Слайд 1Что такое текст?
Тема и основная мысль текста
Урок развития речи
5 класс
Слайд 2Четырнадцатое сентября
Все названия месяцев наши из древнеримского к…лендаря, но обычно
в византийской переделке. Надо иметь в виду, что Новый год
начинался 1 марта: поэтому ч…словые наименования месяцев не совп…дают с нашими номерами.
Как седьмой месяц римского к…лендаря, сентябрь был назван именем, происх…дящим от «сэптэм» – семь, «сэптэмбер».
(Л. Успенский)
а
и
а
а
о
Слайд 3Что такое текст
Текст – от лат. textum – ткань;
связь, соединение.
Слайд 4Какой из данных отрывков является текстом? Свой ответ обоснуйте.
1. Красив
и печален русский лес в ранние осенние дни. Чистым белым
снегом покрылась земля. Далеко видны во ржи голубые и синие цветы васильков. Ещё цветут поздние осенние цветы.
2. Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Падают с берез и медленно кружатся в воздухе легкие, невесомые жёлтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити паутины.
Ещё цветут поздние осенние цветы.
Слайд 5Что такое текст
Текст – от лат. textum – ткань;
связь, соединение.
Текст – это группа предложений, объединенных в целое
одной темой.
Слайд 6 (1) Я люблю свою лошадку. (2) Причешу ей
шерстку гладко. (3) Конь бьется, вырваться хочет, но парень схитрил
– привязал конец аркана к дереву и стал сматывать веревку.
(4) Монголо-татары были кочевниками. (5) Они перемещались верхом по степям Центральной Азии. (6) Мотает, мотает все короче и короче, конь совсем из сил выбился. (7) Гребешком приглажу хвостик и верхом поеду в гости. (8) А конь этот оказался непростым. (9) Монгольская знать владела огромными табунами лошадей, стадами верблюдов и овец. (10) Пасли эти стада простые кочевники. (11) Да и парень тоже не промах – еще крепче веревку натянул.
Слайд 7Проверь себя
1. Я люблю свою лошадку. 2. Причешу ей шерстку
гладко. 7. Гребешком приглажу хвостик и верхом поеду в гости.
3. Конь бьется, вырваться хочет, но парень схитрил – привязал конец аркана к дереву и стал сматывать веревку. 6. Мотает, мотает все короче и короче, конь совсем из сил выбился. 8. А конь этот оказался непростым. 11. Да и парень тоже не промах – еще крепче веревку натянул.
4. Монголо-татары были кочевниками. 5. Они перемещались верхом по степям Центральной Азии.
9. Монгольская знать владела огромными табунами лошадей, стадами верблюдов и овец. 10. Пасли эти стада простые кочевники.
Слайд 8Это текст? Докажите…
Я люблю свою лошадку. Причешу ей
шерстку гладко. Гребешком приглажу хвостик и верхом поеду в гости.
Слайд 9Тематическое единство
Я люблю свою лошадку. Причешу ей
шерстку гладко. Гребешком приглажу хвостик и верхом поеду в гости.
Слайд 10Грамматическое единство
Я люблю свою лошадку. Причешу ей шерстку
гладко. Гребешком приглажу хвостик и верхом поеду в гости.
глаголы 1
лица
существительные
Слайд 11Почему это текст?
Конь бьется, вырваться хочет, но
парень схитрил – привязал конец аркана к дереву и стал
сматывать веревку. Мотает, мотает все короче и короче, конь совсем из сил выбился. А конь этот оказался непростым. Да и парень тоже не промах – еще крепче веревку натянул.
Слайд 12 Конь бьется, вырваться хочет, но парень схитрил
– привязал конец аркана к дереву и стал
сматывать веревку. Мотает, мотает все короче и короче, конь совсем из сил выбился. А конь этот оказался непростым. Да и парень тоже не промах – еще крепче веревку натянул.
глаголы прошедшего времени
Слайд 13Докажите, что это текст
Монголо-татары были кочевниками. Они перемещались
верхом по степям Центральной Азии. Монгольская знать владела огромными табунами
лошадей, стадами верблюдов и овец. Пасли эти стада простые кочевники.
Слайд 14 Монголо-татары были кочевниками. Они перемещались верхом по степям
Центральной Азии. Монгольская знать владела огромными табунами лошадей, стадами верблюдов
и овец. Пасли эти стада простые кочевники.
глаголы прошедшего времени
Слайд 15Что такое текст
Текст – от лат. textum – ткань; связь,
соединение.
Текст – это группа предложений, объединенных в целое одной
темой.
Предложения связаны между собой по смыслу и грамматически.
Слайд 16Какова тема текстов? Как авторы относятся к изображаемому?
Скучная картина!
Тучи
без конца,
Дождик так и льётся,
лужи у крыльца.
Чахлая рябина
мокнет под окном;
Смотрит деревушка
сереньким пятном.
(А. Плещеев)
Унылая пора!
Очей очарованье,
Приятна мне твоя
прощальная краса,
Люблю я пышное
природы увяданье,
В багрец и золото
одетые леса.
(А.С. Пушкин)
Слайд 18Словесное описание картины
Воспользуйтесь советом Антона Павловича Чехова, который говорил, что
обязательно нужно представлять самого себя среди того пейзажа, который написан
художником, – тогда картина оживёт.
Попробуйте «войти» в картину, почувствовать чистый, прозрачный воздух осени, тихие переливы воды, шорох золотых листьев.
Опишите свои ощущения, то настроение, которое возникло у вас, когда вы оказались в светлый осенний день на берегу маленькой речушки.
Слайд 19Подобрать нужные слова вам помогут высказывания
русских писателей:
1) Береза, словно
сказочное дерево, вся золотая, красиво рисуется на бледно-голубом небе, когда
низкое солнце уже не греет, но блестит ярче летнего... (И. Тургенев)
2) Как украсили и зажгли лес берёзы! Зелёные, они сливались с лесом, а сейчас горят среди сосен золотыми кострами. (Г. Николаева)
3) Берёзовые рощи стоят, как толпы девушек-красавиц в шитых золотым листом полушалках.
(К. Паустовский)
Слайд 20 Невольные слезы обожгли мне глаза… Я стоял перед «Золотой
осенью» Левитана. Эта картина вошла в мое сознание как проявление
такой величавой и облагораживающей красоты, что до сих пор я даже не мог поверить, что такая красота существует на свете…
Все дрожало у меня в душе. Я чувствовал, что со мною происходит что-то непонятное.
А происходило величайшее событие в моей жизни: я нашел свою родную страну. Я уже любил ее до последней прожилки на каждом незаметном листике. Я был готов отдать этой стране все силы души и тогда еще молодого сердца.
(К. Паустовский)
Слайд 21Что такое текст
Текст – от лат. textum – ткань; связь,
соединение.
Текст – это группа предложений, объединенных в целое одной
темой.
Предложения связаны между собой по смыслу и грамматически.
Текст создается для выражения мысли. Это связное законченное высказывание.
Слайд 23Использованные материалы:
www. artlib.ru
Антонова Е.С. Тайна текста. Рабочая тетрадь для развития
речи и мышления школьников. – М.: Вербум-М, 2000.
Альбеткова Р.И. Изучение
темы «Текст» на уроках словесности в 5-6 классах // Русский язык. Приложение к газете «Первое сентября». – 2001. – №31.
Никитина Е.И. Русская речь. 5 класс. – М., 2001.
Львова С.И. Русский язык. 5 кл.: уч. для общеобразоват. учреждений. – М., 2006.
Слайды 7 – 14 данной презентации созданы
Т.Б. Байдаковой
Слайд 24
Презентацию подготовила Юрьева Е.С., учитель русского языка и
литературы ГОУ СОШ № 758 г. Москвы