Слайд 1Сложноподчинённое
предложение
Алёшина З.Н.
Prezentacii.com
Слайд 2Повторим СПП:
состоит из нескольких грамматических основ;
они не равноправны;
есть главное и
подчинённое ему придаточное предложение;
они соединены подчинительными союзами и союзными словами.
Я
люблю тебя, жизнь, и надеюсь, что это взаимно.
Слайд 3Подчинительные союзы:
изъяснительные - что, чтобы, как..
причинные -
так как, так что…
временные - когда,
лишь, едва..
сравнительные - как, будто, словно..
уступительные - хотя, хоть, пускай
целевые - чтобы, дабы…
условные - если, если бы, коли, ...
следствия - так что..
Слайд 4Союзные слова:
который, какой, чей, какой, где, куда. откуда, отчего, сколько…
Частицы :
ли, лишь
Слайд 5Место придаточного предложения
Всегда надо точно знать,
чего хочешь.
Когда идёшь над бездной, смотри в лазурь и свет.
Приученный к мысли, что полна бочка не грохочет, он был молчалив.
Слайд 6Виды придаточных предложений:
определительные - (какой?)
изъяснительные – (падеж. вопросы)
обстоятельственные –(места,
времени, условия, причины, цели, следствия, образа действия,
меры и степени, сравнения,
уступки).
Слайд 7Придаточное
определительное предложение
Около дома посадите астры, нежные цветы которой украшают
сад до ноября.
Извилистые дорожки, плавные линии которых
манят в глубину участка, делают сад загадочным.
Слайд 8Виды связи:
последовательное подчинение;
Прости, что не сумел сказать,
что буду
смел.
параллельное подчинение.
Когда наступает март, в воздухе пахнет
весной, что уже не за горами.
Слайд 9Виды связи:
однородное подчинение;
Я вижу, как буря бушует и
молнию гасит ручей.
неоднородное подчинение.
Мне надо узнать, в чем дело,
чтобы принять решение.
(Что? и с какой целью?)
Слайд 10Стечение двух союзов
и когда…то который
если… то
что если…то так что когда…то
что хотя…но что когда…то
Она решила, что если не спадет температура, то вызовет врача на дом.
Она решила, что, если не спадет температура, вызовет врача на дом.
Слайд 11В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте
которых в
предложении должны стоять
запятые?
Особенно часто (1) поэт бывал у Олениных (2) дочь (3) которых (4) была предметом его серьёзного увлечения.
1) 1,2,4 2) 2 3) 1,3 4) 2,4
Слайд 12В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте
которых в
предложении должны стоять запятые?
Роза (1)
первые упоминания (2) о которой (3) относятся к V веку до н.э. (4) описана в древнеиндийских сказаниях.
1) 1,4 2) 2,4 3) 1,3 4) 1,3,4
Слайд 13В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте
которых в
предложении должны стоять
запятые?
Древовидные пионы (1) листья (2) которых (3) облетают на зиму (4) со временем превращаются в пышно цветущие раскидистые кусты.
1) 1,4 2) 2 3) 3 4) 1,2,4
Слайд 14В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте
которых в
предложении должны стоять
запятые?
Молодые люди скоро дошли до размышлений (1) что им непременно надо пожениться (2) но (3) так как родители Марьи Гавриловны запретили дочери и думать о свадьбе с Владимиром (4) придётся сделать это без родительского благословения.
1) 1,3,4 2) 2 3) 2,3,4 4) 1,2,3,4
Слайд 15В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте
которых в
предложении должны стоять
запятые?
Трудно было угадать (1) какой выдастся день (2) и альпинисты долго не могли решить (3) когда начать восхождение.
1) 1,3 2) 2 3) 1,2 4) 1,2,3
Слайд 16В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте
которых в
предложении должны стоять
запятые?
Сестра ничего не ответила (1) и (2) чтобы отвлечься от неприятного ей разговора (3) она подошла к клетке с птицами и стала рассеянно подсыпать зерно в кормушки (4) хотя они уже были полны.
1) 1,2,4 2) 1,2,3,4 3) 1,3 4) 2,3
Слайд 17В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте
которых в
предложении должны стоять
запятые?
Темнело (1) и (2) когда мы вошли в реденькую берёзовую рощу (3) белые стволы показались нам налепленными на лиловый сумрак яркими бумажными полосами.
1) 1,2,3 2) 2,3 3) 3 4) 1,2
Слайд 18Среди предложений 3-19 найдите сложноподчинённое предложение с
придаточным условия.
Напишите номер этого сложного предложения.
(З)Художница ответила мне примерно так. (4)Старые
мастера и вообще большие живописцы прошлого видели в младенце прежде всего человека. (5)Ведь главное в каждом малыше не то, что он ребёнок, а то, что он человеческий ребёнок. (6)И жизнь у него человеческая - трудная, сложная. (7)Конечно, детство - это заря жизни, это счастье. (8)Но сам ребёнок этого счастья не осознаёт. (9)Вот вы в детстве были счастливы?
(10)Выслушав её, я призадумался. (П)Конечно, какой-то перехлёст был в её словах. (12)Но когда я начал перебирать в памяти грустные и счастливые впечатления своего детства, счастливых оказалось очень мало. (13)И причиной тому были отнюдь не родители, не окружающие, не трудности эпохи. (14)Мне просто некогда было быть счастливым.
(15)Ну а как же тогда быть с «золотым детством»? (16)«3олотое детство» - это прочно затверженная формула.
(17)А что если миф о золотом детстве придумали взрослые дяди и тёти, которые забыли свои детские годы? (18)Ведь если бы все в детстве были безоблачно счастливы, то из детей вырастали бы глупые взрослые. (19)Между тем мы живём в обществе людей разумных, талантливых, способных, умных, толковых, мыслящих — и это во всех областях жизни.
Слайд 19Среди предложений 14-21 найдите сложноподчинённые предложения с последовательным подчинением придаточных.
Напишите номера этих сложных предложений.
(14)Но что поделаешь, если люди
добровольно засадили себя в разнообразные металлические клетки и отключили от земли, от её единых электрических и прочих сил.
(15)Синтетической одеждой и обувью, резиновыми колёсами и асфальтом, всевозможными пластиками человек всё больше изолирует себя от земного шара, искусственно отключаясь не только от общего земного электричества, но и от многих не изученных нами сил, излучаемых деревьями и травой, дождями и радугой, сосновой хвоей и плывущими облаками, дремлющим бором и утренней росой, речным туманом и молнией. (16)Да и просто мягкой и доброй почвой.
(17)Однако эта физическая изоляция покажется мелочью, если вспомнить - о той чудовищной психологической, духовной изоляции, которая существует теперь между Человеком и Землёй.
(18)Конечно, стараемся, тщимся, выращиваем на балконе цветочек или перышко лука, держим в квартире какое-нибудь растение, обзаводимся дачным клочком земли, летом, во время отпуска, в воскресенье выбираемся в лес, на речку. (19)Но это не серьёзные отношения с землёй. (20)А это вроде как детская игра в дочки-матери вместо подлинной любви, подлинного рождения детей.
(21)И подумать только, что мой дед и даже мой отец ещё находились в прямом и непосредственном контакте с землёй, который человеку предназначен и необходим.