Слайд 1Сложные предложения 
с разными видами связи
Подготовил преподаватель русского языка и
                                                            
                                    
литературы 
Белова Татьяна Алексеевна
                                                                    
                            							
							
							
						 
											
                            Слайд 2Синтаксическая разминка «Закончи высказывание»
Предложения, в которых одно из предложений по
                                                            
                                    смыслу подчинено другому и связано с ним подчинительным союзом или
                                    союзным словом, называют... 
сложноподчинённым
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 3Предложения, в которых простые предложения могут быть равноправными по смыслу
                                                            
                                    
и связаны сочинительными союзами, называют... 
сложносочинённым
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 4Сложные предложения без союзов и союзных слов называют... 
бессоюзными
                            							
														
						 
											
                            Слайд 5Этот знак препинания присутствует там, где повествуется о перечислении предметов,
                                                            
                                    каких-либо фактов, явлений, событий, и помогает читающему легко ориентироваться в
                                    тексте, подсказывая, где границы между однородными членами, частями предложений. 
запятая
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 6Этот знак препинания ставят в сложном предложении тогда, когда внутри
                                                            
                                    частей предложения (или в одной из них) уже имеются запятые.
                                    точка с запятой
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 7Этот знак препинания предупреждает читающего, что после наступившей в высказывании
                                                            
                                    многозначительной паузы последует необходимое разъяснение того, о чём было сказано
                                    прежде. 
тире
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 8… что у русской пунктуации «двуединое основание». Чтобы поставить тот
                                                            
                                    
или иной знак препинания, необходимо прежде определить смысловую сторону предложения
                                    и затем его структуру, то есть действовать по формуле: 
смысл + структура = знак препинания. Пунктуационная система русского языка строится на синтаксической основе, почти все пунктуационные правила формулируются в зависимости от строя предложения. В центре нашего внимания — сложные предложения, без которых не обходится практически ни один связной текст.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 9«Знаки препинания существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное
                                                            
                                    
соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание»
К.Г.Паустовский
                                                                    
                            							
														
						 
											
											
                            Слайд 11Проверка: 
1 – Б, 2 – В, 3 – Г,
                                                            
                                    
4 – А, 5 – Е, 6 – Д, 7
                                    – Ж
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 12  Когда он проснулся, уже всходило солнце; курган заслонял
                                                            
                                    
его собою, а оно, стараясь брызнуть светом на мир, напряженно
                                    палило свои лучи во все стороны и заливало горизонт золотом.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 13(Когда он проснулся), уже всходило солнце; курган заслонял его собою,
                                                            
                                    а оно, стараясь брызнуть светом на мир, напряженно палило свои
                                    лучи во все стороны и заливало горизонт золотом. 
(Когда), [  ] ; [  ], а [  ].
Сложное предложение с бессоюзной и союзной связью, состоит из двух частей, соединённых бессоюзной связью; первая часть — сложноподчинённое предложение с придаточным времени (с союзом когда), вторая часть — сложносочинённое предложение с противительным союзом а.
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 14Сложные предложения с разными видами связи — это сложные предложения, которые
                                                            
                                    
состоят не менее чем из трёх простых предложений, связанных между
                                    собой сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 15Сложные предложения с разными видами связи членятся на две или несколько частей
                                                            
                                    
(блоков), соединённых с помощью сочинительных союзов или бессоюзно; а каждая часть
                                    по структуре представляет собой либо сложноподчинённое предложение, либо простое. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 16Например:
1) [Печален я]: [со мною друга нет], (с кем долгую запил бы я разлуку), (кому бы мог
                                                            
                                    
пожать от сердца руку и пожелать весёлых много лет) (А. Пушкин).
[  ]:
                                    [ сущ.], (с кем), (кому).
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 172) [Переулок был весь в садах], и [у заборов росли липы, бросавшие теперь, при
                                                            
                                    
луне, широкую тень], (так что заборы и ворота на одной стороне совершенно утопали в потёмках) 
(А.
                                    Чехов).
                                      с.
[  ], и [  ], (так что).
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 18В сложном предложении могут быть предложения с различными видами союзной
                                                            
                                    
и бессоюзной связи
                                                                    
                            							
														
						 
											
											
                            Слайд 20В сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью рядом могут
                                                            
                                    
оказаться сочинительный и подчинительный союзы.
Например: 
Весь день стояла прекрасная погода, но, когда мы подплывали
                                    к Одессе, пошел сильный дождь.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 21Знаки препинания в предложениях с разными видами связи
                            							
														
						 
											
											
                            Слайд 23ОБРАЗЕЦ РАЗБОРА СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ  
                            							
														
						 
											
                            Слайд 24 Вдруг навалился густой туман, как будто стеной отделил он
                                                            
                                    
меня от остального мира, и, чтобы не заблудиться, я решил
                                    вернуться на тропинку, которая, по моим соображениям, должна была находиться слева и сзади.            (В. Арсеньев)
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 25Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, с разными видами связи: бессоюзной, сочинительной
                                                            
                                    и подчинительной, состоит из трёх частей, связанных бессоюзно (I и
                                    II части) и сочинительным соединительным союзом и (II и III части); I часть - простое предложение, II часть - простое предложение, III часть - сложноподчинённое предложение с двумя придаточными (цели и определительным) с параллельным подчинением. Придаточное цели зависит от всего главного предложения, отвечает на вопрос с какой целью?, присоединяется союзом чтобы. Придаточное определительное зависит от существительного тропинку, отвечает на вопрос какую?, присоединяется союзным словом которая.
  ,   , и, (чтобы …),   , (которая …).
[Вдруг навалился густой туман], [как будто стеной отделил он меня от остального мира], и, (чтобы не заблудиться), [я решил вернуться на тропинку], (которая, по моим соображениям, должна была находиться слева и сзади).
I
II
III
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 261. [ - = ] : [ - = и
                                                            
                                    = ], (если).
  [ - = ].
  [
                                    - = ], ( что… ), а [ = ук.сл.], ( кто… )
 2. [ - = ].
   [ - = ], (так как… ).
   [ -.-.-.- , - =, =, = ], и [- = ], (если… ).
 3. [ - = ] : [ - = ], (которые… ), (чтобы… ).
   [ - = ], (что… ).
   [ - = ], (чем… ), а [ - = ].
Задание 1. Сконструировать предложения по соответствующим схемам
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 27Проверим!
1.
[ - = ] : [ - = и =
                                                            
                                    
], (если).
[ - = ].
[ - = ], ( что…
                                    ), а [ = ук.сл.], ( кто… )
Французская Ассоциация защиты животных установила: присутствие в доме собаки почти на треть уменьшает опасность инфаркта у его хозяина и нормализует артериальное давление, если человек ежедневно просто поглаживает своего песика. Лечебное воздействие собаки на человека подтвердилось и при обследовании шести тысяч жителей США. Американские ученые пришли к выводу, что ежедневное общение с собакой вызывает положительные эмоции и снимает стрессы, а это очень важно для тех, кто испытывает значительные нервные нагрузки на работе и в школе.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 282.
[ - = ].
[ - = ], (так как… ).
[
                                                            
                                    
-.-.-.- , - =, =, = ], и [- =
                                    ], (если… ).
Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это – основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Ведя здоровый образ жизни, мы выполняем наши планы, успешно решаем основные жизненные задачи, преодолеваем трудности и значительные перегрузки, и доброе здоровье обеспечивает нам долгую и активную жизнь, если мы его разумно сохраняем и укрепляем.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 293. 
[ - = ] : [ - = ], (которые…
                                                            
                                    
), (чтобы… ).
 [ - = ], (что… ).
 [ - =
                                    ], (чем… ), а [ - = ].
Существует мнение: курящие подростки - это возбудимые дети, которые используют табак, чтобы успокоиться. Исследования показывают, что регулярное курение может оказывать противоположный эффект и увеличивать у них риск развития тревожных расстройств в юности. Курение может причинять эмоциональный вред подросткам намного раньше, чем проявятся физические эффекты, например, рак легких и болезни сердца, а проблемы с дыханием и недостаток кислорода могут вызвать приступы паники.
                                
                            							
														
						 
											
                            
                                                            
                                         и   
 
 
                                              когда?  зачем?
           (когда)   (чтобы)
Задание 2. Списать предложение, расставить знаки препинания, произвести синтаксический разбор, начертить схему.
1. Быть энтузиасткой сделалось ее общественным положением, и иногда, когда ей даже того не хотелось, она, чтобы не обмануть ожиданий людей, знавших ее, делалась энтузиасткой.
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 31 2. 
  В квартире в это время вспыхнул
                                                            
                                    паркет под ногами пришедших, и в огне, на том месте,
                                    где валялся с притворной раной кот, показался все более густея, труп бывшего барона Майгеля с задранным кверху подбородком, со стеклянными глазами.
     ,      и   
(где) 
каком?
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 323. Там есть и добрая волшебница, являющаяся у нас иногда
                                                            
                                    в виде щуки, которая изберет себе какого-нибудь любимца, тихого, безобидного,
                                    другими словами, какого-нибудь лентяя, которого все обижают, да и осыпает его ни с того ни с сего разным добром, а он знай кушает себе да наряжается в готовое платье, а потом женится на какой-нибудь неслыханной красавице, Милитрисе Кирбитьевне.
     ,      а   
(которая) 
(которого) 
какая?
какого?
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 33Алгоритм действий 
   1. Выделить грамматические основы. 
                                                            
                                    
  2. Выделить союзы и определить, сочинительные они или
                                    подчинительные. 
   3. Определить главные и придаточные предложения (главные – те, от которых задается вопрос; придаточные – к которым задается вопрос). 
  4. Определить границы простых предложений, входящих в состав сложного (союзы часто указывают на начало новых грамматических основ!). 
   5. Особое внимание обратить на то место в предложении, где рядом стоят сочинительный и подчинительный союзы.
   6. После придаточного нет второй части двойного союза то, так или союза но, ставится запятая,
  есть – не ставится
   7. Проставить все знаки препинания. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 34    Разбор задания 
  В каком
                                                            
                                    
варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в
                                    предложении должны стоять запятые? 
   Люся была мягко настойчива (1) и (2) хотя вспомнить всё было трудно (3) постепенно старушка рассказала (4) как было дело. 
  
  1) 1, 2, 3             2) 1, 2, 3, 4 
  3) 1, 3, 4             4) 2, 4
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 35   Сначала определим грамматические основы и выделим, какие
                                                            
                                    
из них главные, какие придаточные. 
  [Люся была мягко
                                    настойчива] и [(хотя вспомнить всё было трудно) постепенно старушка рассказала] (как было дело). 
  Таким образом, получаем:
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 36   По правилам, в сложном предложении с неоднородными
                                                            
                                    
придаточными все грамматические основы должны быть отделены друг от друга
                                    запятыми. 
   НО! В этом предложении есть стык союзов И ХОТЯ. Читаем предложение. Во второй его части нет продолжения союза ТО, ТАК, НО, поэтому между союзами запятая ставится: И, ХОТЯ. 
   Значит, 
   [Люся была мягко настойчива], (1) и , (2) [(хотя вспомнить всё было трудно),(3) постепенно старушка рассказала] , (4) (как было дело). 
  Правильный – вариант ответа №2. 
                                
                            							
														
						 
											
											
											
											
                            Слайд 401. Укажите правильный вариант расстановки запятых.
Впереди показалась широкая река (1)
                                                            
                                    и (2) когда всадники подъехали (3) и спешились (4) то
                                    увидели (5 ) что мост снесло наводнением.
1) 1, 2, 3, 4, 5,
2) 1, 4, 5,
3) 1, 2, 4, 5
4) 1, 3, 4, 5 
2
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 41 
2.Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в предложении?
Оказавшийся
                                                            
                                    в домашнем театре Шереметьевых французский посол писал (1) что (2)
                                    когда он увидел балет (3) то был потрясён талантом (4) крепостных людей.
1) 1, 2, 3
2) 1, 3    
3) 1, 4    
4) 2, 3
2
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 423. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на
                                                            
                                    месте которых в предложении должны стоять запятые?
Иногда кажется (1) что
                                    (2) если разбежаться с высокой горы (3) раскинув руки (4) то можно легко взлететь.
1) 1, 2, 5
2) 1, 3, 4, 5
3) 1, 3, 4
4) 1, 5
3
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 434. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на
                                                            
                                    месте которых в предложении должны стоять запятые?
Мне нравились ее глаза
                                    (1) голубые и кроткие (2) и (3) хотя около этих глаз уже виднелись морщинки (4) но взгляд их был так простодушен (5) так весел и добр (6) что как-то особенно приятно было встречаться с ними.
1) 1, 2, 3, 4, 5, 6
2) 2, 3, 4, 6
3) 1, 2, 4, 5, 6
4) 1, 2, 4, 6
3
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 445. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на
                                                            
                                    месте которых в предложении должны стоять запятые? 
Я думаю (1)
                                    что (2) когда заключенные увидят лестницу (3) ведущую на свободу (4) то многие захотят бежать.
1) 1, 3, 4
2) 2, 3, 4
3) 1, 2, 3
4) 1, 2, 4 
1
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 456. Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в предложении?
На
                                                            
                                    войне бойцы знали (1) что (2) если у фашистов будет
                                    отвоеван очередной город (3) то это (4) конечно (5) прибавит сил труженикам тыла.
1) 1,3, 4, 5
2) 2,3
3) 1, 2
4) 1,2,3
1
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 467. Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в предложении?
Об
                                                            
                                    удивительной доброте Ильи Петровича можно судить только по тому (1)
                                    что (2) когда случилось землетрясение в Спитаке (3) он взял на воспитание троих искалеченных детей (4) и всех их буквально вернул с того света своей заботой (5) и любовью.
1) 1, 2, 3
2) 2, 4, 5
3) 1, 3, 4
4) 1, 2, 3, 4, 5
1
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 478. На месте каких цифр должны стоять запятые в данном
                                                            
                                    предложении?
Женщина достала фотографию (1) на которой (2) если приглядеться (3)
                                    можно было увидеть её (4) молодую и красивую (5) стоящую рядом с высоким военным.
1) 2, 3, 4
2) 1, 2, 4, 5
3) 1, 2, 3, 4, 5
4) 2, 3, 4, 5
3
                                
 
                            							
														
						 
											
											
                            Слайд 49Список используемых источников
1.http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%EB%EE%E6%ED%EE%E5_%EF%F0%E5%E4%EB%EE%E6%E5%ED%E8%E5
2.http://www.traktat.com/language/book/synt/slojn/sl_raz.php
3. http://lib.repetitors.eu/russkiy/49-2009-12-07-07-08-09/3439-------25------
4.http://www.mirknig.com/knigi/nauka_ucheba/1181362958-ege-po-russkomu-yazyku-bez-oshibok.html (Волкова О.В., Алексеева Я.В. «ЕГЭ по
                                                            
                                    
русскому языку без ошибок»  Издательство: Deswer)
5.http://school28.tomsk.ru/files/img/elektron_uchebnik/trening25.htm