Разделы презентаций


Трудные случаи пунктуации Запятая перед союзом И (Подготовка к ЕГЭ)

Содержание

Вставьте в словах пропущенные буквы и раскройте скобкиП…цифист, мец…нат, беспр…страстный, т…л(е,и)рантность, к…нс…лидация, к…н(ь,ъ)юнктура, (о,а)льтернатива, (в)расплох, (во)вторых, (по)неволе, (в)одиночку.Проверьте себя!Пацифист, меценат, беспристрастный, толерантность, консолидация, конъюнктура, альтернатива, врасплох, во-вторых, поневоле, в_одиночку.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Урок русского языка

в 11 классе
Трудные случаи пунктуации
Запятая перед союзом

И
(Подготовка к ЕГЭ)
Урок русского языка            в 11 классеТрудные

Слайд 2Вставьте в словах пропущенные буквы и раскройте скобки
П…цифист, мец…нат, беспр…страстный,

т…л(е,и)рантность, к…нс…лидация, к…н(ь,ъ)юнктура, (о,а)льтернатива, (в)расплох, (во)вторых, (по)неволе, (в)одиночку.
Проверьте себя!
Пацифист, меценат,

беспристрастный, толерантность,
консолидация, конъюнктура, альтернатива, врасплох,
во-вторых, поневоле, в_одиночку.
Вставьте в словах пропущенные буквы и раскройте скобкиП…цифист, мец…нат, беспр…страстный, т…л(е,и)рантность, к…нс…лидация, к…н(ь,ъ)юнктура, (о,а)льтернатива, (в)расплох, (во)вторых, (по)неволе,

Слайд 3Определите способ образования следующих слов
Беспристрастный
Во-вторых
Поневоле

Проверьте себя!
Беспристрастный ← пристрастный
(приставочный)
Во-вторых

← второй (приставочно-суффиксальный)
поневоле ← неволя (приставочно-суффиксальный)

Определите способ образования следующих словБеспристрастныйВо-вторыхПоневолеПроверьте себя!Беспристрастный ← пристрастный  (приставочный)Во-вторых ← второй (приставочно-суффиксальный)поневоле ← неволя (приставочно-суффиксальный)

Слайд 4Какое слово имеет значение:
Терпимость к чужим взглядам, мнению, поведению

Толерантность

Укрепление, сплачивание чего-нибудь
Консолидация

Необходимость выбора между взаимоисключающими возможностями
Альтернатива

Человек, осуждающий всякие войны и требующий мира на земле
Пацифист
Какое слово имеет значение:Терпимость к чужим взглядам, мнению, поведению

Слайд 5Во всех ли словах произносится

звук [А]?
врасплох

толерантность

Проверьте себя!

р /\ с п л о х]
[т ъ л’ и р а н т н /\ с· т’]
Во всех ли словах произносится

Слайд 6Запятая перед союзом И ставится
в простом предложении
между однородными

членами перед повторяющимся союзом

Люблю твои пороки, и пьянство, и разбой,

и утром на востоке терять себя звездой. (С.Есенин)

Запятая перед союзом И ставитсяв простом предложении  между однородными членами перед повторяющимся союзомЛюблю твои пороки, и

Слайд 7Запятая перед союзом И ставится в сложном предложении
Между

частями сложносочиненного предложения

Вот уж осень улетела, и примчалася зима. (С.

Есенин)


Соловей не поёт, и дергач не кричит. (С. Есенин)

Между однородными придаточными перед повторяющимся союзом И

Старайтесь жить так, чтобы руки ваши были чисты, и совесть была чиста, и помыслы были чистыми.



Запятая перед союзом И ставится в сложном предложении  Между частями сложносочиненного предложенияВот уж осень улетела, и

Слайд 8Запятая перед союзом И не ставится
в простом предложении между однородными

членами с одиночным союзом.

Люблю я ропот буйных вод
И

на волне звезды сиянье.

Запрокинулась и отяжелела
Золотая моя голова. (С. Есенин)

Запятая перед союзом И не ставитсяв простом предложении между однородными членами с одиночным союзом.Люблю я ропот буйных

Слайд 9Запятая перед союзом И не ставится в сложном предложении
Между частями

ССП, которые имеют общий второстепенный член предложения
Там синь и полымя

воздушней и легкодымней пелена.
(С. Есенин)

Между однородными придаточными, связанными одиночным союзом И
Но если б дома был ты изначала,
То у меня была б теперь сноха
И на ноге внучонка я качала. (С. Есенин)

Если союз И соединяет два назывных предложения
Мелколесье. Степь и дали. (С. Есенин)



Запятая перед союзом И не ставится в сложном предложенииМежду частями ССП, которые имеют общий второстепенный член предложенияТам

Слайд 10Расставьте знаки препинания и постройте схемы предложений
1 Эта улица мне

знакома и знаком этот низенький дом.

2 Тонут пастбища и нивы

в голубом сиянье дня
И над пашнею счастливо созревают зеленя.

3 Шелестят зелёные серёжки
И горят серебряные росы.

4 Брожу по улицам и лужам
Осенний день пуглив и дик.

5 Ручей волной гремучею все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею ей песенки поёт.

6 Потом ты идёшь до погоста и в камень уставясь в упор
Вздыхаешь так нежно и просто за братьев моих и сестёр.
(С. Есенин)
Расставьте знаки препинания и постройте схемы предложений1 Эта улица мне знакома и знаком этот низенький дом.2 Тонут

Слайд 11Комплексный анализ текста
(1) Большой

художник, Есенин зажег публику свежестью и яркоцветностью своего творчества. (2)

Первых своих читателей поэт пленил тем, что повел по забытой ими прекрасной земле, заставляя ощутить шелк трав, запомнить шепот и тишину природы, всем существом впитать ее запахи.
(3) Есенин залил голубизной рязанские пейзажи, наполнив и поля, и чащобы то нежной, то почти черной синью, по которой мы отчетливо узнаем его руку. (4) Стремясь придать пейзажу звучность, поэт насыщал его малиновым и кумачовым цветами, но пользовался ими редко. (5) Сбереженные рябиновые и алые краски делали стихотворные образы четкими и ощутимыми.
(6) Очень характерно для палитры Есенина пристрастие к желто-золотому цвету. (7) В этой гамме выдержаны все его автопортреты. (8) И это не случайно. (9) В образе, затушеванном словом его языческой фамилии, образе, который расшифровывался как осень, Есенин ощущал свое предназначение в мире. (10) Поэтому своя судьба виделась поэту в «золототканом цветенье». (11) В желто-золоченом цвете видел Есенин рожок над крышей, долину, освещенную солнцем, и даже зелень деревьев.
(12) Часто пейзаж у поэта был решен в два цвета: синяя полоса близкой реки и желтое пятно дальней рощи, алые, словно зажженные светом огня, одежды Руси и шаль с зеленой каймой, красно-шерстяная верблюдица и желтый горб зари.
(13) Красный, желтый, зеленый и, конечно, синий цвета составили основной колорит пейзажной лирики Есенина. (14) Врожденная точность художественного зрения поэта служила ему эстетическим камертоном. (15) Его звук не позволял поэту не заметить удивительного цвета освещенной заходящим солнцем печи, напряженно синего плата небес, гаснущей желтизны вечера, густо-черного крыла глухарки.
(16) Среди этого буйного многоцветья яснее и легче становилась словесная походка Есенина. (А. Марченко)

Комплексный анализ текста      (1) Большой художник, Есенин зажег публику свежестью и яркоцветностью

Слайд 12Вопросы к тексту

1. Выберите наиболее подходящее название для этого текста.

А) Природа в поэзии Есенина
Б)

Певец Весны
В) Мир есенинских красок
Г) Последний поэт деревни

2. На какой вопрос нельзя найти в тексте ответ?
А) Чем покорил своих читателей
Есенин?
Б) Каковы характерные черты есенинского
стиля?
В) С какой целью Есенин использовал цветовые
эпитеты в своих лирических произведениях?
Г) Почему Есенин никогда не изображал зимние пейзажи?




Вопросы к тексту1. Выберите наиболее подходящее название для этого текста.   А) Природа в поэзии Есенина

Слайд 13Вопросы к тексту

3. В каком предложении используется сравнение?

А) 2 Б) 4

В) 9 Г) 12

4. В предложении №14 автор использует метафорическое выражение «эстетический камертон». Какое толкование наиболее точно выражает смысл этого выражения?

А) Особый «душевный прибор», позволяющий нарисовать такие образы,
которые наиболее полно передают мысли и чувства поэта.

Б) Образное обозначение читательской молвы, мнением которой всегда
руководствовался поэт, работая над своими произведениями.

В) Так автор текста называет наиболее известные произведения
Есенина о природе.

Г) Этим выражением автор обозначил способность Есенина угадывать
насущные социальные проблемы.
Вопросы к тексту3. В каком предложении используется сравнение?   А) 2

Слайд 14Вопросы к тексту
5. В каком предложении используется составной (сложный) эпитет?

А) 4 Б) 5

В) 15 Г) 16

6. Определите, какое выразительное средство
синтаксиса используется автором текста
в предложении № 15? В каких стилях речи
используется данный прием?

7. Среди предложений 12 – 16 найдите предложение с вводным словом.
Укажите его номер.

Вопросы к тексту5. В каком предложении используется составной (сложный) эпитет?   А) 4   Б)

Слайд 15Вопросы к тексту
8. Определите основную функцию союза И
в

предложениях №1 – 5.

9. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Читая

стихи Есенина,

А) открываешь для себя чарующую прелесть
мира, который прежде не замечал.
Б) у нас в душе рождается чувство горячей
любви к родной земле.
В) к тебе в сердце приходит какое-то
волнующее, трепетное чувство.
Г) перед нами предстают яркие картины родной
природы.
Вопросы к тексту8. Определите основную функцию союза И  в предложениях №1 – 5.9. Укажите грамматически правильное

Слайд 16Домашнее задание
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из

проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора. Объясните,

почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента).
Объем сочинения – не менее 150 слов.

Домашнее заданиеНапишите сочинение по прочитанному тексту.Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).Сформулируйте

Слайд 17

Тест

1. В каком случае союз И соединяет части ССП?
А) Коридоры и большая комната стояли голые и пустые и казались необычно просторными и светлыми.
Б) Мела пурга-метелица и леденила кровь.
В) Свежеет, и горы, овеваемые морским воздухом, принимают лиловые тоны.
Г) Только мысли мечутся, и бьются, и приветствуют тот непокой.
2. В каком случае перед союзом И нужна запятая?
А) Ему хотелось сказать, что в Париж он уже не попадёт и что родины он не увидит.
Б) На дворе трубит рог и завывают на разные голоса собаки.
В) Окна в сад подняты и оттуда веет бодрой осенней прохладой.
Г) Тишина и безлюдье.
3. В каком случае перед союзом И не нужна запятая?
А) Солнце зашло и начало быстро темнеть.
Б) Морозило и за снежными полями, на западе, тускло просвечивая сквозь тучи, желтела заря.
В) И леса без солнца не выросли б и хлеб на полях не поспел.
Г) Из окна дует холодом и сыплет снег.
4. В каком случае в предложении неверно расставлены запятые?
А) Петербургская улица возбуждала во мне жажду зрелищ, и сама архитектура города внушала мне какой-то ребяческий империализм.
Б) Комедия была поставлена под его руководством, и он сам репетировал с актерами.
В) О Пушкине говорили много и кое-что сказали, о Лермонтове говорили мало и ничего не сказали.
Г) Мне кто-то руку подаёт, и кто-то улыбается.


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика