Слайд 1Трудные случаи
в орфографии
лекцию ведет
Жданова Людмила Яковлевна
Русский язык для абитуриентов
Слайд 2Проверяемые безударные гласные
в корнях слов
Понимание морфемной структуры слова ведет
к сознательному усвоению правил правописания (орфографии).
Ведущим принципом русского правописания является
морфологический, который устанавливает единообразное написание морфем вне зависимости от произношения.
Например, корневая морфема -вод- пишется одинаково во всех однокоренных словах, хотя произносится по-разному: во́ды, вода́, водяно́й, води́чка, подво́дный: корневая морфема -зем-/-земл-/-земел- во всех словах пишется с гласной е независимо от произношения: земля́, зе́мли, земе́льный, земли́стый, о́земь и т.д.
Слайд 3Проверяемые безударные гласные
в корнях слов
Морфологический принцип определяет основное правило
русской орфографии – правописание корневых безударных гласных, проверяемых ударением.
Если морфемы
пишутся одинаково, то в безударном положении, где гласный произносится неясно, он будет обозначен той же буквой, что и под ударением (ср.: копче́ности – ко́поть, вдалеке́ – да́ль, затаи́ть – та́йна).
Значит, чтобы написать правильно слово с безударным гласным, нужно так изменить слово или подобрать такое родственное слово, где бы проверяемый гласный корня находился под ударением.
Слайд 4Проверяемые безударные гласные
в корнях слов
Следует запомнить, что корневой безударный
гласный в глаголах совершенного вида нельзя проверять при помощи глаголов
несовершенного вида с суффиксами -ыва-/-ива-. Например: опозда́ть проверяем словом по́здно, а не словом опа́здывать; вы́бросить проверяем словом сбро́с или бро́сить, а не словом выбра́сывать.
Упражнение 1. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Подберите проверочные слова.
Упражнение 2. Перепишите; вставьте пропущенные буквы и подберите проверочные слова.
Слайд 5Непроверяемые безударные гласные
в корнях слов
Правописание гласных во многих словах
нельзя проверить ударением; например: соба́ка, ваго́н, арома́т, аплоди́ровать. Непроверяемые написания
слов называются т р а д и ц и о н н ы м и. Слова с традиционными написаниями нужно запоминать. В случае затруднения следует обращаться к орфографическому словарю.
Упражнение 3. Перепишите; вставьте пропущенные гласные и подчеркните их.
Упражнение 4. Перепишите, вставляя пропущенные гласные. В случае затруднения справляйтесь в орфографическом словаре.
Упражнение 5. Перепишите и запомните пары слов.
Слайд 6Чередующиеся гласные в корнях слов
Задача 1. Даны слова: миролюбивый,
замереть, замирать, примирились, примерять (платье), примирять (поссорившихся). Какие известны способы
проверки гласных в корнях слов? Как проверить правописание гласных в корнях данных слов?
Упражнение 6. Перепишите; вставьте пропущенные буквы и выделите корни. Сделайте морфемный анализ выделенных слов.
Слайд 7Корни, в которых правописание гласной зависит от ударения
1. гар-/гор-
клан-/клон-
твар-/твор-
И с к л ю ч е н
и я: пригарь, утварь.
2. зар-/зор- – в безударном положении пишется а
И с к л ю ч е н и я: зоревать, ворянка.
Корни с чередованием
гласных о/а, е/и.
в безударном положении
пишется о
Слайд 8Корни с чередованием
гласных о/а, е/и.
Корни, в которых правописание гласной зависит
от следующего за корнем суффикса или от
характера согласной (согласных) корня
1. бер-/бир
дер-/дир
мер-/мир-
пер-/пир-
тер-/тир-
блест-/блист-
жег-/жиг-
стел-/стил-
чет-/чит-
И с к л ю ч е н и я: сочетать, сочетание.
2. лаг(а)-/лож-
кас(а)-/косн
И с к л ю ч е н и е: полог.
3. раст-(ращ-)/рос-(росл-): правописание гласных зависит от характера согласных корня
И с к л ю ч е н и я: росток, ростовщик, Ростов, Ростислав, подростковый (от подросток),
но: отрасль.
4. скач-/скоч-
И с к л ю ч е н и я: скачок, скачу.
в корнях пишется и,
если за корнем следует суффикс -а-
в корнях пишется а, если за корнем следует суффикс -а-.
Различным будет и характер согласных корня
Слайд 9Корни с чередованием
гласных о/а, е/и.
Корни, в которых правописание гласной зависит
от смысла
1. мак-/мок-(моч-):
слова с корнем мак- имеют значение «опускать,
погружать в жидкость»: обмакнуть кисть в краску, макать хлеб в молоко;
слова с корнем мок-(моч-) имеют значение «пропускать или не пропускать жидкость», «становится влажным, мокрым»: промокают (сапоги), вымокнуть (под дождем), непромокаемый (плащ);
слова промокать (написанное), промокательная (бумага), промокашка пишутся с корнем
мок-.
2. равн-/ровн-:
корень равн- связан со значением «равный, одинаковый, сходный» (по величине, качеству, достоинству): равные величины, равномерное движение, равные условия, сравнять счет в игре;
корень ровн- связан со значением «ровный, гладкий, прямой»: ровная поверхность, заровнять яму.
И с к л ю ч е н и я: равнина, но: ровесник, уровень, поровну.
Слово равнение (во всех значениях) пишется с корнем равн-.
плав-/плов-/плыв-: во всех словах пишется корень плав- (плавники, жук-плавунец, плавучий).
И с к л ю ч е н и я: пловец, пловчиха, плывуны и производные от них.
Слайд 10Гласные о – ё после шипящих
Алгоритм 1. Правописание О
– Ё после шипящих
Слайд 11Гласные о – ё после шипящих
Ч а с т
ь с л о в а (м о р
ф е м а) – корень
1. В корне пишется ё, если в родственных словах или в другой форме того же слова пишется е (щётка – щетина, шёпот – шептать, дешёвый – дешевле); в остальных случаях пишется о: шорох, шов, шок
2. жог- – жёг-: в именах существительных пишется о, в глаголах – ё: ожог руки – ожёг руку, поджог сарая – поджёг сарай
Слайд 12Гласные о – ё после шипящих
Ч а с т
ь с л о в а (м о р
ф е м а) – суффикс или окончание
В глаголах и отглагольных образованиях (отглагольные прилагательные, причастия, отглагольные существительные) всегда пишется ё
1. В окончаниях глаголов – ё: печёшь, жжёшь
2. В суффиксах:
а) глаголов – ё: выкорчёвывать, размежёвывать;
б) отглагольных прилагательных – ё: мощёный, кручёный, золоченный (от мостить, крутить, золотить);
в) причастий – ё: сгущённый, заряжённый (от сгустить, зарядить);
г) отглагольных существительных – ё: корчёвка, ночёвка (от корчевать, ночевать), копчёности (от копчёный – коптить), сгущёнка (от сгущённый – сгустить)
Слайд 13Гласные о – ё после шипящих
Ч а с т
ь с л о в а (м о р
ф е м а) – суффикс или окончание
В именах существительных и отыменных образованиях (отыменные прилагательные) под ударением пишется о, в безударном положении - е
1. В окончаниях существительных и прилагательных – о: ключо́м, ножо́м, чужо́го, большо́го, но: ду́шем, пла́чем, хоро́шего
2. В суффиксах:
а) существительных –ок, -онк, -онок–о: пушо́́к, речо́нка, волчо́нок (от пух, река, волк);
б) отыменных прилагательных –о: кумачо́вый, холщо́вый (от кумач, холст), но: плю́шевый
Слайд 14Гласные о – ё после шипящих
Следует запомнить:
На конце наречий
пишется о: свежо, горячо (и с к л ю ч
е н и е: ещё).
В именах существительных и прилагательных пишется о, если оно является беглым: смешон – смешной, княжон – княжна.
Пишется ё в суффиксе существительных ёр: стажёр, ретушёр.
Пишется ё в словах причём, нипочём.
Запомните правописание слов трущоба, чащоба, трещотка.
Слайд 15Гласные о – ё после шипящих
Задача 2. Даны слова:
речонка – сгущёнка, трещотка – щётка, шёпот – шорох, смешон
– поражён, ковшовый – дешёвый.
Задача 3. Даны слова: деньж..нки – саж..нки, душ..нка – пш..нка, княж..н – изображ..н, рубаш..нка – туш..нка, собач..нка – печ..нка, луч..м – печ..м, нож..вка – размеж..вка, плеч..м – нипоч..м, обж..ры – стаж..ры. Как вы будете рассуждать, какие примените правила, чтобы верно вставить пропущенные гласные о – ё?
Упражнение 7. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, объясните написание.
Слайд 16Гласные после ц
Упражнение 8. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.
Слайд 17Правописание согласных в корне
Непроизносимые согласные
Всем известно, как прелестно
Букву т
писать уместно,
Но опасно и ужасно
Букву т писать напрасно.
Да и
не только букву т. Чтобы убедиться, что в слове есть непроизносимая согласная, нужно подобрать такое родственное слово, где бы эта согласная зазвучала; например: известно – известие, прелестно – прелесть, уместно – место, но: опасно – опасен, ужасно – ужасен, напрасно – напрасен.
Упражнение 9. Перепишите, вставляя, где нужно, пропущенные буквы; рядом пишите проверочные слова.
Слайд 18Правописание согласных в корне
Удвоенные согласные
Удвоенные согласные в корнях слов
пишутся, как правило, в заимствованных словах. Написание таких слов следует
запоминать, а в случае затруднений справляться в орфографическом словаре.
Упражнение 10. Перепишите и запомните правописание слов
Упражнение 11. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. В случае затруднений справляйтесь в орфографическом словаре. С выделенными словосочетаниями составьте предложения.
Слайд 19Правописание согласных в корне
Запомните, что жж пишется в таких исконно
русских словах, как вожжи, дрожжи, жужжать, можжевельник и в производных
от них словах, например: можжевеловый, дрожжевой, жужжащий и т.п.; в некоторых формах глагола жечь, где г чередуется с ж: жжешь, жжет, жженый (ср.: жгут, жгу).
Во всех остальных случаях пишется зж, хотя слышится долгий звук [ж]: дребезжащий (вдребезги), визжащий (визг), брюзжащий (брюзга), брызжущий (брызги) и т.п.
Слайд 20Правописание приставок
Согласные в приставках
Слайд 21Правописание приставок
Гласные в приставках
Упражнение 12. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.
Выделите приставки.
Упражнение 13. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Выделите морфемы,
в которых пропущены буквы.
Слайд 22Правописание на стыке приставки и корня
Сочетания согласных букв
На
стыке приставки и корня нередко происходит удвоение согласных; при этом
одна согласная относится к корню, а другая – к приставке; например: под-дать, рас-сыпать, раз-задорить, рас-стелить.
В словах изжить, разжечь, возжечь, безжизненный и др. слышится долгий звук [ж], но пишется зж (з приставочное и ж корневое).
В словах расщепленный, расщедриться, расщелина, расчет, рассчитывать и т.п. слышится звук [ш].
Чтобы не ошибиться в правописании, нужно определить, от какого корня образовано слово и при помощи какой приставки; например: расщепленный от рас-щепить, щепа, щепка.
Слайд 23Правописание на стыке приставки и корня
Запомните, что перед корнем
–чёт- пишется с, а перед корнем –чит- – сс (расчет
– рассчитывать).
И с к л ю ч е н и е: бессчетный (без счета).
Упражнение 14. Перепишите, вставляя буквы с или сс. Выделите приставки и корни.
Слайд 24Правописание на стыке приставки и корня
Буквы ы и и
после приставок. Разделительные ь и ъ
Упражнение 15. Перепишите, вставляя пропущенные
буквы: выделите приставки.
Упражнение 16. Перепишите, вставляя пропущенные буквы; объясните написание.
Слайд 25Правописание на стыке приставки и корня
Приставки пре- и при-
Приставки пре- и при- различаются по значению.
Приставка при- обозначает:
1) присоединение,
приближение, прибавление: пришить, пристегнуть, приплыть, придвинуть, приклеить, пристроить, приумножить (т.е. прибавить);
2) неполноту действия или доведение действия до конца: приоткрыть, приподняться, присмиреть, приукрасить, присесть, притворить, пристрелить, прикончить, придумать;
3) пространственную близость: пригородный, придорожный, приморский, приусадебный, пришкольный, прибрежный.
Слайд 26Правописание на стыке приставки и корня
Приставки пре- и при-
Приставка пре- обозначает:
1) высшую степень качества, действия: преогромный, премилый, презабавный,
преуспеть, преувеличить;
2) то же, что и приставка пере-: преградить (перегородить), прервать (перервать).
Однако правописание не всех слов с приставками пре- и при- можно объяснить с помощью приведенных выше значений. В некоторых словах значение приставок затемнено; например: преследовать, причудливый, пристойный, прискорбие. В других – приставка срослась с корнем; например: препятствие, презирать, прибор, приятель, привет, прилежный. Поэтому написание многих слов приходится запоминать.
Слайд 27Правописание на стыке приставки и корня
Приставки пре- и при-
Ниже приведены наиболее трудные в отношении правописания слова с приставками
пре- и при-, а также слова иноязычного происхождения:
Слайд 28Правописание на стыке приставки и корня
Приставки пре- и при-
Различие в написании следующих слов связано с различием в их
значении:
Слайд 29Правописание на стыке приставки и корня
Запомните, что преувеличить пишется
только с приставкой пре-.
Запомните написание слов с приставками пре- и
при- в словосочетаниях: преклонный («приближающийся к старости») возраст, неприступная (от приступ) крепость, камень преткновения («помеха, затруднение»), непреложный закон («не подлежащий изменения, нерушимый»), непреходящее значение («безвременное, долговечное»), превратности судьбы («злоключения, перемена, поворот в событиях»).
Упражнение 17. Вставьте пропущенные буквы; выделите приставки. Сгруппируйте слова в соответствии с основными значениями приставок пре- и при-.
Упражнение 18. Перепишите, вставляя, где нужно, пропущенные буквы.
Слайд 30Общие правила правописания сложных слов
Большинство сложных слов образуется с
помощью соединительных гласных о и е.
Соединительная гласная о пишется
после основ на твердый согласный: книголюб, водопад, лесоруб, водолаз, винодел, волномер, ледокол, а соединительная гласная е – после основ на мягкий согласный и после основ на шипящий и ц: сталевар, оленевод, огнемет, землекоп, птицелов, кашевар, пешеход.
Среди сложных слов, образованных без соединительных гласных, следует выделить слова, первой частью которых являются количественные числительные в родительном падеже: семилетка, сорокаградусный, трехэтажный, десятидневный.
И с к л ю ч е н и е составляют числительные сто и девяносто, которые не изменяют своей формы в составе сложных слов: девяностолетие, стокилометровый.;
существительное сороконожка пишется с соединительной гласной о;
числительное тысяча в составе сложных слов пишется с соединительной гласной е: тысячелетие, тысячекилометровый.
Слайд 31Общие правила правописания сложных слов
Сложные слова, образованные с помощью
соединительных гласных, а также сложные слова, первой частью которых являются
числительные, пишутся слитно.
Сложные слова, в которых первой частью является числительное полу-, всегда пишутся слитно: полумрак, полуфинальный, полунасыщенный, полуостров.
Числительное пол- в сложных словах пишется слитно, если вторая часть слова начинается с согласной буквы, кроме л: полметра, полстакана, полпорции, полседьмого, полсвета, и пишется через дефис, если вторая часть сложного слова начинается с буквы л, с гласной или с прописной буквы: пол-листа, пол-ложки, пол-арбуза, пол-апельсина, пол-Европы.
Слайд 32Общие правила правописания сложных слов
Представим это правило в виде
таблицы:
П р и м е ч а н и
е:
При написании аббревиатур следует помнить, что между буквами, составляющими ее, точки не ставятся; например: РФ, втуз, вуз;
в конце первой части сложносокращенных слов пишется всегда одна согласная, даже если в полном слове пишется две; например: колхоз (от коллективное хозяйство), стенгазета (от стенная газета).