Слайд 1Р.Р. РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ, ИДЕИ,
ПРОБЛЕМАТИКИ ТЕКСТА.
Урок русского языка в 11 классе.
Учебник: русский язык под
ред. Гольцовой Н.Г., Шамшина И.В., Мищериной М.А. 8-е изд. - М.: 2011.
МКОУ СОШ с. Корсаково – 1; учитель русского языка и литературы Мельник Ю. А.
E-mail: melnik—1973@mail.ru
Слайд 2Цели:
Знать основные этапы работы с текстом для написания сочинения;
Уметь
выполнять различные элементы комплексного анализа текста;
Уметь создавать отдельные композиционные
части сочинения по заданному тексту.
Слайд 3Я счастливый человек, жизнь моя полна радости, глубокого, внутреннего удовлетворения
Виктор
Сергеевич Розов, драматург, сценарист, профессор Литературного института им. М. Горького,
Лауреат Государственной премии СССР, чьи пьесы радовали и продолжают радовать зрителей на протяжении десятилетий, родился 21 (8) августа 1913 года
Слайд 4
Люди перестают мыслить,
когда перестают читать.
Д.Дидро
Литература – это руководство человеческого
разума человеческим ростом.
В.Гюго
Любите книгу, она облегчит вам жизнь,
дружески поможет разобраться в пестрой
и бурной путанице мыслей, чувств,
событий, она научит вас уважать человека
и самих себя, она окрыляет ум и сердце
чувством любви к миру, к человеку.
М.Горький
Слайд 5ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ:
роль книги в интеллектуальном, духовном и нравственном развитии личности (какова
роль книги в развитии личности?);
необходимость изучения литературы в школе (нужно
ли изучать литературу современным школьникам?).
Слайд 6КОММЕНТАРИЙ К ПРОБЛЕМАМ.
- Актуальны ли эти проблемы в нашей жизни?
(в наши дни?)
- Задумывались ли вы над ними?
Определить стиль текста.
Каково
отношение автора к проблемам, поднятым в тексте?
Определить авторскую позицию (в каких предложениях она выражена?)
Слайд 7АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ:
1. Роль книги в развитии личности уникальна, что важно
для тех современных молодых людей, которые стремятся стать внутренне богатыми,
высокодуховными членами общества;
2. Литература формирует культурно значимые ценности, открывает человеку красоту мира, и помогает познать мир и самого себя, а значит, изучение литературы и школе необходимо.
Слайд 8ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН
СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ
1. Формулировка проблемы (проблем) исходного текста
2. Комментарий к
сформулированной проблеме исходного текста.
3. Отражение позиции автора исходного текста.
4. Аргументация
собственного мнения по проблеме. (2 аргумента):
1 – из художественной литературы;
2 – из жизненного опыта.
5. Вывод.
Слайд 9Д/З. НАПИШИТЕ СОЧИНЕНИЕ ПО ПРОЧИТАННОМУ ТЕКСТУ.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из
проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора. Напишите
согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните, почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а так же на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Слайд 10РЕФЛЕКСИЯ:
Мне понравилось на уроке, что я :
Я ощущаю себя на уроке :
После урока я задумаюсь о :