Слайд 1Развитие орфографической зоркости на уроках в начальной школе
учитель начальных классов
Киселёва С.В.
Слайд 2«Отсутствие орфографической зоркости или слабая ее сформированность является одной из
главных причин допускаемых ошибок. Эта причина сводит на нет хорошее
знание правил и умение их применять, школьник не видит орфограмм в процессе письма».
Р.М. Львов
Слайд 3 Орфографическая зоркость -
Это способность ,
Умение быстро
обнаруживать в
тексте,
в словах
и их сочетаниях
орфограммы,
а также определять их типы.
Слайд 4Орфографическая зоркость формируется
в процессе языкового анализа синтеза,
в процессе звукового анализа
и синтеза,пового анализа и синтеза,
выделение звуков,морфем при чтении, при письме
диктантов,
просто списывании.я звуков и букв, морфем при чтении, при письме диктантов, просто списывании.
Слайд 5Причины орфографической безграмотности
Причины орфографической безграмотности могут служить не только
психофизиологические проблемы, которые обусловлены стойкими нарушениями высших психических функций, но
и таких как:
Отсутствие положительной мотивации
Несформированность звуко - буквенного анализа и синтеза
Бедность и неточность словаря
Слабая коммуникативная активность у детей
Слайд 6
Актуальная проблема школы - профилактика орфографической зоркости учащихся
Перед учителем встают
вопросы:
Как помочь ребёнку писать грамотно?
Как развить орфографическую зоркость?
И как добиться
грамотного письма у детей?
Слайд 7
Приемы по развитию орфографической зоркости
Направлены на формирование орфографически грамотного письма.
Помогают не только усвоить изученные орфограммы, но и развивают память,
мышление, внимание , речь.
Являются игровым и занимательным материалом, что повышает мотивационную активность детей и формирует навыки орфографически грамотного письма
Слайд 8Эффективные приемы формирования орфографической зоркости
Слайд 91. Орфографическое проговаривание..
Цель:предупреждать ошибки при написании слов,развивать артикуляционную память, слуховое
восприятие,самоконтроль.
2. Письмо с пропусками орфограмм (письмо «с дырками»).
А) пропуски делаются
везде, где есть орфограммы.
Б) пропуски делаются только там, где ученик сомневается в букве.
Слайд 10Цель:задумываться над грамотностью своего письма, формирует орфографическое умение работать со
словарём,грамотно задавать вопросы.
3.Списывание текста без пропуска букв
Цель:запечатлеть
зрительно правильно написанное слово.
4.Корректурные пробы (можно использовать на любом уроке )
.
Слайд 114.Использование разных видов диктантов:
Диктант с постукиванием (не контрольный).
Диктант «Найди
слова».
Диктант – игра «Кто больше запомнит».
Зрительный диктант.
Знаковый диктант.
Слайд 12Зрительный диктант и письмо по памяти
Цель:
Активизировать мышление, тренировать внимание, память,
развитие скорости чтения.
Способствовать осознанному запоминанию правильного написания слов(выполняется орфографический разбор).
( Зрит.дикт.по методике профессора И.Т.Федоренко в виде презентаций провожу с 1го класса, у ребят значительно повысилась скорость письма)
Слайд 13Знаковый диктант
Диктуются слова: бабочка, летает, красивая, поляна, собирает, цветочный ,нектар.
У
учеников запись: П,Д,Пр,П,Д,Пр,П
(предмет,действие,признак)
Слайд 145.Какографические упражнения
(метод В.А.Сухомлинского)
Цель: тренировать учащихся в нахождении орфографических ошибок в
тексте
Алгоритм проведения:
Текст с орфографическими ошибками записан на доске.
Учащиеся под руководством
учителя находят, комментируют и исправляют допущенные ошибки.
Исправленный текст учащиеся записывают в тетради.
Слайд 15Какографические упражнения
В лису снек по колено. На ветках пушыстые подушечьки.
Тонкие берёски со гнулись, а ели опустили махнатые лапы. Лижит
подёлкой заиц . Ряпчик поклевал семян и нырнул вснег. Ленивые лоси брадили по снегу, а потом легли на снег. Скоро белая пороша за сыпала их спины и голавы.
Слайд 16Дети должны не только найти и исправить ошибки, но и
определить вид ошибки, распределить слова (памятки для работы над ошибками)
Слайд 17Какографические упражнения
Разве можно без улыбки
видеть Лёнины ошибки.
«Налител я на
сугроп
и расшыб сиводня лоп,
очень болно и обидно,
глас
под шышкою не видно».
Быстро Лёне помогайте,
все ошибки исправляйте.
Слайд 186.Использование алгоритмов орфографических правил
Подготовительный этап.
Основной этап.
Этап сокращения операций.
( алгоритмы составляем
совместно )
Слайд 19АЛГОРИТМ ПРОВЕРКИ БЕЗУДАРНОЙ ГЛАСНОЙ В КОРНЕ
1 шаг.
В корне слова
есть безударная гласная?
Да
2шаг. Подбери однокоренное слово, в котором проверяемая гласная стоит под ударением.
Удаётся найти не удаётся: проверь по
проверочное слово словарю.
3 шаг.
Напиши соответствующую гласную букву. Проверь написанное.
Слайд 207.Дидактические игры
«Третий лишний».
«Молчанка».
«Орфографический мячик».
«Шифровальщик».
«Огоньки».
«Кто быстрее».
«Наборщик».
Слайд 21Упражнение на развитие орфографической зоркости и мышления
Найди лишнее слово
Рис, рисунок,
рисовать, рисую
Гусь, гусята, гусеница, гусыня
Слайд 22Превращение слов
Замени одну букву в слове, чтобы получилось новое слово
грачи
(врачи), удочка (уточка)
дверь ( зверь) лето (лото)
Сеня (Соня, Тоня, Толя, Коля…)
Слайд 23Найди слово в слове
Хотелось (тело, лось, ось, хотел)
Бросилась (сила,
рос, ил, оси, бросил)
Пообедал (обед, беда, еда, дал)
Слайд 24Наборщик
Из букв слова составь новые слова
Здоровье (взор, воз, зов, вор,
ор, здоров…)
Наборщик ( бор, щи, кино, рок, борщ, роща..)
Слайд 25В. Даль «Девочка Снегурочка» (межпредметные связи)
Слайд 26Упражнения на развитие слогового анализа и синтеза
Слайд 298.«Запоминалки», «рифмовки», орфографические сказки.
Знаешь ты наверняка,
Где ЧН, а где ЧК:
речка,
ночка, строчка, точка,
кочка, корочка и почка,
срочный, гречневый, мучной,
точный, встречный и
речной.
Никогда в таких словах
Не пишите мягкий знак.
Слайд 309.Использование перфокарт, тренажеров
Тренажёр « Непроизносимые согласные »
Ф.И.ученика___________________________
1. Праз..ник, ярос..ный, свис..нул,
прес..ный, любез..ный, тес..ный, здра..ствуй, со..нце, час..ное, чу..ство, чудес..но, вес..ник, инерес..но,
трос..ник, опас..но, напрас..но.
2. Облас..ной , крепос..ной, чес..ный, алмаз..ный, сер..це, ненас..но, звез..ный, доблес..но, мес..ный, радос..но, счас..ливо, капус..ный, вес..ник, вкус..но, ужас..но.
3.Поз..но, серьёз..ный, прес..но, грус..ный, мес..ность, напрас..но, влас..но, орес..ность, парус..ный, радос..но, соглас..ный, чу..ство, любез..ный, крас..ный.
4. Ус..ный, лес..ница, чес..ный, извес..ный, ярос..ный, вес..ник, радос..ный, гиган..ский, крепос..ной, влас..ный, счас..ливый, капус..ный, безглас..ный, доблс..ный.
Слайд 3110.Использование карточек с заданиями
Упражнение 10.
Впиши в пропуски буквы.
Р..сунок – р..сование,
нар..сованный. Тр..мвай – тр..мвайные пути, остановка тр..мвая. Ул..ца – ул..чное
р..стение, выйти на ул..цу. Р..стение – р..стительность, р..стениеводство. Р..кета – р..кетоносец, л..теть на р..кете. Т..традь –т..традный лист, записать в т..традь.
Слайд 32Упражнение 22.
Лаг..рь м..дведь
к..пуста
М..тро к..ртофель ов..щ
Ст..лица п..м..дор за..ц
Вставь в предложения подходящие слова.
В столовую лаг..ря завезли _____________: ____________,п..м..доры и ____________________.
_________________ зимой спит, а ______________ нет.
В ______________ всегда много н..рода.
Слайд 33Упражнение 41.
Обведи нужную букву.
ст а о лица
д е и журный
р а о стение б е и рёза
т о а варищ с о а лома
ур о а жай л а о донь
т о а пор учит и е ль
к о а пуста с а о рока
кр о а вать уч и е ник
в о а робей ул е и ца
Слайд 34
11.«Словарно – орфографическая работа на уроках
русского языка».
Слайд 35Работа со словарными словами
Знакомство с новым словом.
Узнавание слова.
Работа над словом.
Работа
над словарным словом в предложении.
Работа над словарным словом в тексте.
Слайд 36Отгадай загадку
Расселась барыня на грядке,
Одета в шумные шелка.
Мы для неё
готовим кадки
И крупной соли полмешка.
Слайд 37Расшифруй слово, используя шифр внизу таблицы
3,1,11,6,12,13,1
1 2 3
4 5 6 7 8 9
10 11 12 13
А Г К О Р У Ф Ь Л Е П С Т
Слайд 39Запиши слово, разбей на слоги, подчеркни орфограммы.
КАПУСТА
Слайд 40Этимология
Слово капуста является родственницей (хотя и дальней) капитану. Слово капитан
произошло от латинского капут – «голова», «глава», «начальник», «предводитель».
Капуста – очень древнее слово, оно появилось в русском языке раньше капитана и было образовано также от слова капут (голова). Действительно, чем – то капуста напоминает голову, неправда ли?
Слайд 41Данная система способствует:
формированию орфографической зоркости;
осмысленному восприятию орфографических правил;
снижению количества орфографических
ошибок;
развитию познавательного интереса учащихся.
Слайд 43Список литературы
Лайло В.В. Развитие памяти и повышение грамотности. – М.:
Дрофа. 2000.
Минскин Е.М. От игры к знаниям. М.: 1987.
Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах. М., 1994.
Бакулина Г.А.интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка.. –2001.
Волина В.В. Учимся играя. М.: Новая школа, 1994.
Тарабарина Т.И. И учеба, и игра: русский язык. – Ярославль, “Академия развития”