Есть несколько научных определений речевого этикета.
1.Речевой этикет — это система специфических языковых знаков (слов, устойчивых словесных формул) и правил их употребления, принятых в данном обществе в данное время с целью установления речевого контакта между собеседниками и поддержания дружеских, вежливых, доброжелательных или официальных отношений в соответствии с речевой ситуации. (Толковый словарь русского речевого этикета)
Речевой этикет — условный язык вежливости, субординации, имеющий свой словарь (систему знаков) и грамматику (правила пристойного речевого поведения в обществе) (Толковый словарь русского речевого этикета)
Речевой этикет — это совокупность всех этикетных речевых средств и правила их использования в тех или иных ситуациях.
(Русский язык. Энциклопедия)
Что такое «»речевой этикет ?
Великий князь Киевский Владимир Мономах (1053-1125), мудрый правитель и доблестный военачальник, оставляя на княжение сыновьям русскую землю, завещал им:
Подобные наставления находим и в известном памятнике средневековой культуры «Домострой» (16век), ставшем многозначным символом патриархальной Руси. В течение почти четырёхсот лет в домашнем обиходе многих русских дворян, купцов, горожан среднего достатка и служилых людей «Домострой» оставался традиционным путеводителем по домоводству, «обрядником всего, что делать и как жить»
Вывод: во все времена люди стремились регламентировать правила поведения, речевого в том числе, в соответствии с идеалами своего времени. Тем не менее в правилах речевого этикета есть общее: адресант речи должен уважать и себя, и адресата.
«Что надо сказать?» - с этого вопроса — напоминания каждый из нас осваивал жизненно — необходимые правила поведения, общественные обычаи.
«Безобычному человеку с людьми не жить» - гласит русская пословица.
Тот, кто пренебрегает общественно принятыми нормами поведения, в том числе и нормами речевого поведения, не может рассчитывать на уважение окружающих, а, следовательно, и на личный успех в жизни
Внимание народа к речевому этикету широко отразилось в произведениях русского фольклора и литературы.
Мы нашли более 300 пословиц, поговорок, афоризмов, так или иначе связанных с этой темой.
Без языка и колокол нем.
В добрый час молвить, в худой промолчать.
Говорить не устать, было бы что сказать.
Кто говорит, тот сеет, кто слушает — собирает.
На грубое слово не сердись, на ласковое не сдавайся.
Знание правил обхождения всегда считалось непременным качеством, которым должен обладать всякий, кто занимает или намерен занять высокое положение в обществе.
В пушкинской «Сказке о рыбаке и рыбке» старик, хотя и с неохотой, со стыдом покорно ходит к рыбке, чтобы исполнить очередную прихоть старухи. И только однажды не старик, взмолился:
«Что ты, баба, белены объелась?
Ни ступить, ни молвить не умеешь
Насмешишь ты целое царство.
И царевна к ним сошла,
Честь хозяям отдала,
В пояс низко поклонилась;
Закрасневшись, извинилась,
Что-де в гости к ним зашла,
Хоть звана и не была.
Вмиг по речи те спознали,
Что царевну принимали.
Проблема речевого этикета широкомасштабна. Это не только «засорение русского языка иностранными словами, сленгом и жаргоном, это потеря самобытности русского языка и самобытности нации».
Что делать???
Предлагаются разные пути решения проблемы:
от «строгой цензуры в СМИ» до «нужно начать с себя
« Нужно следить за своей речью и правилами поведения», «больше читать детям».
«Проблему нужно решать на уровне государственных программ, начиная с семьи, детских учебных заведений и заканчивая производственными, офисными и служебными коллективами»
«Чаще проводить семинары, практикумы и не только для детей, но и для родителей, а также совместно с родителями и детьми»
«Ввести факультатив «Речевой этикет»
«Читать соответствующую литературу»
Православная среда.
Этому социуму свойственны следующие этикетные особенности и правила:
Приветствие: С праздником! Мир вам! Со святым вечером! Мир вашему
дому! Приветствие, обращенное к священнику, часто ограничивается просьбой благословить: Благословите, отче!
Прощание: До свидания, просим ваших молитв! С Богом! Господь с тобою!
Иди с миром! Одна из особенностей православного этикета состоит в том, что формулы приветствия и прощания могут совпадать: С праздником! Кланяюсь вам!
Знакомство во многом совпадает со светским ритуалом, но встречаются и
характерные фразы, например: Давай познакомимся и будем дружить во имя Господа.
Просьба чаще всего выражается зачином: Благословите (начало просьбы, обращенной к священнику или старшему по возрасту), Помогите Христа ради. Помощь всегда оказывается Во славу Божию. Именно эти слова произносят вместо привычного Пожалуйста.
Благодарность: Спаси, Христос!; Спаси, Господи!; Благодарствую. Эти
слова свидетельствуют, что человек не только благодарит, но и желает спасения души своему благодетелю. Спасение души – это смысл земной жизни каждого человека. (Наше современное спасибо восходит к словосочетанию Спаси, Бог).
Извинение: Простите Христа ради! В ответ уместна реплика: Господь
простит, и я прощаю. ( И не только в Прощеное воскресенье, но и во все дни года).
Православный речевой этикет складывался долго, и многое оказалось утраченным. Сейчас постепенно возрождаются и нормы православного поведения, и речевой этикет
В жизни бывают самые разные ситуации, когда знание православного этикета позволит не попасть в неловкое положение и вести себя корректно.
ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ
Способность вести диалог, взаимоуважение и терпимость - обязательные правила общения в группе.
Запрещается:
-ругаться;
-вести обсуждения тех или иных течений буддизма, лам, а также других религий в оскорбительной форме;
-сильно уходить от обозначенной темы в обсуждениях;
-намеренно коверкать русский язык.
Речь или словесное общение — это то, чем нам постоянно приходится заниматься. Вы можете заниматься медитацией или не заниматься, дело ваше, но, когда доходит до речи, у вас едва ли есть выбор. Хочешь не хочешь, а разговаривать, беседовать, общаться все равно приходится
Именно поэтому, поклоняясь изображению Будды или своему учителю, мы соединяем ладони и последовательно касаемся ими головы, горла и груди. Это означает, что мы поклоняемся телом, речью и умом, то есть целиком и полностью, всем своим существом, не выпуская ничего.
В буддийских текстах совершенную речь обычно описывают как речь, правдивую, дружелюбную, полезную, способствующую согласию, ладу и единству.
РЭ — это Речь и Этикет. А современные школьники, не задумываясь, употребляют сленговые выражения (т.е. молодежный жаргон) в тех ситуациях, когда этого делать не стоит.
Сленг, конечно, засоряет язык, но избавиться от него невозможно. Из него можно только вырасти. Что подтверждают данные опроса. К 11 классу частота употребления сленга снижается. Ребята взрослеют, узнают больше, общаются с большим кругом людей, читают больше и для них на первый план выходит задача: достичь в жизни определенных высот, прежде всего, в профессиональном плане. Значит говорить надо по — русски! Чаще употребляют сленг учащиеся 8 классов, показывая, таким образом, свою взрослость и принадлежность к опреденному кругу избранных.
Кроме того, в связи с развитием компьютерных технологий и «продвинутостью» юных пользователей, в школьный неформальный язык входит огромное количество компьютерных слов — терминов, спрятанных в сленговых словах.
«Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои. Не замелькнёт, не прогремит. Глядишь и не знаешь, идёт или не идёт вдаль его величественная красота... Редкая птица долетит до середины Днепра...»
Разве можно сравнить сленг и красивый русский язык?
Хочется верить, что те, кто ещё говорит на непонятном языке, вырастут из него, как из пеленок, быстрее
1.Внимание и приветливость по отношению к собеседнику.
2.Соблюдение субординации по возрасту.
3.Учёт ответной реакции собеседника.
4.Разговор на тему, предложенную собеседником, преимущественное выслушивание собеседника, а не говорение.
5.Для создания более доверительной обстановки разговора употребление имени — отчества собеседника.
Но даже знание этих правил может не привести к успешному общению. Одной из причин называют злоупотребление категоричным словом «нет», которое, по мнению психологов, почти всегда вызывает негативные эмоции. Существуют способы, которые помогают избежать этого негативного слова.
Как вы хорошо выглядите!
Вы так прекрасны!
У вас замечательные глаза!
А вы такой интересный собеседник!
Вы так увлекательно рассказываете!
Вы прекрасный педагог
Комплименты воодушевляют, но только правильно выраженные.
Комплимент:
не должен быть двусмысленным;
должен быть «без гипербол», содержать лишь небольшое преувеличение качеств человека;
должен учитывать собственное мнение человека о себе, касаться тех качеств, которыми человек гордиться. Если же человек не стремиться совершенствовать какое-то качество, не надо касаться его в комплименте;
должен быть без дидактики, не надо учить в комплименте;
должен быть «без приправ» - «без ложки дёгтя».
Предлагаем вам ответить на вопросы теста «Умеете ли вы слушать?»
1. Стараетесь ли вы быстрее прекратить беседу, когда тема или собеседник вас не интересует? Раздражают ли вас манеры собеседника?
2. Может ли неправильное высказывание вызвать у вас раздражение или грубость?
3. Избегаете ли вы вступать в беседу с малознакомыми или незнакомыми людьми?
4. Перебиваете ли вы в разговоре собеседника?
5. Делаете ли вы вид, что слушаете собеседника, а сами в это время думаете о чем- либо другом?
6. Меняете ли вы тон своего голоса, выражение лица в зависимости от того, кто является вашим собеседником?
7.Изменяете ли вы ход разговора, если собеседник коснулся неприятной для вас темы?
8. Поправляете ли вы собеседника, если в его речи встречается неправильное произношение отдельных слов?
9. Бывает ли у вас высокомерный тон по отношению к собеседнику?
Частью общего речевого этикета является этикет телефонного разговора. Социологические опросы и личные наблюдения показывают, что этим видом этикета мы, учащиеся, овладели не в полной мере.
Мы не представляем себе жизни без телефона, в особенности, мобильного. Но это замечательное средство подчас используется не по назначению.
Многие из нас зачастую не продумывают, что и как сказать, а попусту тратят время на разговоры, которые можно обсудить при встрече.
Но использование сотовых телефонов во время управления автомобилем нередко приводит к дорожно-транспортным происшествиям, поэтому водителям необходимо самим соблюдать этические нормы поведения и не ждать, пока их заметит инспектор ГИБДД и оштрафует.
Звонок мобильного телефона можно услышать сегодня где угодно: на улице, в автобусе, на выставке... Очень часто телефоны звонят на спектаклях, ещё чаще — в кинотеатрах, а иногда и в школе на уроке, что является недостатком воспитания их владельцев.
Если у Маши дело было не срочное, она должна была сказать, что она обязательно перезвонит.
Назовите ошибки
Маша начала разговор с вопроса, не зная, кто взял трубку, стала общаться на «ты», а к телефону подошёл взрослый человек, к которому следует обращаться на «вы».
После того, как Машу попросили представиться, она не назвала своего имени.
Маша эмоционально и бесцеремонно начала высказываться по поводу отсутствия Кати.
Если у Маши было срочное дело, то ей нужно было коротко передать просьбу через маму.
Работа над ошибками
Абонент не отвечает прямо на вопрос, а заставляет звонящего назвать абонента, который ему нужен.
Считается неудобным выяснять третьему лицу личность звонящего, если абонента нет на месте.
Более подробно о русском телефонном этикете вы можете узнать из книги «Этикет русского телефонного разговора» А.А. Акишиной.
Сетевой этикет распространяется на следующие виды общения в интернете: электронную почту, личные странички (Web-страницы), телеконференции и форумы, чаты, гостевые книги. Каковы же самые простые этикетные правила в Сети?
Обращение: В официальной переписке используются Вы-формы, а
В форумах ты-формы. Это связано с тем, что сетевой «собеседник» не виден и зачастую придумывает себе псевдоним, меняет пол, возраст, национальность…
Прощание: формулы его также экономны - пока, до свидания, спокойной ночи
Благодарность высказывается в обычных выражениях спасибо, пожалуйста
Кроме того есть в сетевом этикете категория вежливости с ее специфическими проявлениями , с тем, что принято (быстрая загрузка материала, минимум графики, указание на тему письма, квотирование, смайлики) и не принято (звуковые файлы, спам, большие буквы, курсив, растянутая запись).
Сетевой этикет – это новый вид этикета, формирующийся на наших глазах. Ведущие его признаки: демократичность (упрощенность системы приветствий, прощаний, обращений), деловитость (информационная достаточность сообщений), лаконичность, оперативность (быстрый ответ на полученное сообщение), элементарная вежливость (выражения благодарности и ответа на нее; сообщения о цели, назначении электронного письма, подпись и обратный адрес). Разнообразие форм этикета, свойственное устному и письменному общению, в сетевом этикете рассматриваются как «информационный шум», создающий «помехи» в общении; потому этикетные формулы упрощаются до минимума.
Домашнее задание
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть