Слайд 1Работаем над комментарием к сформулированной проблеме текста (К
2)
Слайд 2Как читать текст?
Бахтин М.М. («Эстетика словесного творчества») говорил
о двух задачах
читателя:
во-первых, нужно понять текст так, как понимал его сам
автор
– «увидеть описанную в произведении картину мира
глазами автора»;
во-вторых, включить произведение в свой духовный
контекст – «увидеть мир произведения собственными
глазами, вступить с автором в диалог (спор или согласие)».
Следовательно, цель читателя заключается в том, чтобы
искать в произведении точки зрения рассказчика и
героев, точку зрения автора, его мысли, чувства, оценки,
сопоставлять их со своими.
Степень сформированности этого умения как раз и отражается в комментарии к сформулированной проблеме текста.
Слайд 3
Что такое комментарий к сформулированной проблеме текста?
Прокомментировать проблему –
это
значит:
показать степень понимания текста;
умение видеть его важнейшие аспекты;
понять замысел
автора;
понять ход авторской мысли.
Слайд 5
Текстуальный комментарий представляет собой объяснение текста, следование за автором в
раскрытии проблемы:
На каком материале автор раскрывает проблему?
На какие аспекты проблемы
он обращает внимание?
Как автор позволяет читателю увидеть эти аспекты?
Как выражено авторское отношение к изображаемому?
Какие эмоции автора выражены в тексте?
Слайд 6Как проследить развитие
авторской мысли в тексте?
Для этого можно
исходный
текст разделить на микротемы (предложения, объединенные одной мыслью и отражающие
определенный аспект проблемы);
выделить основную мысль каждой микротемы;
сформулировать данную мысль;
записать её в виде пункта плана.
Слайд 7
Комментарий к тексту художественного стиля имеет свои особенности. В нем
нужно:
одним-двумя предложениями сказать о сюжете;
сказать о том, что представляет
собой герой, от имени которого ведется повествование, каковы его поступки и речь ;
поразмышлять, совпадает ли позиция рассказчика и авторская позиция, из чего это следует.
Слайд 8Помните:
нужно комментировать только ту проблему, которая отражена в тексте
и названа вами, а не весь текст;
не являются комментариями неоправданный
пересказ и сплошное цитирование текста.
Слайд 9Работаем с текстом
(1)С самого рождения главным человеком для меня стала мать
моей матери Александра Ивановна Петрова. (2)Её я никогда не называла бабушкой — только мамой.
(3)Сорокалетняя бабушка взяла на себя бремя материнства — бессонные ночи, борьбу с детскими хворями, большие и маленькие заботы, когда родила, не выходя замуж, дочка Зиночка, из четверых её детей самая любимая, хорошенькая и добрая. (4)А дочери дала возможность заняться устройством личной жизни, что та и смогла сделать. (5)Когда началась война, двадцатидвухлетняя Зиночка, всю жизнь боявшаяся резких слов, вздрагивавшая от громкого голоса, пошла на фронт вместе с мужем, а спустя пять фронтовых лет разделила с ним кочевую жизнь военнослужащего...
(6)Я хорошо помню, как она во время своих редких приездов в Москву водила меня, семилетнюю, гулять по заснеженному Замоскворечью. (7)Время от времени останавливалась, наклонялась ко мне и, глядя на меня своими большими голубыми глазами, просила сказать ей: «Мама». (8)Я упорно твердила: «Зина». (9)Когда я повзрослела, тем более не могла называть её мамой. (10)Мне казалось, что это было бы предательством по отношению к Матери. (11)Сейчас, когда прошло столько лет, я, конечно, жалею о тогдашнем своём упрямстве, о том, что так никогда и не назвала мамой родившую меня женщину. (12)Она не могла настаивать, требовать, заявлять о своих правах на дочь и только плакала. (13)Я осталась в доме на Вишняковском, прожила вместе с Матерью до своих тридцати лет и благодарна судьбе за это. (14)В школу мы с Матерью пошли вместе: я стала первоклассницей, а она — членом, а затем и председателем родительского комитета. (15)Мать делала много полезного: она устраивала всякого рода «мероприятия», ходила к родителям нерадивых учеников,
Слайд 10 добивалась бесплатных завтраков и ботинок для ребят
из бедных семей.
(16)У многих отцы погибли
на фронте, а у некоторых стали жертвами предвоенных репрессий. (17)Наши с Матерью отношения не были сплошной идиллией — случались размолвки, мои капризы и непослушание.(18) Единственным наказанием, которое Мать применяла по отношению ко мне в случае моих провинностей, было молчание. (19)Со всеми домочадцами разговаривает, со мной — ни слова. (20)Я лишалась общения, не могла ничем заняться, не в силах была долго терпеть свою изоляцию и «одумывалась».
(21)Мать любила читать. (22)В доме было много хороших книг, их покупали, обязательно дарили на праздники. (23)Не учившаяся никогда музыке, она позаботилась о том, чтобы я научилась играть — дома было пианино. (24)А театр? (25)Чаще всего мы ходили в филиал Малого на Ордынке, в наш «придворный», как мы его называли, театр — близко от нашего дома.
(26)Я была домашним ребенком — не ходила в детский сад, не ездила в пионерский лагерь. (27)Первый раз разлучилась ненадолго с Матерью, когда мне было шестнадцать лет. (28)Мать отпустила меня с тётей Шурой на юг, в санаторий. (29)Отвечая на моё посланное из Анапы в Москву письмо (живём с Шурой в разных комнатах, очень жарко, на пляж ходить далеко, еда невкусная и т. д. и т. п.), Мать пишет: «Танюша, дорогая, надо учиться жить так, чтобы видеть хорошее, и тогда будет меньше недовольства, да и жить будет веселее».
(30)...В шестьдесят с небольшим Мать тяжело заболела. (31) Опасаясь за неё и не в силах скрыть своей боязни остаться вдруг без согревавшего меня всю жизнь крыла, я спросила: «Мама, ты поправишься?» (32)Мой эгоизм («Как буду жить без неё?») поставил вместо утверждающей точки или восклицательного знака трусливый вопросительный знак. (33)Мать ответила: «Не бойся, поправлюсь. Мне ещё надо дорастить тебя». (По Т. Щегловой)
Слайд 11
Образец работы над комментарием
Слайд 13Обратите внимание!
Комментирующая часть сочинения (если она
следует за сформулированной проблемой) должна завершиться тезисом, в котором изложена
позиция автора текста по рассматриваемой проблеме.
Слайд 14Речевые клише (устойчивые обороты), которые уместны в комментарии