Разделы презентаций


Трудные случаи в орфографии

Содержание

Проверяемые безударные гласные в корнях слов Понимание морфемной структуры слова ведет к сознательному усвоению правил правописания (орфографии).Ведущим принципом русского правописания является морфологический, который устанавливает единообразное написание морфем вне зависимости от произношения.Например,

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Трудные случаи в орфографии
лекцию ведет
Жданова Людмила Яковлевна
Русский язык для абитуриентов

Трудные случаи в орфографиилекцию ведетЖданова Людмила ЯковлевнаРусский язык для абитуриентов

Слайд 2Проверяемые безударные гласные в корнях слов
Понимание морфемной структуры слова ведет

к сознательному усвоению правил правописания (орфографии).

Ведущим принципом русского правописания является

морфологический, который устанавливает единообразное написание морфем вне зависимости от произношения.

Например, корневая морфема -вод- пишется одинаково во всех однокоренных словах, хотя произносится по-разному: во́ды, вода́, водяно́й, води́чка, подво́дный: корневая морфема -зем-/-земл-/-земел- во всех словах пишется с гласной е независимо от произношения: земля́, зе́мли, земе́льный, земли́стый, о́земь и т.д.
Проверяемые безударные гласные в корнях слов Понимание морфемной структуры слова ведет к сознательному усвоению правил правописания (орфографии).Ведущим

Слайд 3Проверяемые безударные гласные в корнях слов
Морфологический принцип определяет основное правило

русской орфографии – правописание корневых безударных гласных, проверяемых ударением.
Если морфемы

пишутся одинаково, то в безударном положении, где гласный произносится неясно, он будет обозначен той же буквой, что и под ударением (ср.: копче́ности – ко́поть, вдалеке́ – да́ль, затаи́ть – та́йна).
Значит, чтобы написать правильно слово с безударным гласным, нужно так изменить слово или подобрать такое родственное слово, где бы проверяемый гласный корня находился под ударением.
Проверяемые безударные гласные в корнях слов Морфологический принцип определяет основное правило русской орфографии – правописание корневых безударных

Слайд 4Проверяемые безударные гласные в корнях слов
Следует запомнить, что корневой безударный

гласный в глаголах совершенного вида нельзя проверять при помощи глаголов

несовершенного вида с суффиксами -ыва-/-ива-. Например: опозда́ть проверяем словом по́здно, а не словом опа́здывать; вы́бросить проверяем словом сбро́с или бро́сить, а не словом выбра́сывать.

Упражнение 1. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Подберите проверочные слова.
Упражнение 2. Перепишите; вставьте пропущенные буквы и подберите проверочные слова.

Проверяемые безударные гласные в корнях слов Следует запомнить, что корневой безударный гласный в глаголах совершенного вида нельзя

Слайд 5Непроверяемые безударные гласные в корнях слов
Правописание гласных во многих словах

нельзя проверить ударением; например: соба́ка, ваго́н, арома́т, аплоди́ровать. Непроверяемые написания

слов называются т р а д и ц и о н н ы м и. Слова с традиционными написаниями нужно запоминать. В случае затруднения следует обращаться к орфографическому словарю.

Упражнение 3. Перепишите; вставьте пропущенные гласные и подчеркните их.
Упражнение 4. Перепишите, вставляя пропущенные гласные. В случае затруднения справляйтесь в орфографическом словаре.
Упражнение 5. Перепишите и запомните пары слов.

Непроверяемые безударные гласные в корнях слов Правописание гласных во многих словах нельзя проверить ударением; например: соба́ка, ваго́н,

Слайд 6Чередующиеся гласные в корнях слов
Задача 1. Даны слова: миролюбивый,

замереть, замирать, примирились, примерять (платье), примирять (поссорившихся). Какие известны способы

проверки гласных в корнях слов? Как проверить правописание гласных в корнях данных слов?
Упражнение 6. Перепишите; вставьте пропущенные буквы и выделите корни. Сделайте морфемный анализ выделенных слов.
Чередующиеся гласные в корнях слов Задача 1. Даны слова: миролюбивый, замереть, замирать, примирились, примерять (платье), примирять (поссорившихся).

Слайд 7Корни, в которых правописание гласной зависит от ударения

1. гар-/гор-

клан-/клон-
твар-/твор-

И с к л ю ч е н

и я: пригарь, утварь.

2. зар-/зор- – в безударном положении пишется а

И с к л ю ч е н и я: зоревать, ворянка.

Корни с чередованием гласных о/а, е/и.


в безударном положении
пишется о

Корни, в которых правописание гласной зависит от ударения1. гар-/гор-  клан-/клон-  твар-/твор-И с к л ю

Слайд 8Корни с чередованием гласных о/а, е/и.
Корни, в которых правописание гласной зависит

от следующего за корнем суффикса или от
характера согласной (согласных) корня



1. бер-/бир
дер-/дир
мер-/мир-
пер-/пир-
тер-/тир-
блест-/блист-
жег-/жиг-
стел-/стил-
чет-/чит-
И с к л ю ч е н и я: сочетать, сочетание.

2. лаг(а)-/лож-
кас(а)-/косн
И с к л ю ч е н и е: полог.

3. раст-(ращ-)/рос-(росл-): правописание гласных зависит от характера согласных корня
И с к л ю ч е н и я: росток, ростовщик, Ростов, Ростислав, подростковый (от подросток),
но: отрасль.

4. скач-/скоч-
И с к л ю ч е н и я: скачок, скачу.



в корнях пишется и,
если за корнем следует суффикс -а-

в корнях пишется а, если за корнем следует суффикс -а-.
Различным будет и характер согласных корня

Корни с чередованием гласных о/а, е/и.Корни, в которых правописание гласной зависит от следующего за корнем суффикса или

Слайд 9Корни с чередованием гласных о/а, е/и.
Корни, в которых правописание гласной зависит

от смысла

1. мак-/мок-(моч-):
слова с корнем мак- имеют значение «опускать,

погружать в жидкость»: обмакнуть кисть в краску, макать хлеб в молоко;
слова с корнем мок-(моч-) имеют значение «пропускать или не пропускать жидкость», «становится влажным, мокрым»: промокают (сапоги), вымокнуть (под дождем), непромокаемый (плащ);
слова промокать (написанное), промокательная (бумага), промокашка пишутся с корнем
мок-.

2. равн-/ровн-:
корень равн- связан со значением «равный, одинаковый, сходный» (по величине, качеству, достоинству): равные величины, равномерное движение, равные условия, сравнять счет в игре;
корень ровн- связан со значением «ровный, гладкий, прямой»: ровная поверхность, заровнять яму.

И с к л ю ч е н и я: равнина, но: ровесник, уровень, поровну.
Слово равнение (во всех значениях) пишется с корнем равн-.



плав-/плов-/плыв-: во всех словах пишется корень плав- (плавники, жук-плавунец, плавучий).
И с к л ю ч е н и я: пловец, пловчиха, плывуны и производные от них.
Корни с чередованием гласных о/а, е/и.Корни, в которых правописание гласной зависит от смысла 1. мак-/мок-(моч-):слова с корнем

Слайд 10Гласные о – ё после шипящих
Алгоритм 1. Правописание О

– Ё после шипящих

Гласные о – ё после шипящих Алгоритм 1. Правописание О – Ё после шипящих

Слайд 11Гласные о – ё после шипящих
Ч а с т

ь с л о в а (м о р

ф е м а) – корень

1. В корне пишется ё, если в родственных словах или в другой форме того же слова пишется е (щётка – щетина, шёпот – шептать, дешёвый – дешевле); в остальных случаях пишется о: шорох, шов, шок

2. жог- – жёг-: в именах существительных пишется о, в глаголах – ё: ожог руки – ожёг руку, поджог сарая – поджёг сарай
Гласные о – ё после шипящих Ч а с т ь с л о в а

Слайд 12Гласные о – ё после шипящих
Ч а с т

ь с л о в а (м о р

ф е м а) – суффикс или окончание
В глаголах и отглагольных образованиях (отглагольные прилагательные, причастия, отглагольные существительные) всегда пишется ё
1. В окончаниях глаголов – ё: печёшь, жжёшь
2. В суффиксах:
а) глаголов – ё: выкорчёвывать, размежёвывать;
б) отглагольных прилагательных – ё: мощёный, кручёный, золоченный (от мостить, крутить, золотить);
в) причастий – ё: сгущённый, заряжённый (от сгустить, зарядить);
г) отглагольных существительных – ё: корчёвка, ночёвка (от корчевать, ночевать), копчёности (от копчёный – коптить), сгущёнка (от сгущённый – сгустить)
Гласные о – ё после шипящих Ч а с т ь с л о в а

Слайд 13Гласные о – ё после шипящих
Ч а с т

ь с л о в а (м о р

ф е м а) – суффикс или окончание
В именах существительных и отыменных образованиях (отыменные прилагательные) под ударением пишется о, в безударном положении - е
1. В окончаниях существительных и прилагательных – о: ключо́м, ножо́м, чужо́го, большо́го, но: ду́шем, пла́чем, хоро́шего
2. В суффиксах:
а) существительных –ок, -онк, -онок–о: пушо́́к, речо́нка, волчо́нок (от пух, река, волк);
б) отыменных прилагательных –о: кумачо́вый, холщо́вый (от кумач, холст), но: плю́шевый
Гласные о – ё после шипящих Ч а с т ь с л о в а

Слайд 14Гласные о – ё после шипящих
Следует запомнить:
На конце наречий

пишется о: свежо, горячо (и с к л ю ч

е н и е: ещё).
В именах существительных и прилагательных пишется о, если оно является беглым: смешон – смешной, княжон – княжна.
Пишется ё в суффиксе существительных ёр: стажёр, ретушёр.
Пишется ё в словах причём, нипочём.
Запомните правописание слов трущоба, чащоба, трещотка.
Гласные о – ё после шипящих Следует запомнить:На конце наречий пишется о: свежо, горячо (и с к

Слайд 15Гласные о – ё после шипящих
Задача 2. Даны слова:

речонка – сгущёнка, трещотка – щётка, шёпот – шорох, смешон

– поражён, ковшовый – дешёвый.
Задача 3. Даны слова: деньж..нки – саж..нки, душ..нка – пш..нка, княж..н – изображ..н, рубаш..нка – туш..нка, собач..нка – печ..нка, луч..м – печ..м, нож..вка – размеж..вка, плеч..м – нипоч..м, обж..ры – стаж..ры. Как вы будете рассуждать, какие примените правила, чтобы верно вставить пропущенные гласные о – ё?
Упражнение 7. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, объясните написание.
Гласные о – ё после шипящих Задача 2. Даны слова: речонка – сгущёнка, трещотка – щётка, шёпот

Слайд 16Гласные после ц
Упражнение 8. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

Гласные после ц Упражнение 8. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

Слайд 17Правописание согласных в корне
Непроизносимые согласные

Всем известно, как прелестно
Букву т

писать уместно,
Но опасно и ужасно
Букву т писать напрасно.

Да и

не только букву т. Чтобы убедиться, что в слове есть непроизносимая согласная, нужно подобрать такое родственное слово, где бы эта согласная зазвучала; например: известно – известие, прелестно – прелесть, уместно – место, но: опасно – опасен, ужасно – ужасен, напрасно – напрасен.

Упражнение 9. Перепишите, вставляя, где нужно, пропущенные буквы; рядом пишите проверочные слова.

Правописание согласных в корне Непроизносимые согласные	Всем известно, как прелестно	Букву т писать уместно, 	Но опасно и ужасно	Букву т

Слайд 18Правописание согласных в корне
Удвоенные согласные

Удвоенные согласные в корнях слов

пишутся, как правило, в заимствованных словах. Написание таких слов следует

запоминать, а в случае затруднений справляться в орфографическом словаре.

Упражнение 10. Перепишите и запомните правописание слов
Упражнение 11. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. В случае затруднений справляйтесь в орфографическом словаре. С выделенными словосочетаниями составьте предложения.

Правописание согласных в корне Удвоенные согласныеУдвоенные согласные в корнях слов пишутся, как правило, в заимствованных словах. Написание

Слайд 19Правописание согласных в корне
Запомните, что жж пишется в таких исконно

русских словах, как вожжи, дрожжи, жужжать, можжевельник и в производных

от них словах, например: можжевеловый, дрожжевой, жужжащий и т.п.; в некоторых формах глагола жечь, где г чередуется с ж: жжешь, жжет, жженый (ср.: жгут, жгу).
Во всех остальных случаях пишется зж, хотя слышится долгий звук [ж]: дребезжащий (вдребезги), визжащий (визг), брюзжащий (брюзга), брызжущий (брызги) и т.п.
Правописание согласных в корнеЗапомните, что жж пишется в таких исконно русских словах, как вожжи, дрожжи, жужжать, можжевельник

Слайд 20Правописание приставок Согласные в приставках

Правописание приставок Согласные в приставках

Слайд 21Правописание приставок Гласные в приставках
Упражнение 12. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

Выделите приставки.
Упражнение 13. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Выделите морфемы,

в которых пропущены буквы.
Правописание приставок Гласные в приставках Упражнение 12. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Выделите приставки. Упражнение 13. Перепишите, вставляя

Слайд 22Правописание на стыке приставки и корня
Сочетания согласных букв

На

стыке приставки и корня нередко происходит удвоение согласных; при этом

одна согласная относится к корню, а другая – к приставке; например: под-дать, рас-сыпать, раз-задорить, рас-стелить.
В словах изжить, разжечь, возжечь, безжизненный и др. слышится долгий звук [ж], но пишется зж (з приставочное и ж корневое).
В словах расщепленный, расщедриться, расщелина, расчет, рассчитывать и т.п. слышится звук [ш].
Чтобы не ошибиться в правописании, нужно определить, от какого корня образовано слово и при помощи какой приставки; например: расщепленный от рас-щепить, щепа, щепка.
Правописание на стыке приставки и корня Сочетания согласных букв На стыке приставки и корня нередко происходит удвоение

Слайд 23Правописание на стыке приставки и корня
Запомните, что перед корнем

–чёт- пишется с, а перед корнем –чит- – сс (расчет

– рассчитывать).

И с к л ю ч е н и е: бессчетный (без счета).

Упражнение 14. Перепишите, вставляя буквы с или сс. Выделите приставки и корни.

Правописание на стыке приставки и корня Запомните, что перед корнем –чёт- пишется с, а перед корнем –чит-

Слайд 24Правописание на стыке приставки и корня
Буквы ы и и

после приставок. Разделительные ь и ъ
Упражнение 15. Перепишите, вставляя пропущенные

буквы: выделите приставки.
Упражнение 16. Перепишите, вставляя пропущенные буквы; объясните написание.
Правописание на стыке приставки и корня Буквы ы и и после приставок. Разделительные ь и ъУпражнение 15.

Слайд 25Правописание на стыке приставки и корня
Приставки пре- и при-



Приставки пре- и при- различаются по значению.
Приставка при- обозначает:
1) присоединение,

приближение, прибавление: пришить, пристегнуть, приплыть, придвинуть, приклеить, пристроить, приумножить (т.е. прибавить);
2) неполноту действия или доведение действия до конца: приоткрыть, приподняться, присмиреть, приукрасить, присесть, притворить, пристрелить, прикончить, придумать;
3) пространственную близость: пригородный, придорожный, приморский, приусадебный, пришкольный, прибрежный.
Правописание на стыке приставки и корня Приставки пре- и при- Приставки пре- и при- различаются по значению.Приставка

Слайд 26Правописание на стыке приставки и корня
Приставки пре- и при-



Приставка пре- обозначает:
1) высшую степень качества, действия: преогромный, премилый, презабавный,

преуспеть, преувеличить;
2) то же, что и приставка пере-: преградить (перегородить), прервать (перервать).
Однако правописание не всех слов с приставками пре- и при- можно объяснить с помощью приведенных выше значений. В некоторых словах значение приставок затемнено; например: преследовать, причудливый, пристойный, прискорбие. В других – приставка срослась с корнем; например: препятствие, презирать, прибор, приятель, привет, прилежный. Поэтому написание многих слов приходится запоминать.
Правописание на стыке приставки и корня Приставки пре- и при- Приставка пре- обозначает:1) высшую степень качества, действия:

Слайд 27Правописание на стыке приставки и корня
Приставки пре- и при-


Ниже приведены наиболее трудные в отношении правописания слова с приставками

пре- и при-, а также слова иноязычного происхождения:
Правописание на стыке приставки и корня Приставки пре- и при- Ниже приведены наиболее трудные в отношении правописания

Слайд 28Правописание на стыке приставки и корня
Приставки пре- и при-



Различие в написании следующих слов связано с различием в их

значении:
Правописание на стыке приставки и корня Приставки пре- и при- Различие в написании следующих слов связано с

Слайд 29Правописание на стыке приставки и корня
Запомните, что преувеличить пишется

только с приставкой пре-.
Запомните написание слов с приставками пре- и

при- в словосочетаниях: преклонный («приближающийся к старости») возраст, неприступная (от приступ) крепость, камень преткновения («помеха, затруднение»), непреложный закон («не подлежащий изменения, нерушимый»), непреходящее значение («безвременное, долговечное»), превратности судьбы («злоключения, перемена, поворот в событиях»).

Упражнение 17. Вставьте пропущенные буквы; выделите приставки. Сгруппируйте слова в соответствии с основными значениями приставок пре- и при-.
Упражнение 18. Перепишите, вставляя, где нужно, пропущенные буквы.

Правописание на стыке приставки и корня Запомните, что преувеличить пишется только с приставкой пре-.Запомните написание слов с

Слайд 30Общие правила правописания сложных слов
Большинство сложных слов образуется с

помощью соединительных гласных о и е.

Соединительная гласная о пишется

после основ на твердый согласный: книголюб, водопад, лесоруб, водолаз, винодел, волномер, ледокол, а соединительная гласная е – после основ на мягкий согласный и после основ на шипящий и ц: сталевар, оленевод, огнемет, землекоп, птицелов, кашевар, пешеход.

Среди сложных слов, образованных без соединительных гласных, следует выделить слова, первой частью которых являются количественные числительные в родительном падеже: семилетка, сорокаградусный, трехэтажный, десятидневный.

И с к л ю ч е н и е составляют числительные сто и девяносто, которые не изменяют своей формы в составе сложных слов: девяностолетие, стокилометровый.;
существительное сороконожка пишется с соединительной гласной о;
числительное тысяча в составе сложных слов пишется с соединительной гласной е: тысячелетие, тысячекилометровый.
Общие правила правописания сложных слов Большинство сложных слов образуется с помощью соединительных гласных о и е. Соединительная

Слайд 31Общие правила правописания сложных слов
Сложные слова, образованные с помощью

соединительных гласных, а также сложные слова, первой частью которых являются

числительные, пишутся слитно.

Сложные слова, в которых первой частью является числительное полу-, всегда пишутся слитно: полумрак, полуфинальный, полунасыщенный, полуостров.

Числительное пол- в сложных словах пишется слитно, если вторая часть слова начинается с согласной буквы, кроме л: полметра, полстакана, полпорции, полседьмого, полсвета, и пишется через дефис, если вторая часть сложного слова начинается с буквы л, с гласной или с прописной буквы: пол-листа, пол-ложки, пол-арбуза, пол-апельсина, пол-Европы.
Общие правила правописания сложных слов Сложные слова, образованные с помощью соединительных гласных, а также сложные слова, первой

Слайд 32Общие правила правописания сложных слов
Представим это правило в виде

таблицы:
П р и м е ч а н и

е:
При написании аббревиатур следует помнить, что между буквами, составляющими ее, точки не ставятся; например: РФ, втуз, вуз;
в конце первой части сложносокращенных слов пишется всегда одна согласная, даже если в полном слове пишется две; например: колхоз (от коллективное хозяйство), стенгазета (от стенная газета).
Общие правила правописания сложных слов Представим это правило в виде таблицы: П р и м е ч

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика