Слайд 1СТЕПЕНИ СРАВНЕНИЯ НАРЕЧИЙ
Урок подготовил учитель
русского языка и литературы
Школы №3 г.
Осинники
Вессели Ирина Сергеевна
Слайд 2Цели урока:
Изучить степени сравнения наречий;
Сопоставить формы степеней сравнения наречий и
прилагательных;
Научиться распознавать морфологические омонимы;
Изучить нормы образования и употребления наречий в
сравнительной и превосходной степени.
Слайд 3Вспомним наречие!
Что такое наречие?
На какие вопросы отвечает наречие?
Чем может быть
выражено наречие в предложении?
Какова роль наречий в речи?
Какие вы знаете
разряды наречий по значению?
Слайд 4Степени сравнения наречия
Наречия на –о (-е), образованные от качественных имен
прилагательных, могут иметь степени сравнения, например:
Взлетел высоко – взлетел выше,
взлетел более высоко, взлетел выше всех.
Слайд 5В отличие от прилагательных наречия имеют две степени сравнения: сравнительную
и превосходную
Слайд 6Задание 1.
Образуйте от имен прилагательных наречия; выделите суффиксы наречий.
Слайд 7Задание 2.
Образуйте простые формы сравнительной степени наречий и распространите словосочетания,
включив в них подходящие по смыслу наречия в форме сравнительной
степени:
Чисто, коротко, глубоко, низко, тесно, смело, горячо, тихо.
Выстирать белье, раздаются в лесу, разогреть бульон, сплотить ряды, двигаться вперед, выбирают путь, выкопать яму, опустить шторы.
Слайд 8Проверь себя!
Чисто выстирать белье , коротко
раздаются в лесу, горячо разогреть бульон, тесно сплотить ряды, тихо
двигаться вперед, смело выбирают путь, глубоко выкопать яму, низко опустить шторы.
Слайд 9Распределительный диктант
Сгруппируйте данные сочетания слов на основе выделенных слов: в
левый столбик – с наречиями, в правый – с прилагательными:
Замесить
гуще, каша была гуще;
Копать глубже, озеро стало глубже;
Двигаться медленнее, движения стали
медленнее;
Идти увереннее, голос стал увереннее;
Шаги стали осторожнее, прикасаться осторожнее;
Раздается реже, лес стал реже.
Слайд 11Тест
Определи, какое из выделенных слов не является наречием.
а) Друг пришел
домой поздно.
б) Пуля пролетела мимо.
в) Было необычайно тихо.
г) Командир скакал
необычайно тихо.
Найди среди выделенных слов наречие.
а) Быстрее всех бегает гепард.
б) Планы у вас прямо наполеоновские.
в) То, что вы говорите, не ново.
г) Прозрачно небо.
Слайд 12 Определите, от каких прилагательных можно образовать наречия, способные изменяться
по степеням сравнения.
а) от качественных
в) от притяжательных
б) от относительных г) от любых.
Укажите общее значение выделенного наречия из словосочетания очень громко.
а) признак предмета в) признак действия
б) признак признака г) предмет.
Слайд 13Найдите предложение, в котором наречие стоит в простой форме сравнительной
степени.
а) Будет радость ярче летних радуг, и не злыми сразу
станут зимы.
б) Вся земля трещала от кузнечиков и сверчков, сильнее выл ветер, и медленно наплавала на землю тень облаков.
в) От улыбки хмурый день светлей, от улыбки в небе радуга проснется.
г) Я всех дальше уплыл по реке.
Слайд 14Каким членом предложения чаще всего являются наречия?
а) дополнением
б) обстоятельством
в) определением
г)
сказуемым.
Сколько степеней сравнения у наречия:
а) одна
в) три
б) две г) не имеет сравнений.
Слайд 15Ответы
1 в; 2 а; 3 а; 4 б; 5 б;
6 б; 7 б.
Слайд 16Домашнее задание
Упражнение 492, 490