Слайд 1Синтаксический разбор словосочетания
Урок русского языка в 5 классе
Слайд 2Цели урока:
1) повторить и обобщить изученное по теме «Словосочетание»
2)стимулировать творческую
и познавательную деятельность учащихся
3) научить выполнять полный разбор словосочетания
4) проверить
умение учащихся определять словосочетания
Слайд 3Ход урока
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя.Повторение и
обобщение.
III.. Проверка домашнего задания – упражнение 356 (270)
IV.
Орфографическая разминка.
V. Повторение и обобщение изученного по теме «Словосочетание»
VI. Знакомство с порядком разбора словосочетаний, образцом разбора
VII. Закрепление темы, работа с учебником ( упражнение 363(280) )
VIII. Развитие речи
IX. Объяснение задания на дом ( упражнение 234, по старому учебнику 463)
Слайд 4Проверочный тест №1 Найдите ошибки!
Выпишите те сочетания слов, которые
не являются словосочетаниями
Слайд 5I. Тёплый ветер пролетает над полями и поднимает цветочную пыль.
1)
тёплый ветер;
4) пролетает ветер;
2) пролетает над полями; 5) поднимает пыль;
3) пролетает и поднимает; 6) цветочную пыль.
II. Весенние ветерки пахнули свежей травой и птичьими гнёздами.
1) весенние ветерки; 4) травой и гнёздами;
2) пахнули травой; 5) свежей травой;
3) ветерки пахнули; 6) птичьими гнёздами
7)пахнули весенние.
III. Дорога к станции вилась по тропинке и спускалась в сырые ложбинки.
1) дорога к станции; 5) вилась и спускалась;
2) вилась к станции; 6) вилась в ложбинки;
3) дорога вилась; 7) в сырые ложбинки;
4) вилась по тропинке; 8) в ложбинки.
Слайд 6Ответ
I – 3,4
II – 3,4,7
III – 2,3,5,8
Слайд 7Проверочный тест №2.
Укажите именные словосочетания
2. Укажите глагольные словосочетания
3. Найдите глагольные
словосочетания
Слайд 9Ответ
I – а, б
II – б, д
III – в, г
Слайд 10 Повалил снег, и вскоре белое одеяло скрыло все следы.
В воздухе кружатся пушистые снежинки и тихо падают на землю.
Ударили первые морозы, и скоро земля потонула в белой пелене метелей. Снега покрылись твёрдым настом. В стужу белка кормится осенними припасами. А голодные волки подходят к самой усадьбе.
Слайд 11
1 вариант
Белое одеяло
Все следы
Пушистые снежинки
Первые морозы
В белой пелене
Твёрдым настом
Осенними припасами
Голодные
волки
К самой усадьбе
2 вариант
Скрыло следы
Кружатся в воздухе
Падают на землю
Потонула в
пелене
Пелене метелей
Покрылись настом
Кормится в стужу
Кормится припасами
Подходят к усадьбе
Слайд 12Примыкание
Скрыло вскоре
Падают тихо
Потонула скоро
Слайд 13Порядок разбора словосочетания
Указать главное и зависимое слова. Поставить вопрос от
главного слова к зависимому
Указать, какой частью речи выражено главное слово,
определить вид словосочетания по главному слову
Указать, какой частью речи выражено зависимое слово
Назвать средства грамматической связи слов в словосочетании ( окончание, предлог и окончание, связь по смыслу)
Определить тип словосочетания: согласование, управление, примыкание
Слайд 14
VII. Закрепление темы, работа с учебником
( упражнение 363(289) )
Слайд 15VIII. Развитие речи
1.Составьтеиз слов словосочетания, а затем из словосочетаний предложения,
а затем связный текст.
Слайд 17Речевая разминка
Продолжи пословицу
В зимний холод…
Соколу лес не в диво…
Лето
собирает…
Зимой волка бойся…
Что летом ногою толкаешь…
Помни это…
Слайд 18Речевая разминка
В зимний холод
Соколу лес не в диво,
Лето собирает,
Зимой волка
бойся,
Что летом ногою толкаешь,
Помни это:
всякий молод.
волку зима за обычай.
а зима
поедает.
а летом мухи.
то зимой рукой подбираешь
зима не лето
Слайд 19Список литературы
Русский язык:Учеб.для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос,
В.В.Львов.- М.:Дрофа, 2005. -390с.
Уроки русского языка в 5 классе. Поурочные
планы ( по программе М.М.Разумовской) / Сост.Н.О. Крамаренко – Волгоград:Учитель, 2004. -176
Львов В.В.Поурочное планирование: К учебникам русского языка 5-9 классов под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – М.:Дрофа, 2004-240 с.
Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&tmpl=com
Уроки, правила русского языка http://www.alleng.ru/edu/ruslang1.htm
Я иду на урок русского языка http://rus.1september.ru/urok/
В.И.Даль. Толковый словарь живого великорусского языка: Т.1-4.- М.:Рус.яз.,1989
Д.Э.Розенталь. Русский язык
Слайд 20Согласование
– такой вид связи, при котором зависимое слово согласуется с
главным в роде, числе, падеже
Главное слово – имя существительное
Зависимое слово
– имя прилагательное, местоимение
Слайд 21Управление
такой вид связи, при котором главное слово требует после себя
определённого падежа
Зависимое слово – имя существительное(местоимение) в определённом падеже, существительное
с предлогом
Главное слово – чаще всего глагол;имя существительное
Слайд 22Примыкание
такой вид связи, при котором зависимое слово связывается с
главным только по смыслу, т.к. является неизменяемой частью речи
Зависимое слово
–неизменяемые части речи: наречие, инфинитив, деепричастие