Слайд 1 Урок русского языка
в 11 классе
Автор: Огородникова О. А.
Учитель русского языка
и
литературы I категории
МКОУ СОШ с. Накоряково
Слайд 2Великий, могучий, правдивый, свободный,
Народный живительной силы родник!
Тебе посвящаем урок мы
сегодня,
Наш гордый, наш русский, родной наш язык!
Слайд 4Не знаю, куда мне «бечь»,
Мы засорили нашу речь.
Живем то «клево»,
то в «прикиде»,
Но в основном на жизнь в обиде.
«Блины» висят
на языке
И грубые слова.
И без конца из уст летит
Хула, хула, хула.
И чтобы жизнь нам изменить,
Учиться надо говорить.
Очистим нашу речь от скверны,
Это поможет душе и нервам.
Слайд 5В.Шефнер.
Есть слова – словно раны, слова – словно
суд, -с ними в плен не сдаются и в плен
не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить, слово можно в разящий свинец перелить.
Слайд 6В.Солоухин.
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай, не спеши.
Оно бывает
то сурово,
То рождено теплом души.
Оно то жаворонком вьется,
То медью траурной
поет.
Покуда слово сам не взвесишь,
Не отправляй его в полет.
Им можно радости прибавить
И радость людям отравить,
Им можно лед зимой расплавить
И камень в крошку раздолбить.
Слайд 7Н.С.Гумилев.
В оный день, когда над миром новым,
Бог склонял лицо свое,
тогда
Солнце остановили словом,
Словом разрушали города…
Но забыли мы, что исиянно
Только слово
средь земных тревог,
И в Евангелии от Иоанна
Сказано, что слово это – Бог.
Мы ему поставили пределом
Скудные пределы естества,
И, как пчелы в улье опустелом,
Дурно пахнут мертвые слова.
Слайд 8Л.Н.Толстой.
«Слово – дело великое. Словом можно соединить людей, словом можно
разъединить их. Берегись такого слова, которое разъединяет людей»
Слайд 9Наиболее частые проявления неточной и неправильной речи
Путают слова, схожие по
звучанию(паронимы)
Неправильное сочетание слов
Засорение языка нелитературной лексикой
Нарушение стилистических норм языка
Слайд 101 задание.
По вечерам крестьяне отправляются в очаг культуры.
Гринев сочинил песенку
и понес ее на рассмотрение Швабрину.
Богатые дворяне наносили друг другу
визиты в гости.
Мать-медведица следила, чтобы дети не получали травмы.
К пристани подъехала карета, и из нее вылезла прекрасная девушка.
Слайд 112 задание
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
Звончее
В
боку
Знаменитые профессора
Красивейший
Консервов
В двух тысяч первом году
Семеро смелых
Лечащий врач
Слайд 123 задание
Я с братом ходили на рынок.
За Марину Сергеевну я
ничего плохого не скажу.
Возвращаясь с работы, мной овладела тревога.
Я скучаю
за ним.
Слайд 134 задание
Наступила война
Выполнять роль, иметь роль
Играть большое значение, уделять значение
Оказать
заботу
Разрешить проблему
Составлять аналогии
Слайд 14Правильный ответ
Началась война
Играть роль
Иметь большое значение
Проявить заботу
Решить проблему
Делать анологии
Слайд 15Интонационная разминка
Задание: прочитайте вопрос так, чтобы получились разные ответы.
Вы вчера готовились к урокам?
Слайд 16Скороговорки
Шла Саша по шоссе
На дворе трава, на траве дрова.
Полкан попал
в капкан.
Мыши шуршат и шарахаются в шалаше, как только заслышат
шаги на шоссе.
Опять пять ребят нашли пять опят.
Слайд 17Блиц-викторина
Я проснулся рано утром и стал собираться в школу. Сначала
стал рубашку…. . Потом младшего брата…… И наконец….. на себя
курточку.
Слайд 18Конкурс «Говорите правильно»
Задание: исправьте ошибки в стихотворении.
Между прочим.
Говорил он, между
прочим,
Красивее, мы так хочем,
Досуг, шофер, процент, заем,
Квартал, портфель, билютень,
Поверх плана
выполняем, агент звонит цельный день.
Слайд 19Правильный вариант
Между прочим,
Говорил он,
Красивее, мы так хотим,
Досуг, шофер, процент, заем,
Квартал,
портфель, бюллетень.
Сверх плана выполняем,
Агент звонит целый день.
До сих пор не
понял он,
Как стыдно быть невеждой.
Слайд 20Грамматико-стилистические этюды
1.Род имен существительных.
2. Имя числительное.
3. Лексика.
4. Однокоренные слова.
Слайд 22Подведение итогов урока.
Какими словарями вы будете пользоваться, чтобы ответить на
следующие вопросы:
1. Каково лексическое значение слова?
2. Где в слове надо
поставить ударение?
3. Как правильно написать слово?
4. Каким другим словом можно заменить данное слово?