Слайд 1Сочинение-рассуждение
на лингвистическую тему
Подготовка к ГИА
Слайд 3Назначение пунктуации
а) служить средством расчленения письменной речи
б) указывать на расчленение
смысловое, структурное и интонационное.
Нынче совсем ничего не мог писать
утром - заснул (Л. Т.)
тире
не только отделяет сказуемое заснул, помогая передать причинное обоснование действия, обозначенного в сказуемом не мог писать, но и указывает, что временной определитель утром характеризует первое действие, а не второе (ср.: Нынче совсем ничего не мог писать - утром заснул).
фиксирует наличие паузы и, следовательно, соответствующее интонационное оформление, передающее смысловое соотношение данных слов.
Расчленение текста при помощи знаков препинания помогает донести до читающего смысл написанного таким, каким он представляется пишущему.
Слайд 4Знаки препинания – «ноты при чтении» (А.П.Чехов)
помогают в восприятии текста;
помогают
понять авторскую мысль;
могут не только подчеркнуть значение, выраженное словами словами,
но и резко изменить его;
могут разорвать смысловые и грамматические связи слов.
Слайд 5Примеры
То что есть есть того чего нет нет это не
то это то. (С. Стивене. «Математика, измерение и психофизика») То,
что есть, есть; того, чего нет, нет. Это не то? Это то.
Этот человек не раз говорил брату Антон никогда не был учителем.
(1. «Этот человек, — не раз говорил брату Антон, — никогда не был учителем».
2. Этот человек не раз говорил брату: «Антон никогда не был учителем»).
И шла она легко, назад Изгибы длинные чадры Откинув.
( И шла она легко назад, изгибы длинные чадры откинув).
Я занимался с братом, который был болен английским языком.
Хватит жевать давайте читать
Хватит! Жевать давайте, читать…
Хватит. Жевать? Давайте! Читать?
Хватит жевать – давайте читать.
По тропинке к дому шли дедушка Иван Петрович девочка Маша дядя Андрей тетя Анна Ильинична бабушка Даша.
Поставлю статую золотую пику держащую.
Слайд 6Примеры
В зале находились Антон три его приятеля Степан Андрей Михаил
Ирина сестра Антона и Мария Петровна.
Очень-очень странный вид: речка за
окном горит,
Чей-то дом хвостом виляет, пёсик из ружья стреляет,
Мальчик чуть не слопал мышку,
Кот в очках читает книжку, старый дед влетел в окно,
Воробей схватил зерно,
Да как крикнет, улетая: «Вот что значит запятая!»
Бежать нельзя стоять на месте.
Лететь невозможно ждать.
Шибанов молчал. Их пронзённой ноги
Кровь алым струилася током… (А.Толстой)
Приготовьтесь боксеры гимнасты борцы на выход.
Слайд 10Функции знаков препинания
Разделительные знаки препинания – всегда одиночные знаки(точка, вопросительный
и восклицательный знаки, запятая, точка с запятой, многоточие, двоеточие, тире)
служат для отделения одних отрезков речи от других.
Выделительные знаки препинания – парные знаки ( скобки, кавычки, двойное тире, двойные запятые). Они выделяют различные отрезки речи
Слайд 11СТРУКТУРА СОЧИНЕНИЯ- РАССУЖДЕНИЯ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ
Задание С2.1 – это сочинение-рассуждение
на лингвистическую тему. Его цель – раскрыть важность того лингвистического
материала, о котором идет речь в задании.
Сочинение-рассуждение должно быть композиционно оформлено, т.е. содержать тезис, аргументы и вывод:
Вступление.
Прямая актуализация проблемы: формулировка основного тезиса по указанной проблеме («Знаки препинания в русском языке играют важную роль»).
Основная часть.
Формулирование тезиса, который предстоит доказывать. («Я считаю, что….»), его обоснование с помощью примеров из исходного текста.
Заключение.
Вывод о справедливости высказывания о сущности данного языкового явления.
Слайд 12Типичные ошибки в сочинении данного типа
отсутствие тезиса;
отсутствие
логики в расположении частей сочинения;
отсутствие переходов от общих положений
к приведению примеров из текста;
неумение употреблять в сочинении средства связи между предложениями;
неумение выстраивать доказательную часть сочинения;
неумение использовать текст как способ аргументации.
Слайд 13Тезис
ТЕЗИС – это кратко сформулированная мысль, истинность которой требуется доказать
и в которой последовательно раскрывается его тема и основная мысль.
Тезис
формулируется как простое двусоставное предложение.
Подлежащее – это тема текста.
Сказуемое – то главное, важное (основная мысль), что будет говориться по данной теме.
Тезис – это
ТЕМА + ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ
Слайд 14Примеры тезисов:
Многоточие ставится для обозначения незаконченности высказывания.
Фразеологизмы
делают нашу речь более яркой и выразительной и поэтому широко
используются в литературном языке.
Запятые не только расставляют эмоциональные акценты, но и помогают передать смысл предложения.
В данных тезисах подлежащие называют тему - многоточие, фразеологизмы, запятые. Затем следует основная мысль, которая поясняет содержание темы, выделяет самое главное в ней.
Слайд 15Аргументы
АРГУМЕНТ – это суждение, приводимое в подтверждение истинности высказывания.
Правила
аргументации:
а) аргументы не должны противоречить друг другу;
б) аргументы должны быть
достаточными для данного тезиса ( не менее двух аргументов );
в)аргументы должны соотноситься с темой и основной мыслью (тезисом), а не быть мнением вообще.
Характерные ошибки при аргументировании:
а) нечеткое словесное оформление,
б)однотипность аргументов
Слайд 16Практика
На примере самостоятельно выбранного текста докажите следующие положения:
1) пунктуация создаёт
экспрессивность текста;
2) знаки препинания являются помощниками писателя в создании художественной
выразительности текста;
3) знаки препинания способны скрыть глубину смысла;
Ознакомьтесь с информацией и выполните задание.
На примере данного текста убедитесь, что знаки препинания служат средством выражения мыслей и чувств в письменном тексте.
Многоточие передает эмоциональное состояние автора.
Скобки выделяют коммуникативно важные слова.
Восклицательный знак передает взволнованность, недосказанность реплики.
Вопросительный знак приглашает читателя к разговору.
Тире привлекает и акцентирует внимание читателя.
Слайд 17СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ
1. Слова одной тематической группы
2. Однокоренные слова
3. Синонимы, антонимы ( в том числе контекстные)
4.
Лексический повтор
5. Союзы
6. Местоимения
7. Вводные слова
8. Синтаксический параллелизм
9. Вопросительные или неполные предложения и т.д.
Слайд 18Практика
Выпишите слова и предложения в следующем порядке:
а) слова и предложения,
связывающие тезис и доказательства;
б) средства связи доказательства и вывода.
А. Приведем
доказательства этого…
Б. Это можно доказать таким образом:…
В. Почему? А вот почему…
Г.Обобщим сказанное: …
Д. Итак; таким образом,…
Е. Это можно объяснить так:…
Ж. Следовательно,…
Слайд 19Примерный вариант сочинения- рассуждения
«Зачем нужна пунктуация?»
На письме без
знания пунктуационных правил невозможно обойтись. Они необходимы и автору текста,
чтобы выразить определенный смысл, и читателю, чтобы правильно воспринять этот смысл. Для этого используются определенные знаки препинания, подходящие по своей функции в том или ином высказывании. Как правило, выделяют разделительные и выделительные знаки препинания. Они встречаются почти в каждом тексте, в том числе и в предложенном нам.
Разделительные знаки препинания (точка, вопросительный и восклицательный знаки, запятая, точка с запятой, многоточие, двоеточие, тире) служат для отделения одних отрезков речи от других. Так, с этой целью они используются в предложениях № 3, 5,7. Выделительные знаки препинания ( скобки, кавычки, двойное тире, двойные запятые) - парные знаки. Они выделяют различные отрезки речи, как, например, в предложениях № 23, 31.
Как видим, при помощи знаков препинания происходит смысловое членение речи, что, несомненно, помогает нам понять текст.
Слайд 20Практика
Раскройте смысл приведенного ниже высказывания.
Речь- удивительно сильное средство, но нужно
иметь много ума, чтобы пользоваться им (Гегель).
Во-первых,_____________________________
Во-вторых,_____________________________
В-третьих,______________________________
Следовательно,_________________________
Слайд 21Памятка для работы над сочинением на лингвистическую тему.
Памятка для работы
над сочинением на лингвистическую тему.
1. Внимательно прочитайте утверждение лингвистического положения.
2. Сформулируйте тезис и подберите в тексте примеры, доказывающие справедливость вашего утверждения.
3. Приводя примеры, цитируйте текст или указывайте в скобках номера предложений, на которые делаются ссылки в ходе аргументации.
Чтобы не было логических ошибок, можно использовать следующие речевые клише:
Чтобы доказать сказанное, обратимся к … предложению текста.
Пример использования ….. можно найти в предложении … .
В подтверждение собственных выводов можно привести пример из … предложения текста.
Рассмотрим … предложение (слово). В нем использован (-а, -о) …, который (-ая, -ое)… . Это подтверждает вывод о том, что … .