Слайд 1Подготовила
зам. директора по УВР
МБОУ-СОШ №4
Н.В.Лагутеева
Система заданий, направленных
на формирование личностных и познавательных УУД на уроках русского языка
Слайд 2Во ФГОС прописаны
личностные, метапредметные
и предметные умения.
Слайд 3В любой деятельности есть
то, что делает ее
содержательной,
то есть
ПРЕДМЕТНАЯ
составляющая
то, что делает ее
осознанной и
ответственной, то есть МЕТАПРЕДМЕТНАЯ
составляющая
Слайд 4
Метазнания лежат в основе развития человека, превращая его из человека
«знающего» в «думающего».
Слайд 5
/
Универсальные учебные действия группируются в четыре основных блока:
1)личностные;
2) регулятивные;
3) коммуникативные;
4) познавательные.
Русский язык обеспечивает формирование всех этих универсальных действий.
Слайд 6Личностные универсальные учебные действия отражают систему ценностных ориентаций школьника.
Слайд 7
Личностные УУД
самоопределение;
смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной
деятельности и ее мотивом;
нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание
усваиваемого содержания обеспечивающее личностный моральный выбор.
Слайд 8В начальной школе формирование личностных универсальных действий должно реализоваться путём
развития у школьника задач самоопределения:
«Я знаю...»;
«Я умею...»;
«Я создаю...»;
«Я стремлюсь...».
Слайд 10
Виды заданий, способствующие формированию личностных УУД
участие в проектах;
творческие задания;
зрительное, моторное,
вербальное восприятие музыки;
мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;
самооценка события, происшествия;
дневники достижений.
Слайд 11Технологии обучения, позволяющие формировать личностные УУД
Технология проблемного диалога
Технология оценивания учебных
успехов
Информационно-коммуникационная технология
Слайд 12 Ещё К.Д.Ушинский подчёркивал, как важно серьёзное занятие сделать
для детей занимательным. Он считал, что обучение, лишённое всякого интереса,
убивает охоту учиться.
Слайд 13 Задания для формирования личностных УУД (смыслообразование)
1. Психофизическая тренировка, эмоциональный
настрой.
2.Короткие стишки, дающие положительный настрой на урок.
3.Учащимся начальных классов очень
нравятся соревнования, поэтому можно договориться о том, что за каждое верно выполненное задание ученик получает какой-то символ, знак.
Грамматические сказки
«Заморочки из бочки»
Слайд 14Задания для формирования личностных УУД (смыслообразование)
1.Кто любит трудит..ся, тому без
дела (не) сидится.
2. (Не)годится худым хвалит..ся .
3. Не ошибается тот, кто ничего (не)делает.
4. Невежду никакими л..карствами (не) вылечиш..
Ответить на вопросы:
1.О каких моральных качествах человека идёт речь в пословицах?
2. Почему эти качества ценятся народом?
3. Какая из пословиц вам больше нравится и почему?
Слайд 15Нравственно-этическое оценивание
Для формирования действия нравственно-этического оценивания, конечно же, в первую
очередь играют роль тексты учебника, изложений, карточек. Где дети оценивают
поступки, высказывают своё отношение к ним.
Слайд 16Работа над сочинением по картине «Опять двойка»
Вопросы:
Как бы ты поступил
на месте мальчика? Приходилось ли тебе быть в подобной ситуации?
Какие чувства ты испытывал?
Слайд 17Познавательные
универсальные учебные действия включают:
1. общеучебные действия;
2.
действия постановки и
решения проблем;
3. логические действия.
Слайд 18
С первых дней обучения грамоте
дети учатся:
- пользоваться учебными пособиями: находить
страницу, тему, задание, учатся читать и понимать схемы, таблицы и
другие символы, представленные в учебной литературе;
использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач;
отрабатываются умения: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей, другой дополнительной литературе.
Слайд 19
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия
- моделирование –
преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные
характеристики объекта;
- преобразование модели с целью
выявления общих законов,
определяющих данную предметную
область.
Слайд 20 Упражнения, предусматривающие работу с символами
На уроках русского языка
также используется моделирование. На этапе обучения грамоте это модели предложения,
затем звуковые модели слова, которые затем преобразуются в буквенные. Эти модели мы
используем на протяжении всего курса
русского языка при изучении темы
«Орфография».
Слайд 21
Упражнения, предусматривающие работу с символами
Два слова
зашифрованы с помощью чисел.
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13
А г к о р у ф ь л е п с т
1 слово: 3, 1, 11, 6, 12, 13, ( капуста)
2 слово: 3, 1, 5, 13, 4, 7, 10, 9, 8. (картофель)
Слайд 22Мыслительные умения
- анализировать, выделяя главное,
- логически мыслить,
- сопоставлять и сравнивать,
-
обобщать и устанавливать аналогии,
- классифицировать и систематизировать учебную
информацию.
Среди мыслительных умений
(многие ученые называют их логическими умениями) чаще всего мы используем умения:
Слайд 23
Сравнение и сопоставление
.
Сопоставление – простой навык, он требует выполнения
практически одного действия: измерения одной данной мерой двух или нескольких
объектов, процессов и т.д.
Задания на сравнение требуют нескольких
последовательных действий, именно из-за
того, что в задании не упоминается мера,
по которой надо сопоставить исследуемые
объекты.
Слайд 24Какое действие потребуется для выполнения задания?
Вставьте слова «сравните» или «сопоставьте»:
__________
два яблока.
__________ два автомобиля по их скорости.
__________ два задания по
степени сложности.
__________ пару близнецов по особенностям поведения.
________ пару близнецов по росту.
Слайд 25Найди лишнее
Фиалка, интересный, ложка, книга.
Петь, шкаф, читать, писать.
Широкий, ручей, узкий,
весёлый.
Петух, гора, молоко, дуб.
Указка, пятёрка, книжка, хлеб.
Слайд 26
По определению назови слово:
- хрустящий, зелёный, пупырчатый;
- маленькая, пугливая, компьютерная;
-
интересная, толстая, библиотечная.
Слайд 27
Подбери к существительному
3-4 прилагательных
Например: туча - огромная, свинцовая, страшная.
Звук -
Речь -
Предложение -
Словарь -
Слайд 28Вставь подходящие по смыслу слова
…полезный, а табак…
…широкая, а
ручеек…
…квадратный, а кольцо…. …юный, а дедушка...
…хитрая, а осел… …темная, а день…
…большой, а мышка…
Слайд 29Цифровой диктант
( на этапе подготовки к проверочной работе или
тесту)
Безударным гласным называется звук, на который падает ударение.
Проверяемым называется
слово, в котором безударный звук слышится неясно.
Для любого слова с безударным гласным можно подобрать проверочное слово.
Чтобы проверить слово с безударным гласным в корне, надо изменить форму слова или подобрать однокоренное слово, чтобы на этот гласный падало ударение.
5) Слова с непроверяемыми гласными можно проверить
ударением.
6) Слово мороз можно проверить словом морозит
7) Для слова писать проверочным будет слово письма.
Ответ: 0, 1, 0, 1, 0, 0, 1.
Слайд 30Упражнения на замену словосочетаний одним словом или словосочетанием близким
по смыслу
1. Остаться без еды –
Остаться без денег
–
Остаться с носом –
2. Скажи одним словом:
развесить уши - …
прикусить язык - …
бить баклуши - …
Слайд 31
Задания на установление
причинно-следственных связей:
1. Буква — слог — слово —
...
2. Найди пару, запиши.
1. Мед – пчела
Яйцо – курица
Шерсть –
овца
Молоко - ?
Подчеркни орфограмму, подбери однокоренные слова.
Слайд 32Задания на установление
причинно-следственных связей:
1. Перед едой енот моет добычу.
Енота прозвали
полоскуном.
2. Из крапивы получают краску, производят ткани, тесьму, веревки, нитки.
Крапива
- полезное для человека растение.
Слайд 33
Прочитайте первые и последние предложения логических цепочек; составьте для них
два недостающих промежуточных звена, отражающих последовательность событий
I.1) Поднялся ветер.2)…3)…4) Деревья
обнажились.
II.1) Пошли сильные дожди.2)… .3)… .
4) Коровы остались без сена.
III.1) Вспахали землю.2)… . 3)… . 4)
Сняли урожай.
Слайд 34
I.1) Поднялся ветер.2) Закачались ветки деревьев. 3) Посыпались листья. 4)
Деревья обнажились.
II.1) Пошли сильные дожди.2) Река вышла из берегов. 3)
Прибрежные луга затопило.
4) Коровы остались без сена.
III.1) Вспахали землю. 2) Посеяли зерно.
3)Выросла пшеница.. 4) Сняли урожай.
Слайд 35
Упражнения на установление последовательности событий в цепочке предложений
1. На небе
сгустились тучи. Прохожие открыли зонты. Сверкнула молния. Начался дождь.
2. Прилетели
пчёлы. Получился вкусный
мёд. Пчёлы собрали нектар, отнесли
его в улья. Расцвели цветы.
Слайд 36Найди четвертое слово
в каждой строчке, которое так
же относится к
третьему слову,
как второе к первому:
1. добро / зло =
красота/ ____________
2. каша / зерно = масло / ___________
Слайд 37УПРОЩЕННЫЙ синквейн
1. Первая строка содержит одно слово из любого количества
слогов - термин, фамилия, понятие.
2. Вторая строка содержит два слова
– определения предмета.
3. Третья строка содержит три глагола, определяющего деятельность, функции «героя» синквейна.
4. Четвертая строфа содержит предложение из 4-х слов, раскрывающее смысл главного слова синквейна.
5. Последняя строка – одно слово, определяющее эмоцию автора по отношению к главному слову синквейна.
Слайд 38
Мыслительная деятельность
по преобразованию информации
Слайд 39Преобразование информации
Птица - кашевар
Хитрый гриб
Морской студень
Нежный хищник
Слайд 40
Упражнение
«перевод с русского на русский»
(на слух, письменно).
Заблудился в трёх соснах.
Цветок стоит
на подоконнике.
Сердцу не прикажешь.
Слайд 41Ребусы
7я
20а + 20а =
Тон + тон + тон =
Слайд 42Развивающий канон
Хитрая Л
Злой В
Косой
?
Земля ?
Стол М
Окно С
Зима
Д
Весна М
Осень ?
Мама С
Родная П
Люблю ?
Слайд 44 Две главные характеристики сформированности
навыка смыслового чтения:
1. объем
набора лексических единиц = словарный запас (обеспечивает понимание каждого слова
текста);
2. умение их расставить, осознать в
зависимости от контекста (обеспечивает понимание смысла прочитанного, иногда – угадывание значения незнакомого слова).
Слайд 45Задания для развития навыка смыслового чтения
Выдели главную мысль;
Вставь слова;
Найди в
тексте подтверждение (опровержение);
Поставь вопрос к тексту;
Составь план;
Назови часть текста;
Замени выделенные слова на
другие, но не меняющие смысл
текста и т.д.
Слайд 46Лексический запас/ слова и выражения
Слово, противоположное по значению индивидуальный
1) личный
2)
коллективный
3) умелый
4) душевный
Слово, близкое по значению кичиться
1) привередничать
2) важничать
3) прикасаться
Слайд 47Что означает выражение?
Ушел несолоно хлебавши означает :
1. ушел обиженным
2. ушел голодным
3. ушел, ничего не добившись
4. ушел не по своей воле
Слайд 48
К каждой группе существительных подбери
одно прилагательное
Площадь
Взгляд
Человек
Море Куст Деревня
Помидор Ёжик Звук
Слайд 49«Слепой текст»
Когда папа _____ маленьким, _____ быстро научился читать. Ему
только говорили: вот это «а», вот_______ «б», и он выучил
все __________ . Ему это было очень интересно. Он _________читать книжки, смотреть картинки. Но он совсем не хотел
рисовать палочки.
Маленький ________ не хотел держать ручку
с пером правильно. Неправильно он тоже не не ___________ её _________.
Слайд 50 Он вообще хотел читать, а не ____________
. Читать было интересно, а _________- скучно.
Прошло много _________ .
Маленький _________ _______ взрослым. Почерк у него такой плохой и
некрасивый, что многие считают, что он просто шутит.
И ______ бывает стыдно и неловко.
Недавно папу ___________ на почте:
-Вы что, малограмотный?
_____________обиделся.
- Нет, почему же, я ______________ !- сказал
он.
-А это у вас какая _______________ ?-
спросили его.
Слайд 51- Это _______ «ю»,- тихо сказал папа.
- «Ю»? Кто же
так ________ «ю»?
- …- тихо сказал папа.
И все засмеялись.
Ах, как
____________теперь папе писать красиво, чисто, хорошим ___________ , без клякс! Как хочется ему правильно ___________ ручку с пером! Как жалеет он,
что плохо __________ палочки! Но
теперь уже _______ не поделаешь.
Сам __________!
Слайд 52Универсальные учебные действия – это фундамент для формирования основных компетенций
обучающихся. Важно то, что дети могут почувствовать себя равноправными участниками
образовательного процесса.
Слайд 54Используемые источники информации
Используемая литература
1. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников
на уроках русского языка – М. «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС»,
1999
2. Бакулина Г.А. Использование интеллектуально-лингвистических упражнений на уроках русского языка // Начальная школа №1. 2003 г. С 32.
3. Вахрушева Л.Н. Проблема интеллектуальной готовности детей к познавательной деятельности в начальной школе // Начальная школа №4. 2006 г. С 63.
4. Волина В.В. Учимся играя - М. «Новая школа» 1994 г.
5. Жукова З. П. Развитие интеллектуальных способностей младших школьников в ходе игры // Начальная школа № 5. 2006 г. С 30
6. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. – М., 1999 г.
7. Обухова Е.А. Словесно-логические упражнения на уроках русского языка // Начальная школа № 4. 2006 г. С 32.
8. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль, 1998 г.
9. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Росто-на-Дону, 1999г.
10. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей школьников. – Ярославль, 2002 г.
11. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для младших школьников. – Ярославль, 1998 г.
12. Тепляков С.О. Интеллектуальное развитие // Начальная школа № 4. 2006 г. С 36.
http://kladraz.ru/blogs/natalja-nikolaevna-molchanova/formirovanie-poznavatelnyh-ud-sredstvami-intelektualnyh-uchebnyh-zadanii-na-urokah-ruskogo-jazyka-v-nachalnoi-shkole.html
https://infourok.ru/priemi-i-zadaniya-ispolzuemie-dlya-formirovaniya-uud-na-urokah-russkogo-yazika-v-nachalnih-klassah-375394.html
https://nsportal.ru/blog/shkola/russkii-yazyk-i-literatura/all/2013/06/21/formirovanie-lichnostnykh-uud-na-urokakh
https://foxford.ru/uploads/inner_file/file/13451/750_6_1.pdf