Слайд 1филиал Сосновской СОШ №1 в п. Рабочий Сосновского района Тамбовской
области
Проект
«Словарь устаревших
слов (по балладе
А.С. Пушкина
«Песнь о вещем Олеге»)»
Выполнила: Селифанова Виктория
ученица 7 класса
Руководитель проекта: Рябова В. В.,
учитель русского языка и литературы
Слайд 2
Всего приятнее для нас те слова,
которые дают нам
какое-нибудь знание.
Аристотель
Слайд 3«При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте.
… это право решительно принадлежит ему. В нем, как будто
в лексиконе, заключилось все богатство, сила и гибкость нашего языка. Он более всех, он далее раздвинул ему границы и более показал все пространство. Пушкин есть явление … русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится чрез двести лет. В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер…».
Н. В. Гоголь
Слайд 4Актуальность
Современным школьникам трудно читать художественные произведения XIX века, так
как в них много устаревших слов, значения которых им непонятны.
По этой причине остается непонятой идея автора.
Слайд 5Цель работы – выявление устаревших слов и определение их роли в
балладе А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге».
Задачи исследования:
1)
выбрать устаревшие слова в рассматриваемом тексте;
2) определить значения устаревших слов и составить словарь;
3) выявить специфику функционирования устаревших слов в балладе А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»;
4) наглядно представить результаты исследования в виде компьютерной презентации
Слайд 6Объект исследования: баллада
А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге».
Предмет исследования:
устаревшие слова и выражения, встречающиеся в балладе А.С. Пушкина «Песнь
о вещем Олеге».
Слайд 7Гипотеза
Понимание значений устаревших слов позволит школьникам правильно понять и идею
произведения, и авторский замысел, поможет воссоздать колорит эпохи XIX века
как средство создания характера.
Слайд 8Новизна
Установлены причины появления большого количества историзмов и архаизмов в тексте
баллады А. С. Пушкина и составлен словарь-справочник значений устаревших слов.
Слайд 9Этапы работы над проектом
1 этап – сбор языкового материала
(устаревшие слова, затрудняющие
понимание произведения).
3 этап – формулировка выводов о
роли
устаревших слов в балладе А.С. Пушкина
«Песнь о вещем Олеге».
4 этап – создание словаря
устаревших слов.
2 этап – определение с помощью
лингвистических словарей значений
устаревших слов.
Слайд 10Методы исследования
сбор информации
работа с текстом
анализ, обобщение результатов
составление словаря
Слайд 12Баллада - стихотворение, изображающее события фантастического или героического характера.
Слайд 13Пушкин и история
Использование устаревшей лексики
А. С. Пушкиным - есть
способ создания в балладе исторического колорита.
Слайд 14Словарь устаревших слов по балладе А. С. Пушкина « Песнь о
вещем Олеге»
В балладе мною были обнаружены слова, относящиеся к
пассивному запасу и являющиеся устаревшими. При сопоставлении видов устаревшей лексики установлено, что в тексте использовано 17% архаизмов и историзмов относительно общего количества лексического состава произведения. Определено значение 49 слов, среди них - 40 архаизмов и 9 - историзмов.
Слайд 15Как ныне[1] сбирается [2] вещий [3] Олег
Отмстить [4] неразумным [5]
хазарам: [6]
Их села и нивы за буйный набег
Обрек [7] он
мечам и пожарам…
1. Ныне- сегодня
2. Сбирается-собирается
3. Вещий - означает пророческий,
открывающий тайны.
4. Отмстить-отомстить.
5. Неразумным -тот, кто лишен
разумности, здравого смысла
6.Хазары-это племена, которые жили
к востоку от древнего Киева и часто
нападали на русских.
7.Обрёк – подверг нападениям.
Слайд 16Автор привлекает большое количество устаревших слов – архаизмов и историзмов
– в качестве изобразительного средства, что способствует воссозданию конкретной исторической
эпохи- эпохи Древней Руси.
Вывод
Слайд 171. Интернет-словари:
1)Толковый словарь В. Даля –on-line. http://www.vidahl.agava.ru/
2)Толковый словарь русского языка Д.Н. Ушакова–on-line http://www.dict.t-mm.ru/ushakov
2. Литература. 7 класс.
Г.Меркин- М.: «Русское слово», 2014.-178с.
3. Словарь русского языка/ А. П. Евгеньева – М.: «Русский язык», 1986.
4.Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов – М: «Дрофа», 2000.