Слайд 2С.176-177
I. Рассуждение как тип речи.
1. Содержание рассуждения.
2. Вопрос к тексту-рассуждению.
3.
Разновидности рассуждения. Особенности композиции.
II. Композиция рассуждения.
1. Тезис:
а) содержание тезиса;
б) средства
связи тезиса с доказательством.
2. Доказательство:
а) средства связи аргументов;
б) использование примеров.
3. Вывод:
а) содержание вывода;
б) средства связи вывода с доказательством.
III. Стиль рассуждения.
Слайд 3 СХЕМА РАССУЖДЕНИЯ
ТЕЗИС –
мысль, которую нужно доказать
Доказательство Доказательство Доказательство
Пример Пример Пример
ВЫВОД
Слайд 4№450
главная мысль текста – «Существование на земле вулканов обеспечивает людям
возможность получать представление о том, что происходит в глубоких слоях
земной коры» – и является тезисом, выраженном во втором предложении.
Слайд 5№451
«Этот текст – рассуждение, так как автор стремится доказать мысль
о том, что ... . Эта мысль выражена в ...
предложении текста, который является тезисом и составляет ... часть текста.
Вторая часть текста – это ... . Для доказательства тезиса автор использует следующие аргументы: ... . При переходе к доказательству использовано выражение ... .
Вывод содержится в ... части текста и связан с доказательством посредством слов ...».
Слайд 6№451
Дождь для листьев не всегда полезен. Дело в том, что
вода- это сильный растворитель. Она способна вымывать из листьев растений
большое количество различных веществ. И если долго не бывает дождей, смывающих эти соединения, то переполненные ими листья нередко желтеют и опадают. Но если идут продолжительные дожди, то они могут причинить большой вред растению, так как происходит вымывание питательных веществ. Фотосинтез почти прекращается в продолжительную дождливую погоду, и новые органические вещества не образуются. В результате листья блёкнут, происходит их истощение, что отрицательно сказывается на жизни растения.
Слайд 7№452
главная мысль, выраженная в первом предложении, является тезисом рассуждения.
параллельная
связь предложений в данном тексте способствует усилению тезиса: каждый последующий
аргумент, подтверждающий тезис, воспринимается читателем как всё более весомое доказательство главной мысли.
приём анафоры – единоначатия: каждое предложение, содержащее тезис, начинается с сочетания «он может», этот многократный повтор усиливает представление о богатстве возможностей, которые дарит людям уверенность в собственных силах.
Слайд 8№454
Как вы полагаете, почему в пустынях не бывает дождей? Известно,
что пустыни- сухие и бесплодные регионы Земли. Там почти совсем
нет растительности, практически нет рек, озёр, количество испаряемой и поднимающейся к небу для образования облаков воды очень мало. Большинство пустынь отделены от моря горными цепями. Тёплые ветра, которые образуются над морем и несут влагу, при перемещении к пустыне сталкиваются с горами, охлаждаются и образуют осадки в виде дождей или снега. А холодный ветер поступает в пустыню сухим и поэтому не приносит дождей.
Слайд 9Изложение-миниатюра (упр. 459)
стиль текста можно определить как художественно-публицистический, реализующий две
цели: проинформировать читателя о достоинствах сибирского кедра и воздействовать на
него, вызвав восхищение могучей красотой и полезными свойствами этого дерева.
изобразительно-выразительные языковые средства, характерные для художественного и публицистического стилей: фразеологизм (не оторвать глаз), эпитеты (могучих деревьев, драгоценный соболь, благородный олень, могучая крона), метафоры (пышный убор, дорогие зелёные бархатные шубы, густой хвойный полог), сравнение (точно бояре).
стремление автора привлечь внимание читателя и с помощью вопросительного предложения, содержащего вопрос, непосредственно читателю адресованный.
автор использует такую разновидность рассуждения, как объяснение, и привлекает при этом описание.