Слайд 1Способы сжатия текста
Составила:
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №
41
Кокшарова Светлана Геннадьевна
Слайд 2Цели:
1. продолжить подготовку учащихся к части С1
ГИА по русскому языку – сжатому изложению;
2.
актуализировать знания учащихся о тексте типа рассуждения;
3. обобщить знания учащихся о способах сжатия текста;
4. формировать общеучебные навыки работы с текстом;
5. развивать правильную монологическую и диалогическую устную речь учащихся.
Слайд 3 Прослушайте текст и выполните задание С1 на бланке
ответов №2. Сначала напишите номер задания, а затем текст сжатого
изложения.
С1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения - не менее 90 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Слайд 4 Итак, чтобы СЖАТЬ изложение, нужно ОБРАБОТАТЬ прослушанный текст, а
именно:
убрать всё лишнее, подробности, детали,
оставить только САМОЕ ГЛАВНОЕ,
ВАЖНОЕ, СУТЬ
Слайд 5 Сжатое изложение –
это обработанный пересказ прослушанного или прочитанного
текста, при котором "максимально выражен необходимый смысл при минимальной затрате
речевых средств" .
Слайд 6Запомни!!!
Сжатое изложение
должно быть
коротким по форме,
но
НЕ бедным
по содержанию.
Слайд 7Три способа сжатия текста:
1. исключение,
2. обобщение,
3. упрощение.
Слайд 8 При ИСКЛЮЧЕНИИ необходимо:
выделить главное (существенное) и детали (подробности);
убрать детали;
пропустить
предложения, содержащие второстепенные факты;
пропустить предложения с описаниями и рассуждениями;
объединить существенное;
составить
новый текст.
Слайд 9Варианты ИСКЛЮЧЕНИЯ:
1. исключаем один или несколько синонимов в ряду однородных
членов, сохраняем тот из синонимов, который обладает наибольшей ёмкостью в
данном контексте.
Слайд 10 У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на
лице появлялась радостная, светлая, приветливая улыбка.
Слайд 11У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице
появлялась приветливая улыбка.
Слайд 12Варианты ИСКЛЮЧЕНИЯ:
2. удаляем из текста поясняющие конструкции, например, ряд однородных
членов при обобщающем слове или ряд простых предложений в составе
бессоюзного сложного, поясняющих содержание первой части.
Слайд 13Он знал разные языки: немецкий, французский, итальянский и молдавский, и
никто не мог распознать в нём русского.
Слайд 14Он знал разные языки: и никто не мог распознать в
нём русского.
Слайд 15При ОБОБЩЕНИИ необходимо:
вычленить единичные факты;
подобрать языковые средства их обобщённой передачи;
составить новый
текст.
Слайд 16 Жители посёлка проводят свой досуг по-разному. Кто-то перечитывает любимые
с детства жюль-верновские романы; кто-то проводит много времени на реке
или в лесу. Основное занятие подростков - спортивные игры и соревнования. Самым запоминающимся событием был прошлогодний велокросс.
Слайд 17 Жители посёлка проводят свой досуг по-разному, в зависимости
от вкусов и привычек.
Слайд 18 При УПРОЩЕНИИ необходимо:
заменить сложное предложение простым;
заменить предложение или
его часть указательным местоимением;
объединить два или три предложения в одно;
разбить
сложное предложение на сокращённые простые;
перевести прямую речь в косвенную.
Слайд 19
Варианты УПРОЩЕНИЯ:
1. Замена придаточного определительного предложения синонимичным определением.
Слайд 20 Небольшое помещение на втором этаже занимает фирма, которая
предлагает своим клиентам туры по всем континентам и странам.
Слайд 21 Небольшое помещение на втором этаже занимает туристическая фирма.
Слайд 22
Варианты УПРОЩЕНИЯ:
2. Замена придаточного обстоятельственного предложения деепричастным оборотом.
Слайд 23 Когда читаешь дневник Никитина, то чувствуешь его беспредельную любовь
к родине.
Слайд 24 Читая дневник Никитина, чувствуешь его беспредельную любовь к родине.
Слайд 25 3. Сокращение количества структурных частей сложного предложения.
Слайд 26 Приятно смотреть на зимородка, который, плавно опустившись на ветку
ольхи, склонившуюся к самому зеркалу реки, принялся подкарауливать добычу.
Слайд 27 Приятно смотреть на зимородка, который плавно опустился на ветку
ольхи и принялся подкарауливать добычу.
Слайд 291 этап:
Определите ТЕМУ текста (о чём текст?).
2. Сформулируйте ОСНОВНУЮ МЫСЛЬ (чему учит текст?)
3.
Определите СТИЛЬ текста и ТИП речи, особенности построения текста.
4. Составьте ПЛАН текста, выделяя
микротемы каждой части и озаглавливая их.
Слайд 30У хорошего плана есть ряд достоинств:
Это самая краткая запись текста.
Поэтому его легко переписывать, доделывать и вообще доводить до совершенства.
Четкая форма плана помогает отразить последовательность изложения и обобщить главное.
Хорошо составленный план полностью раскрывает содержание текста.
Составление плана организует самоконтроль. Все ли учтено? В нужной ли последовательности записаны пункты? Нет ли нарушения логики изложения текста?
Слайд 31Типы планов:
Вопросный;
Назывной;
Тезисный.
Слайд 322 этап:
1. Отметьте в каждой микротеме СУЩЕСТВЕННОЕ и ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ.
2. Определите СПОСОБ
сокращения текста (исключение, обобщение, упрощение).
3. Напишите СЖАТОЕ изложение каждой части, свяжите
их между собой, чтобы получился текст.
Слайд 33 Помните о главных УСЛОВИЯХ в написании изложения:
необходимо передать содержание как
каждой микротемы, так и всего текста в целом;
не объединять микротемы
в один абзац;
каждый абзац начинать с красной строки;
объём изложения - 90-100 слов;
пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Слайд 34Помни!!!
Изложение нужно проверять ТРИ раза!!!
Слайд 35 Домашнее задание:
Выучить записи в тетради и основные положения
памятки.
Сжать текст – отрывок из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»