Слайд 1Урок русского языка в 11 классе
учителя русского языка и литературы
высшей категории МОУ «Южно-российский лицей казачества и народов Кавказа»
Скрынникова Светлана
Васильевна
Слайд 2Урок русского языка
11 класс
Слайд 3Тип урока – объяснение нового материала
Цель урока –
Развивать речь
учащихся;
Научить навыкам использования в речи специализированной лексики, выявлению особенностей публицистического
стиля;
Воспитать любовь к русскому языку; чувство коллективизма и проявлению индивидуальных особенностей личности в процессе коллективной деятельности.
Слайд 4Что должны уметь учащиеся:
Распределять время
для выполнения
работы;
воспринимать изучаемые объекты и явления;
Выполнять различные виды творческих работ и заданий;
В процессе усвоения нового применять ранее полученные знания;
продуктивно работать;
оценивать результаты работы;
Слайд 5Вы, надеюсь, почувствуете, что
урок будет эмоциональным;
темп и ритм урока
будут оптимальными;
Для успешного восприятия материала - полный контакт учителя и
учащихся;
В классе - атмосфера
доброжелательности;
Во время урока будут
различные виды деятельности.
Слайд 6
«Сегодня я хорошо поработал – утром поставил запятую, а к
вечеру ее вычеркнул…»
Франс
Слайд 7ПУБЛИЦИСТИКА
(от лат. publicus — общественный),
род произведений,
посвященных актуальным
проблемам и явлениям
текущей жизни общества
Слайд 8Публицистика существует
в словесной
(письменной и устной),
графически изобразительной (плакат,
карикатура),
фото- и кинематографической (документальное кино, телевидение),
радиопередачи,
театрально-драматической, словесно-музыкальной формах.
Слайд 9Публицистический стиль
Сфера употребления
общественно-экономическая
политическая
культурные отношения: в газетах и журналах.
Слайд 10Публицистический стиль
Стилевые черты:
Логичность,
Образность,
Эмоциональность,
Оценочность,
Призывность,
Страстность,
Доступность
Задача речи:
Информативность,
Передача значимой информации,
Воздействие,
Убеждение,
Побуждение.
Слайд 11Лексические особенности
Общественно-политическая лексика,
Лексика, обозначающая понятия морали, этики, медицины, экономики, культуры,
Слова
из области психологии,
Слова, обозначающие внутреннее состояние, переживания человека…
Слайд 12Подумай и составь слова
1 вариант
с приставками:
Анти-
Де-
Меж-
2 вариант
с суффиксами:
-ци(я)
-изм
-ист
Слайд 13Можно использовать и такие слова
1 вариант
с приставками:
Анти- антиправительст-венный
Де- деградация
Меж
межнациональный
2 вариант
с суффиксами:
-ци(я) декларация
-изм
патриотизм
-ист атеист
Слайд 14Лексические особенности
5. Фразеологизмы:
бить в набат,
Вырвать с корнем,
Вылететь в трубу,
Локальные
споры…
ЗАДАНИЕ
упр. 387, стр. 227
Выберите из предложенных фразеологизмов те, которые могут использоваться в публицистическом стиле.
Слайд 15ОТВЕТ
Сыграть роль, бить в набат, втирать
очки, пустить корни, взять на заметку, как говорится, выйти в
свет, на каждом шагу, сплошь и рядом, с точки зрения, вносить свой вклад, в первую очередь, другими словами, играть роль, иметь значение.
Слайд 16Нужные слова в нужном месте – вот подлинное определение стиля.
Свифт
Слайд 17Эмоциональные средства выразительности
Эпитеты
Сравнения
Метафоры,
риторические вопросы «Много ли надо, чтобы
увидеть небо в алмазах?»
Обращения «Дорогие читатели! Ваши пожелания направлены в
редакцию»
Лексические повторы (так называемый ложный плеоназм): «Побеждают те, кто ясно видит будущий день истории; побеждает «давление жизни» (А. Н. Толстой)
Градация
Слайд 18ЗАДАНИЕ
Среди текстов в брошюре
«Русский язык. ЕГЭ»
найдите текст публицистического стиля.
Укажите в
нем эмоциональные средства выразительности.
Слайд 19Термины
Атмосфера
Позитивные
Дуэт
Фронт
Тур
доверия
результаты
либералов и консерваторов
борьбы
переговоров…
Слайд 20Синтаксические особенности публицистического стиля
Сущ. ед. ч. в зн. мн. ч.
«Русский человек всегда отличается своей понятливостью»
Глаголы повел. наклон. как средство
активизации внимания собеседника: посмотрите, давайте…
Использование однородных членов предл.вводных слов и предложений,
сложных синтаксических конструкций.
Слайд 21Жанры
ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ:
Статья в газету,
Очерк,
Репортаж,
Фельетон…
УСТНАЯ РЕЧЬ:
Ораторская речь,
Судебная речь,
Выступление по радио,
телевидению, на собрании,
Доклад,
Дискуссия,
Интервью,
Похвальное слово,
Агитационное выступление,
Реклама
Слайд 23 Весь день на базаре старик торговал,
Никто за корову
цены не давал.
Один паренек пожалел старика:
- Папаша, рука
у тебя нелегка!
Я возле коровы твоей постою,
Авось продадим мы скотину твою.
Слайд 24Идет покупатель с тугим кошельком,
И вот уж торгуется он
с пареньком:
Слайд 25Как старик корову продавал
- Корову продашь?
- Покупай, коль
богат.
Корова, гляди, не корова, а клад!
Слайд 26 Старик посмотрел на корову свою:
- Зачем я, Буренка,
тебя продаю? -
Корову свою не продам никому -
Такая
скотина нужна самому!
Слайд 27Особенности рекламы
Своеобразие языка рекламы,
вербального текста (внутри текст рекламного) определяется тем, что он (язык
рекламы) всегда находится в соотношении, во взаимодействии:
со зрительным рядом (печатная реклама - в газетах, журналах; наружная реклама - рекламные щиты, "растяжки", плакат, афиши и т.п.);
- со звуковым рядом (на радио);
- со звуковым и зрительным рядом (в составе телевизионного ролика, клипа).
Слайд 28Особенности рекламы
Оптимальные конструкции в рекламных текстах:
безглагольные предложения {Bee-line - лидер
сотовой связи России; "Балтика" - лучшее пиво России), выполненные в
так называемом фирменном стиле;
назывные предложения (в них представлено только подлежащее): Lion. Ощути силу льва! (фирменный лозунг); Летний отдых в Италии от фирмы "Саквояж";
Международный детский курорт для детей от 7 до 17лет...
Среди сложных предложений встречаются бессоюзные. Например: Знак хорошего вкуса и традиций пример - высший сорт чая Lipton всегда под рукой.
Слайд 29Карапузы за столом объедались арбузом
Слайд 30Домашнее задание
упр. 403
Подберите небольшие тексты
(10 – 15 строк)
публицистического стиля речи разных жанров:
Газетная статья,
Репортаж,
Интервью,
Фельетон,
Статья.