Слайд 1Средства художественной выразительности
Помогают ярко
нарисовать картину,
выразить мысль и чувство.
Слайд 2Сравнение-изображение одного предмета путём сопоставления его с другим.
Способы выражения сравнения:
1)
с помощью сравнительного оборота с союзами как, будто, словно, точно,
как будто.
А она за мною мчится и кусает, как волчица.
2)с помощью существительного в творительном падеже: Отчего же всё кругом завертелось, закружилось и помчалось колесом.(завертелось как колесо).
Вывод: в художественном произведении сравнение помогает нарисовать явление, увидеть его
по-новому и передать чувство и мысль.
Слайд 3Аллегория- иносказательное изображение явления
Например: Ложка дёгтя испортит бочку мёда.
Мысль этой пословицы: плохое, даже если оно кажется маленьким и
незначительным, может испортить большое хорошее дело.
Прочитайте пословицы и докажите, что это аллегория, раскройте смысл:
Близок локоть, да не укусишь.
Волков бояться –в лес не ходить.
Под лежачий камень вода не течёт.
Соловья баснями не кормят.
Вывод: аллегория в произведении словесности помогает ярко, выразительно показать в явлении главное.
Слайд 4Эпитет- художественное определение
предмета или явления
Седые волосы- определение
Серебряные седины –эпитет
Добрый молодец,
красна девица, чисто поле, верный конь
Берёза- белоствольная, ветвистая, густая, нарядная,
плакучая, стройная, весёлая. Задумчивая, милая, печальная, сияющая.
Вывод: эпитеты в худ. произведении помогают ярко нарисовать явление с его неповторимыми признаками, делают предмет зримым, слышимым, осязаемым и передают мысль и настроение.
Слайд 5Метафора-употребление слова в переносном значении на основе сходства между явлениями
И
стоит он, околдован
Не мертвец и не живой-
Сном волшебным очарован,
Весь опутан.
Весь окован
Лёгкой цепью пуховой.
Сон употреблено в переносном значении: речь идёт о зимнем состоянии леса, похожем на сон.
Цепь-это снег лежит на деревьях, как будто цепь, но она лёгкая.
Вывод: в произведениях метафоры помогают ярко изобразить картину, выяснить сходство в непохожих на первый взгляд явлениях и передать мысль автора и эмоцию.
Слайд 6Олицетворение-это изображение неодушевленных предметов и животных в виде живых существ,
способных действовать, чувствовать, мыслить.
1)Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет
2)Солнце
село, день прошёл, скрипка поёт…
3) Робко месяц смотрит в очи,
Изумлён, что день не минул,
Но широко в область ночи
День объятия раскинул.
Вывод: олицетворения помогают ярко изобразить явление, придать изображаемому определенную эмоциональную окраску, выразить мысль и единстве мира и человека.
Слайд 7Метонимия- употребление слова в переносном значении на основе связи, существующей
между явлениями.
1)Съел целую тарелку супа- съел налитый в тарелку суп.
2)Читал
Пушкина-произведение, написанное писателем.
3)Недаром помнит вся Россия (люди, которые живут )
Про день Бородина! (великая битва 1812года)
4)Волка ноги кормят(часть тела человека или животного, которой производится действие вместо самого действия)
Вывод: благодаря метонимии писатель может представить явление ярко, наглядно, конкретно, придать изображаемому определённую стилистическую и эмоциональную окраску.
Слайд 8Антитеза-противопоставление слов, предложений героев, картин, эпизодов.
1) Что ищет он к
стране далёкой
Что кинул он в краю родном.
2)Рассказ Чехова
«Толстый и тонкий».
3)Где стол был яств, там гроб стоит.
Вывод: антитеза является средством изображения контрастов, противоречий жизни. Помогает выразить мысль и создать эмоциональную окраску текста.
Слайд 9Синекдоха- употребление слова в переносном значении на основе количественной связи
между явлениями(множественное единственное, часть-целое, определённое-неопределённое количество.)
1)Рука бойцов колоть устала- ед.ч.
вместо мн.ч. армия
2)Одну минуточку- 60 сек.- немного времени, вместо неопределённого называется точное.
3)Москва подписала договор с Парижем –вместо договора между государствами называем столицы
4)Сколько лет, сколько зим -называется неопределённое количество вместо определённого
Вывод: синекдоха в произведениях помогает нарисовать картину и с большой точностью выразить мысль и чувство автора.
Слайд 10Гипербола- художественное преувеличение
В сто сорок солнц закат пылал
Вывод: гипербола в
произведениях употребляется для изображения явлений и выражения авторского отношения к
изображаемому.
Слайд 11Порядок слов в предложении
Три правила построения предложений в тексе
1)не повторять
одни и те же слова
2) использовать синтаксис в соответствии с
требованиями стиля
3) использовать порядок слов для передачи смысла высказывания:
Человек идёт по дороге -нейтральное выражение
Идёт человек по дороге -разговорный характер.
Надо мною синее небо -нейтральная окраска.
Надо мною небо синее -эмоциональное высказывание.
Вывод: порядок слов в предложении может иметь стилистическую и эмоциональную окраску.
Слайд 12Инверсия- необычный порядок слов в предложении, помогает выделить самое важное
слово.
1) Тамара пошла в театр - обычный порядок слов
Тамара в театр пошла - инверсия
2)Вот к пальмам подходит, шумя, караван:
В тени их весёлый раскинулся стан…
3)Родник между ними из почвы бесплодной,
Журча, пробивался волною холодной…
Вывод: инверсия в худ. произведениях помогает выделить наиболее значимое слово и таким образом передать мысль, а также создать стилистическую и эмоциональную окраску текста.
Слайд 13Повтор- повторение слова и одинаковое построение предложений
Клянусь я первым днём
творенья
Клянусь его последним днём,
Клянусь позором преступленья
И вечной правды торжеством.
лексический повтор:
клянусь, днём
синтаксический повтор:
Вывод: повторы в худ. произведении помогают изобразить явление и придать тексту эмоциональную окраску.
Слайд 14Риторический вопрос и риторическое восклицание -изобразительные средства языка, которые служат
для выражения сильного чувства.
1)Из повести Гоголя «Майская ночь»:
«Знаете ли
вы украинскую ночь?
О, вы не знаете украинской ночи!»
2) Цветы, любовь, деревья, праздность,
Поля! Я предан вам душой.
Вывод: риторические вопросы и восклицания помогают создать эмоциональную окраску речи.