатюру «Многоточие – следы
на цыпочках ушедших слов» (В.В. Набоков).