Слайд 1Пишем сочинение
Отрывок из рассказа А. И. Солженицына «Матрёнин двор»
.
Слайд 2Чтобы не ошибиться в понимании текста, нужно
внимательно прочитать и понять
текст,
составить его условный план,
определить главную мысль каждого абзаца,
выявить
стиль и тип речи текста.
Слайд 3
ЧТЕНИЕ ТЕКСТА УЧИТЕЛЕМ
(1) Избу Матрены до весны
забили, и я переселился к одной из ее золовок, неподалеку.
(2) Эта золовка потом по разным поводам вспоминала что-нибудь о Матрене и как-то с новой стороны осветила мне умершую.
- (3) Ефим ее не любил. (4) Говорил: люблю одеваться культурно, а она - кое-как, все по-деревенски. (5) А однаво мы с ним в город ездили, на заработки, так он себе там сударку завел, к Матрене и возвращаться не хотел.
(6) Все отзывы ее о Матрене были неодобрительны: и нечистоплотная она была; и за обзаводом не гналась; и не бережная; и даже поросенка не держала, выкармливать почему-то не любила; и, глупая, помогала чужим людям бесплатно (и самый повод вспомнить Матрену выпал - некого было дозвать огород вспахать на себе сохою).
(7) И даже о сердечности и простоте Матрены, которые золовка за ней признавала, она говорила с презрительным сожалением.
(8) И только тут - из этих неодобрительных отзывов золовки - выплыл передо мною образ Матрены, какой я не понимал ее, даже живя с нею бок о бок.
Слайд 4
(9) В самом деле! - ведь поросенок-то в
каждой избе! (10) А у нее не было. (11) Что
может быть легче - выкармливать жадного поросенка, ничего в мире не признающего, кроме еды! (12) Трижды в день варить ему, жить для него - и потом зарезать и иметь сало.
(13) А она не имела...
(14) Не гналась за обзаводом... (15) Не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни.
(16) Не гналась за нарядами. (17) За одеждой, приукрашивающей уродов и злодеев.
(18) Не понятая и брошенная даже мужем своим, схоронившая шесть детей, но не нрав свой общительный, чужая сестрам, золовкам, смешная, по-глупому работающая на других бесплатно, - она не скопила имущества к смерти. (19) Грязно-белая коза, колченогая кошка, фикусы...
(20) Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село.
(21) Ни город.
(22) Ни вся земля наша. (А.Солженицын)
Слайд 5Этап 1: ( чтение и составление плана)
План.
1. Матрёну вспоминают в селе по разным поводам (пр. 1-2): новый взгляд на героиню.
2. Отзывы односельчан о Матрёне ( пр.3-7): неодобрение, презрение и сожаление.
3. Размышление автора о личности и судьбе Матрёны(8-19): она другая, её никто не понимал.
4.Итог воспоминаниям и впечатлениям (20-22): «она тот самый праведник…»
Слайд 7Этап 2. Формулировка проблемы
Проблема – это сложный вопрос, требующий изучения,
разрешения (Толковый словарь)
Проблема – это тот вопрос, над которым размышляет
автор текста, рассуждает, пытается найти ответы на него.
Главной будет та проблема, на которой автор сосредоточен и по которой делает определенные выводы.
Слайд 8Как обозначить проблему?
Прочитайте текст внимательно и подумайте, ради какой
идеи (мысли, концепции) тратил усилия автор? Что он хотел вам
сказать? Нашли? Попробуйте задать к этому тезису вопрос.
Проблема должна быть взята более крупно, чем просто частный случай, описанный автором (проблема милосердия, нравственного выбора (между чем и чем), социальной справедливости, жестокого отношения (к чему или кому?), одиночества, цели и смысла (жизни, писательского труда и тому подобное), сложности жизни, роли (книг, музыки, природы и т. п.) в жизни человека и др. Как правило, описанный случай для автора – иллюстрация к его размышлениям о проблеме. Об этом следует помнить.
Слайд 9
(18) Не понятая и брошенная даже мужем
своим, схоронившая шесть детей, но не нрав свой общительный, чужая
сестрам, золовкам, смешная, по-глупому работающая на других бесплатно, - она не скопила имущества к смерти. (19) Грязно-белая коза, колченогая кошка, фикусы...
(20) Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село.
(21) Ни город.
(22) Ни вся земля наша. (А.Солженицын)
Как мы воспринимаем и оцениваем людей, не похожих на нас образом жизни, образом мысли? Какова роль праведных людей в нашей жизни? Зачем они нужны?
Слайд 10Слово «проблема» (или «вопрос») обязательно должно прозвучать в тексте. Причем
не надо путать проблему с авторской позицией. Позиция обозначается как
тезис (законченное предложение), а проблема формулируется либо как вопрос, либо сочетанием слова «проблема» с существительным в родительном падеже.
Кроме того, очень важно различать проблему, над которой размышляет автор текста, и проблемы, которые возникают в его собственной жизни. Мы пишем о первой. (Многие путают и пишут: «У автора есть проблема»… Звучит довольно забавно).
Слайд 11Типовые конструкции
Автор поднимает проблему…
Автор затрагивает очень важную проблему…
Автора текста волнует
проблема…
Проблема, которую хотел показать нам автор, такова…
Проблема, которую рассматривает автор,
заключается в том, что..
Текст … заставил меня задуматься над проблемой…
Неверно выделенная проблема ставит под удар все сочинение
(1-2 предложения)
Слайд 12 Какие проблемы поднимаются автором текста? Выберите подходящий вариант.
1) Проблема
бесхозяйственности и лени.
2) Проблема праведничества.
3) Проблема зависти.
4) Проблема бессердечия и
душевной черствости.
5) Проблема одиночества.
Слайд 13Определите проблематику текста.
Какими двумя способами это можно
сформулировать проблему?
1.В виде
риторического вопроса:
Нужны ли в нашей жизни праведники?
2.В виде повествовательного
предложения:
А. И. Солженицын затрагивает проблему
праведничества; роли чистых, праведных людей в
нашей жизни.
Слайд 14К какому разряду можно отнести данную
проблему?
1) Философская.
2) Социальная.
3) Политическая.
4) Нравственная.
– острая нравственная, философская проблема
Слайд 15Основная проблема исходного текста.
«Не стоит село без праведника» - так
гласит народная мудрость. А в рассказе А.Солженицына «Матренин двор» это
утверждение звучит как проблемный вопрос, потому что праведность не оценивается по достоинству окружающими. Писатель обращает внимание на данную проблему, так как она относится к вечным вопросам взаимоотношений между людьми.
Слайд 16Это не пересказ текста! Толкование, пояснительные
замечания С ОПОРОЙ
НА ТЕКСТ!
Сделать это можно, ответив на следующие вопросы:
1. На
каком материале автор основывается?
2. На какие стороны проблемы обращает наше внимание писатель?
3. Что особенно его волнует и тревожит, что он подчеркивает , выделяет?
4. Как выражено отношение автора к описываемым событиям, к проблеме?
Комментарий – это «переходный мостик» от
формулировки проблемы к изложению авторской
позиции по заявленной проблеме.
Этап 3. КОММЕНТИРУЕМ ПРОБЛЕМУ…
Слайд 17Комментарий
Текстуальный
Концептуальный
Слайд 18Текстуальный комментарий
Учащийся объясняет текст, как бы следуя за автором,
отвечая на вопросы:
Что делает автор исходного текста, предлагая на обсуждение
читательской аудитории ту или иную проблему?
На какие аспекты этой проблемы он обращает прежде всего внимание?
Что особенно волнует (тревожит) пишущего при изложении этой проблемы (что он подчеркивает, выделяет)?
Слайд 19Пример текстуального комментария
Проблему праведничества автор раскрывает
на примере
жизни простой русской женщины крестьянки Матрёны.
Писатель обращает внимание читателя
на то, что Матрёну
часто вспоминают после её смерти, хотя отзываются о ней
неодобрительно. Автор отмечает, что образ жизни героини
отличается от привычного жизненного уклада. Солженицын,
описывая жизнь и быт Матрены, подчеркивает ее духовные
качества и мелочность окружающих. Писатель сопоставляет
Матрёну с жителями села и отмечает, что она была во
много раз богаче духовно чем ее золовка, муж, односельчане,
которые недолюбливали эту женщину лишь за то, что она была
бескорыстной, не жила ради вещей и во всем старалась помочь
людям.
Слайд 20Концептуальный комментарий
Учащийся, опираясь на понимание проблемы исходного
текста, дает различного рода
интерпретации этой
проблемы. Вы как бы «пропускаете» проблему текста
через свое восприятие
и высказываетесь по ней. Чаще
всего экзаменуемые в концептуальном комментарии
пишут:
об актуальности проблемы;
приводят различные мнения по заявленной автором проблеме (новая эта проблема или одна из «вечных»; если новая – что послужило причиной ее возникновения).
Слайд 21Речевые клише
Несомненна актуальность поднятой автором проблемы…
Проблема, затронутая автором текста,
без сомнения, сложна и серьёзна, потому что…
Острота и значимость данной
проблемы не вызывают сомнения, так как…
Актуальность поставленной автором текста проблемы подтверждается тем, что, несмотря на многочисленные попытки решить её, она до сих пор волнует писателей, публицистов и, конечно, нас – читателей…
Новизна затронутой автором проблемы выражается в оригинальности её раскрытия, в необычности описываемой в тексте ситуации…
Поднятая нравственная проблема актуальна, злободневна…
Слайд 22Типичные ошибки
Комментарий отсутствует.
Прокомментирована проблема, имеющаяся в тексте, но Вами не
сформулированная.
Допущены фактические ошибки, связанные с пониманием исходного текста.
Комментарий заменяется цитированием
текста или его фрагмента.
Комментарий заменяется пересказом.
Комментарий заменяется перечнем проблем.
Слайд 231.Какие стили речи мы знаем, как различаем?
Этап 4. Определение стиля
речи и типа текста
Слайд 24
Вывод: Стиль художественный, а значит, позиция
автора выявлена нечётко, через подтекст,
художественные
образы, портрет, пейзаж,
поступки и диалоги героев.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ АВТОРОМ ТИПЫ ТЕКСТА:
Задание: Определите
типы текста,
представленные в отрывке.
Слайд 26Вывод:
в отрывке преимущественно используется описание и рассуждение; автор активно
использует отрицательные конструкции с частицами НЕ и НИ (по отношению
к Матрёне употреблено 17 приставок и частиц НЕ), создавая скрытую антитезу «жители деревни – Матрёна».
Авторская позиция
выявляется через отрицательные конструкции и антитезу
Жители деревни:
«гонятся за обзаводом», «держат скотину», «не работают бесплатно», «наряжаются», «берегут вещи» и др.
Матрёна:
«не гонится за обзаводом», «не бережная», «не гналась за нарядами», «по-глупому работает на других бесплатно» и др.
Слайд 27
Этап 5. Определение позиции автора
Напишите, как А. Солженицын относится
к проблеме (какова его позиция). При необходимости используйте следующие языковые
клише.
Автор так определяет свое отношение к поднятой проблеме ...
Автор считает, что ...
Автор подводит читателя к мысли о том, что ...
Автор стремится донести до читателя мысли о том, что ....
Слайд 28Какое предложение здесь лишнее? Возможно, его нужно перенести в другую
часть сочинения?
Подняв эту проблему, Александр
Солженицын заостряет внимание на том, что она касается не только конкретного села, но и целого мира. <…> На праведности и бескорыстии держится этот мир, но, в наш век поклонения деньгам и роскоши, эти качества мало кто ценит, их принимают как что-то из ряда вон выходящее, при этом нередко издеваясь над честными и искренними людьми.
Какое из представленных на предыдущем слайде клише можно поставить на место пропуска?
Слайд 29 Подводим промежуточный итог нашей подготовке к написанию сочинения (задания
части С)
1.Проблема сформулирована : К1
2.Её прокомментировали : К2
3.Позицию автора выявили:
К3
Слайд 30Этап 6. Выразить своё согласие или несогласие с позицией автора
Слайд 31Выразите свое отношение к проблеме исходного текста, приведите доказательства (аргументы),
подтверждающие ваше мнение. Обратите внимание: без оценочных слов, помогающих передать
впечатление от прочитанного, ваша позиция не считается сформулированной. Можно воспользоваться следующими клише:
• К сожалению, ...
• Огорчает то, что ...
• Разделяя позицию автора, хочу сказать, что ...
Разделяя позицию автора, хочу сказать, что мы действительно часто сталкиваемся с подобными ситуациями как в жизни, так и в литературе. Праведность, бескорыстие, любовь к ближнему, как это ни странно, считаются в нашей действительности малодушием и бесхребетностью.
Слайд 32Выберите из списка произведений те,
в которых герои не поняты
окружающими.
1) В. Короленко «Слепой музыкант»
2) Ф.М.Достоевский «Идиот»
3) В.Распутин
«Уроки французского».
4) Б. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей»
5) Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
6) А.Н. Островский «Гроза»
Слайд 33ПРИМЕРНАЯ АРГУМЕНТАЦИЯ СВОЕГО МНЕНИЯ:
Авторскую позицию подтверждает
пример Сони Мармеладовой, героини романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Дочь
от первого брака спившегося, потерявшего место чиновника, замученная попреками обезумевшей от нищеты и чахотки мачехи, она вынуждена пойти на панель, чтобы содержать пропойцу отца и его семью. Она принесла себя в жертву ради других, а не ради себя. Образ Сони – образ истинной христианки и праведницы.
Разделяя позицию автора, хочу сказать, что мы действительно часто сталкиваемся с подобными ситуациями как в жизни, так и в литературе. Праведность, бескорыстие, любовь к ближнему, как это ни странно, считаются в нашей действительности малодушием и бесхребетностью.
Формулировка собственной позиции
Аргумент №1
Слайд 34ПРИМЕРНАЯ АРГУМЕНТАЦИЯ СВОЕГО МНЕНИЯ:
Матрениной безответностью и
миролюбием обладал и герой рассказа А.Платонова «Юшка». На праведности Юшки
держалось все село. Он делился любовью со всеми окружающими, позволял вымещать на себе злость, накопившуюся в людях, чтобы она не направлялась на других. Юшка, как и Матрена, не гнался за материальным благополучием и все заработанные деньги отдавал сироте на проживание и обучение. Но люди, с которыми он прожил бок о бок многие годы, почувствовали, насколько Юшка им необходим, только после его смерти.
Аргумент №2
Слайд 35КОМПОЗИЦИЯ СОЧИНЕНИЯ
Вступление.
Формулировка в той или иной форме одной
из проблем исходного текста.
Комментарий к сформулированной проблеме текста.
Формулировка позиции автора
по прокомментированной проблеме
Аргументация собственного мнения по проблеме:
1) Тезис;
2) Аргументы:
а) первый аргумент;
б) второй аргумент.
3) Вывод.
Заключение
Обрати внимание на то, что согласно этому плану у тебя как минимум
должно быть пять, а если ты выделишь отдельным абзацем пункты
аргументации собственного мнения, то и больше, абзацев. Если нарушено
абзацное членение текста, снижается оценка по критерию К5
Слайд 36.
ЭТАП 7: ЗАКЛЮЧЕНИЕ
а) концовка-вывод (сжатый, в несколько строк итог всего сочинения),
например:
Проанализировав содержание текста и его языковые
особенности, можно сделать
вывод о том, что …
Автор учит нас тому, что…
б) концовка-ответ (энергичный ответ на вопрос, поставленный в начале сочинения), например:
Так зачем же люди…? Хотя …, но именно .
в) концовка-афоризм (краткое выразительное изречение, содержащее обобщающий вывод и ставящее в сочинении, некую смысловую точку), например:
Прочитав этот текст, понимаешь, что …
Недаром говорят: …
г) концовка-цитата (яркое изречение, высказывание какого-либо выдающегося человека,), например:
Справедливо высказывание… «…», — писал известный
русский поэт и писатель …
Слайд 37Прочитайте фрагмент.
Какой части целого экзаменационного сочинения соответствует его содержание
(комментарий, позиция автора, собственная позиция, заключение)?
Текст Александра Солженицына призывает нас
задуматься над своим отношением к людям, подобным Матрене, и уметь разглядывать в их заурядных и, как может нам казаться, глупых поступках широту человеческой души.
Слайд 38Заключительный этап:
Сколько абзацев получилось в сочинении?
Какие состоят из одного предложения?
Достаточно ли этого?
Каким элементом можно его дополнить? (вступлением)
Слайд 39Вступление (1-2 предложения)
Задачи:
вступить в контакт с читателем;
подготовить его к
восприятию текста;
подвести к формулировке проблемы.
О чем писать:
сообщение о теме (о
чем текст);
сообщение об авторе (если знаем);
цитата, связанная с проблематикой темы;
риторический вопрос, восклицание
Можно начать сразу с формулировки проблемы.
Слайд 40Домашнее задание:
Написать сочинение, используя материал урока
Слайд 41Шаблон работы над частью С Вступление_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проблемы, поднятые в тексте: ________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Комментирование
проблемы ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Позиция автора: ___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Собственное мнение по проблеме ________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1 аргумент
______________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2 аргумент ________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Вывод ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________