Слайд 1
Айткалиева Балжан Улукпановна
учитель русского языка и литературы
Школа № 19
Раздел
: Жизнь и твочество
Тема урока:Струны Великой степи.
Класс: 5
Слайд 2Цели обучения
сравнивать содержание и тему текстов (5.Ч8); правильно писать безударные
падежные окончания (5.П6); образовывать падежные формы существительных, прилагательных, числительных, местоимений
(5.ИЯЕ 1.1.1).
Слайд 5I. Организационный момент.
Приветствие учащихся.
Приветствие учителя учащихся на трех языках: казахском,
русском, английском.
-Саламатсыздар ма, балалар!
-Здравствуйте, дети!
-Good morning, children!
Я рада вас видеть.
I
am glad to see you.
Слайд 62. Опрос домашнего задания:
Прием
«Лови вопрос»
1. Назовите главных героев народной сказки «Мастер Али».
2. Дайте им краткую
характеристику (хан, Хусаин, мудрец Али, слуги).
3. Почему сказка называется «Мастер Али»?
4. Чему научила вас эта сказка?
5. Напишите одним предложением о чем эта сказка?
6. Почему сказка называется народной? Чем она отличается от литературной сказки?
Слайд 73. Ознакомление с темой и целями урока.
Прогнозирование учениками темы урока.
/Учащиеся слушают музыку./
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить?
- На каком инструменте была сыграна музыка?
- Как называется этот кюй?
(Учащиеся предлагают свои версии)
- Какие еще народные инструменты вы знаете,
- Каких народных авторов вы можете еще назвать?
Слайд 8Склонение имен прилагательных во множественном числе с твердой и мягкой
основами
Слайд 9
Задание 1.
Упражнение 350.
Задание группы «Домбра»
Домбра – одно
из великих изобретений, которое подарили миру тюркские народы. В 2010
году домбра – казахский народный инструмент – была занесена в Книгу рекордов Гиннесса, после того как в Китае 10450 искусных домбристов исполнили
казахский кюй «Кенес».
Перевести прилагательные на казахский и английские языки
Великий- музыкальный- народный-
Слайд 102010 год
10450
кюй «Кенес»
Душа казаха
Певучие, ритмичные звуки
домбры повествуют о бескрайних степях Казахстана, о тихих жайлау с
большими стадами. Но если усилить звучание струн, то мелодия полетит вслед за табуном быстрых жеребцов. В степных звуках домбры можно услышать шелест густых трав и звон маленьких ручейков, радость птичьих хоров и стук конских копыт.
Перевести прилагательные на казахский, английский языки
Тихий – Большой- Маленький-
Слайд 11Задание группы «Жетыген»
В далёкие времена казахские народные акыны ходили с
домброй по шумным базарам, ярмаркам и сёлам, исполняя разные кюи.
Всего за 2–4 минуты (время звучания одного кюя) с помощью двух струн степные музыканты передавали радости и горести простого народа. Как бы ни была печальна мелодия, в звучании домбры всегда присутствуют тёплые чувства. В народе говорят, что в звуках домбры живёт душа казаха.
Перевести прилагательные на казахский, английский языки
Далекий - теплый – казахский
Слайд 12. Задание группы «Домбра»
Спишите, вставляя пропущенные окончания. Определите род выделенных
слов. В каком числе и падеже они употреблены?
Домбра – самый любим... и самый распространенн... казахск... инструмент, изготовленный из цельн… дерева. В руках опытн… исполнителя домбра способна передать все состояния души и переживаний человека.
Слайд 13 Задание группы «Жетыген»
Жетыген –
древн… казахск... семиструнн… музыкальн… инструмент. История его связана с древн...
легендой о старике, потерявшем в джут семерых сыновей.
Задание группы «Кобыз»
Кобыз - древн... казахск... струнн... музыкальн... инструмент. По преданиям казахов, кобыз сотворил известн... жырау – сказитель Коркыт – ата.
Слайд 14
3. Задание Г
Прочитайте и сравните содержание и темы текстов. Заполните
таблицу.
Свои исследования оформите в виде таблицы или схемы
Слайд 15Упражнение 354
Составить синквейн к слову домбра.
Домашнее задание : Упр 355
Подготовить сообщение о своем любимом народном инструменте.
Обобщение урока.
Самооценивание учащихся.
Рефлексия
«Дерево успеха