Слайд 2Тема :«Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи»
Учитель русского языка и литературы Игнатова Светлана
Михайловна
Материал к урокам в 10-11 классах при подготовке к ЕГЭ.
Слайд 3 Цели урока: 1)повторение трудных случаев синтаксического анализа словосочетания
и предложения, повторение сведений о принципах построения предложений различного вида
и взаимосвязи синтаксических принципов с пунктуацией;
2)обобщение знаний о синтаксической синонимии ;
3)формирование навыков постановки знаков препинания в простых осложненных и сложных предложениях; 4) развитие навыков редактирования текста.
Слайд 4 Блоки для повторения
1.Синтаксические нормы.
2.Типы связи слов в
словосочетании.
3.Простое осложненное предложение.
4.Односоставное предложение.
5.Обособленные члены предложения
6.Сложноподчиненное предложение и типы придаточных
предложений.
Слайд 5Орфографический тренинг:
слитно или раздельно
А.По лестнице
снизу (в)верх (кто) то шёл.
Б.Старший сын Анисим приезжал домой очень редко, (за)то часто присылал землякам гостинцы и письма, написанные (чьим) то чужим почерком.
В.Я вставал рано, с рассветом, и (тот)час же принимался за (какую) нибудь работу.
Г. Природа (как) будто (что)то предчувствовала.
Д. (На)право, в старом фруктовом саду, нехотя, слабым голосом пела иволга, должно быть,(то)же старушка.
Слайд 6Е.Саша сидит и придумывает,(что)бы такое сильное и веское сказать (не)навистному
дяде.
Ё.Большая старая овчарка (грязно)белого цветараза три обошла (во)круг лошади.
Ж. В
саду тихо шумели деревья, и прекрасная вечерняя заря горела (по)праздничному, захватив (пол)неба.
З.От бессонницы и (в)следствие напряженной борьбы со мной происходит (не)что странное.
И.Днем княгиня крепилась, ночью(же) давала полную свободу слезам и плакала всю ночь,(в)плоть до утра.
Й.(В)течение целого месяца мы не могли решить вопрос (на)счет ремонта.
Слайд 7Экспресс – опрос (по вариантам)
1 вариант. Определите способ
связи и средства ее выражения:
1) наш класс; 2)
чей-то взгляд; 3) веселый человек;4) один из нас;5)любить рыбалку;6) очень любя; 7) весело шагать;9) шагать по пригоркам;10) по крутым пригоркам;11) не слишком крутым.
2 вариант. Дополните до словосочетаний. Определите способы связи. 1) Обидеть … - обида……;
2) образовать …- образование……;
3) обосновывать… - обоснование……;
4) наполнить… - наполнять… 5) уверенность… - увериться… .
Слайд 8Задание для всех
* Образуйте из следующих слов словосочетания так, чтобы были представлены все виды подчинительной связи.
1) Способность; 2) по-разному; 3) прогулка; 4) счастливый; 5) решение.
Слайд 9Словарно- орфографическая работа
Банальность – (фр.banalite)-
Тривиальный – (фр.trivial) –
Сакраментальный-
Слайд 10Что выделено в отрывке?
Доцветали разноцветные махровые гвоздики, а также левкой -
наполовину в цветах, а наполовину в тонких зеленых стручьях, пахнувших
капустой, розовые кусты еще давали - в третий раз за это лето - бутоны и розы, но уже измельчавшие, редкие, точно выродившиеся. Зато пышно цвели своей холодной, высокомерной красотою георгины, пионы и астры, распространяя в чутком воздухе осенний, травянистый, грустный запах.
(А.И. Куприн. «Гранатовый браслет»)
Слайд 11Что такое синонимы?
СИНОНИМИЯ (от греч. συνωνυμία — одноименность) — тождество
или близость значения разных языковых и речевых единиц.
СИНОНИМЫ -
слова, одинаковые или близкие по значению.
Слайд 12Можно ли изобразить синонимы как математическое тождество?
бегемот = гиппопотам
Но:
красный
? алый ? пурпурный
думать ? размышлять
Слайд 13Можно ли изобразить синонимы как математическое тождество?
бегемот = гиппопотам
Но:
красный
≈ алый ≈ пурпурный
думать ≈ размышлять
Слайд 14- Перед вами одно из заданий ЕГЭ. Определите, какие знания
и умения потребуются для его выполнения?
А28. В каком предложении придаточную
часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?
Событие, о котором пойдет речь, стало уже легендой.
Три тополя, которые росли на краю поля, превратились в огромных великанов.
Он заметил в банках с водой на окнах букеты белых и нежных нарциссов, которые склонялись на своих ярко-зеленых тучных и длинных стеблях со своим ароматным запахом.
Иностранец окинул взглядом высокие дома, которые квадратом окаймляли пруд.
Слайд 15Обратите внимание! (запись на экране)
Синонимическая замена придаточной части сложноподчиненного предложения
причастным оборотом невозможна,
- если в главной части сложноподчиненного предложения
есть указательное слово (тот, того и т.),
-если союзное слово который стоит в косвенном падеже с предлогом,
если сказуемое выражено формой будущего времени,
-если придаточная часть присоединяется союзным словом где.
Слайд 16На экране примеры:
Голос отца не имел того выражения доброты,
которое меня всегда радовало.
Она без памяти любила сына, в котором
видела черты своего покойного мужа.
Приходи на мой концерт, который состоится в нашей школе.
Трудно забыть места, где прошло твое детство.
Слайд 17
Синтаксическая синонимия- это различные синтаксические конструкции близкие по значению, но
разные по форме выражения и оттенкам значения.
Слайд 18Синтаксические синонимы
на уровне словосочетания
согласование управление
школьный учебник
учебник для школы
примыкание управление
читать читать
выразительно
с выражением
=
=
=
=
Слайд 19Синтаксические синонимы
на уровне предложения
/ /
[ ],(который )
/ /
и
/ / [ ], ( )
[ ]:[ ] [ ], ( )
[ ] [ ]
=
=
=
=
=
Слайд 20Синтаксические синонимы
на уровне
средств выразительности
=
=
=
Слайд 21Синтаксические синонимы
на уровне
средств выразительности
Слайд 22Решите лингвистические уравнения
Осуществите замену конструкций с помощью синтаксической синонимии
в
причастных оборотах
в деепричастных оборотах
в сложных и односоставных предложениях
в средствах художественной
выразительности
Слайд 23Лингвистические уравнения. Вариант 1
Слайд 24Лингвистические уравнения. Вариант 1
Слайд 25Лингвистические уравнения. Вариант 2
Слайд 26Лингвистические уравнения. Вариант 2
Слайд 27Лингвистические уравнения. Вариант 3
Слайд 28Лингвистические уравнения. Вариант 3
Слайд 29Лингвистические уравнения. Вариант 4
Слайд 30Лингвистические уравнения. Вариант 4
Слайд 31В каких заданиях ЕГЭ поможет
знание синтаксической синонимии?
A4 Выберите
грамматически правильное продолжение предложения.
Возражая против отдельных положений доклада,
1)
началась дискуссия.
2) большую роль играет культура спора.
3) присутствующие в целом согласились с докладчиком.
4) выступление в целом произвело хорошее впечатление.
A23 Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Музыка П.И. Чайковского волнует слушателей: композитор с мастерством психолога глубоко проникает в сложный и противоречивый внутренний мир человека и средствами своего искусства раскрывает духовно-эмоциональную жизнь людей.
1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие совершения того, о чём говорится во второй части.
2) Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй части.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.
A26 В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1) Герои В. Шукшина пришли из той «шукшинской жизни», которую мог бы прожить сам писатель.
2) В текстах-характеристиках следование подтем не является свободным, а подчинено определённым принципам систематизации, которые опираются на традицию и логику.
3) Физика, по мнению многих, ведёт своё начало с опыта, который был проведён Галилеем несколько веков назад.
4) Репутация Репина как художника, который соединил в своём творчестве лучшие черты русского реализма, сложилась ещё при его жизни.
Слайд 32Домашнее задание
Подберите в рассказах и повестях А.И. Куприна отрывки, в
которых можно применить возможности синтаксической синонимии. Изменив структуру предложений, подготовьте
карточки с лингвистическими уравнениями на восстановление подлинного текста писателя (в наборе предложений или связном отрывке из текста).
Слайд 33Для меня
понимание подготовка к ЕГЭ
Синтаксическая недоумение
синонимия сложности обогащение речи
что-то ещё?
=