Разделы презентаций


Учимся писать сжатое изложение

Содержание

Правдивость речи хороша и гладкость,Но как прекрасна слов правдивых краткость.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1УЧИМСЯ ПИСАТЬ СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ (теория и практика подготовки)
Н. Н. Галкина,

учитель
русского языка и литературы
ГОУ СОШ № 297 СВАО
города Москвы

УЧИМСЯ ПИСАТЬ СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ  (теория и практика подготовки)Н. Н. Галкина, учительрусского языка и литературыГОУ СОШ №

Слайд 2Правдивость речи хороша и гладкость,
Но как прекрасна слов правдивых краткость.

А. Навои

Коротко да ясно, оттого и прекрасно.
Русская пословица
Правдивость речи хороша и гладкость,Но как прекрасна слов правдивых краткость.

Слайд 3

ЦЕЛЬ СЖАТОГО ИЗЛОЖЕНИЯ
Воспроизвести

Кратко изложить
основное содержание содержание
текста, сохраняя исходного текста,
композицию, не допуская
логическую искажения фактов
последовательность, и используя
стиль и тип исходного ключевые
текста. авторские слова.

Сжатое изложение должно быть коротким
по форме, но не бедным по содержанию.

ЦЕЛЬ

Слайд 4ЧТО СОХРАНИТЬ ПРИ СЖАТИИ ТЕКСТА?
связность текста, содержание текста, тему, идею;
последовательность

изложения;
микротемы;
ключевые авторские слова и обороты речи;
наиболее характерные изобразительно-выразительные средства,

при помощи которых передается колорит текста



ЧТО СОХРАНИТЬ ПРИ СЖАТИИ ТЕКСТА?связность текста, содержание текста, тему, идею;последовательность изложения;микротемы; ключевые авторские слова и обороты речи;наиболее

Слайд 5ЧТО МОЖНО ИСКЛЮЧИТЬ ПРИ СЖАТИИ ТЕКСТА?
описание природы, чувств, настроений;
примеры, доказательства,

попутные сведения, детали, подробности, лирические отступления;
повторы;
обобщающие слова и предложения;
однородные члены;
диалог;
обязательна

замена прямой речи косвенной
ЧТО МОЖНО ИСКЛЮЧИТЬ ПРИ СЖАТИИ ТЕКСТА?описание природы, чувств, настроений;примеры, доказательства, попутные сведения, детали, подробности, лирические отступления;повторы;обобщающие слова

Слайд 6 ?

О чем текст ?


- по началу текста;
- по ключевым словам;
- по ключевым эпизодам;
- по поступкам или
размышлениям героев;
- по заглавию текста

Этап определения ТЕМЫ текста

?  О  чем  текст

Слайд 7ОПРЕДЕЛИТЕ ТЕМУ ТЕКСТА




Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.

РОССИЯ

ОПРЕДЕЛИТЕ ТЕМУ ТЕКСТА

Слайд 8ВЫПИШИТЕ КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА ИЗ ТЕКСТА И ОПРЕДЕЛИТЕ ТЕМУ
Язык

–это история народа. Язык –это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то

изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.


Язык –историческое и
культурное достояние нации

ВЫПИШИТЕ КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА ИЗ ТЕКСТА И ОПРЕДЕЛИТЕ ТЕМУ  Язык –это история народа. Язык –это путь цивилизации

Слайд 9В КАКОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ НУЖНО РАСПОЛОЖИТЬ ДАННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИЛСЯ ТЕКСТ?

(1) Любить отечество невозможно заставить декретом.(2) Дела наши в

совокупности с прошлым, в совокупности с окружающим миром и огнем домашнего очага выражаются дорогим словом ОТЕЧЕСТВО. (3) Любовь надо воспитать. (4) Совершая дела великие, мы должны знать, откуда пошли и как начинали.

А) 3, 1, 2, 4

Б) 2, 1, 3, 4

В) 4, 2, 1, 3

Г) 4, 1, 2, 3

В КАКОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ НУЖНО РАСПОЛОЖИТЬ ДАННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИЛСЯ ТЕКСТ?  (1) Любить отечество невозможно заставить декретом.(2)

Слайд 10
Совершая дела великие, мы должны знать,
откуда пошли и как начинали.

Дела наши
в совокупности с прошлым, в совокупности
с окружающим миром

природы и огнем
Домашнего очага выражаются дорогим
словом ОТЕЧЕСТВО. Любить Отечество
невозможно заставить декретом.
Любовь надо воспитать.

ВАЖНОСТЬ
ИСТОРИЧЕСКОЙ
ПАМЯТИ

ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ

Совершая дела великие, мы должны знать,откуда пошли и как начинали. Дела наши в совокупности с прошлым, в

Слайд 11Этап определения ОСНОВНОЙ МЫСЛИ текста
- общая тональность
звучания текста;
- настроение,

которое
вызывает прочтение
текста;
- отношение автора к
событиям, героям;
- наличие в тексте

тезиса,
формулирующего прямо
или косвенно основную
мысль

ТО, ДЛЯ
ЧЕГО
СОЗДАН
ТЕКСТ

Этап определения  ОСНОВНОЙ МЫСЛИ текста- общая тональность звучания текста;- настроение, котороевызывает прочтениетекста;- отношение автора к событиям,

Слайд 12
ОСНОВНАЯ
МЫСЛЬ?
Порой меня поражает странное невежество

молодых
людей. Это плохое знание истории, отсутствие той
большой, высокой памяти, которая

должна
присутствовать в человеке. Ведь он не летучий
стручок в мире: у него есть корни, а они в земле его
предков, которые создавали наше государство.
Если человек хочет прожить жизнь ответственно,
серьезно, прошлое должно быть частью его души,
существа, естества человеческого.
ОСНОВНАЯМЫСЛЬ?Порой меня поражает странное невежество молодыхлюдей. Это плохое знание истории, отсутствие тойбольшой,

Слайд 13ТЕЗИС
основная мысль
микротемы
одно предложение,
в котором сжато
выражена
основная

мысль
глагольный
именной

ТЕЗИСосновная мысль  микротемыодно предложение,в котором сжато выражена основная мысльглагольный  именной

Слайд 14
Да нет, не бывает абсолютно одинаковых,

другими словами, бездарных людей!
Красота в мире –это
разнообразие, непохо-
жесть.Мысль

о том, что
человечество якобы
составляет толпа серых
и одинаковых людей,
руководимых яркими
личностями, - такая
мысль исключает
красоту и противоречит
эстетике.

Прочитайте первое
предложение абзаца

Предположите: до этого
предложения речь в
тексте шла о том, что…

Да нет, не бывает абсолютно одинаковых, другими словами, бездарных людей! Красота в мире –это

Слайд 15«РАЗВЕРНИТЕ» данное предложение в абзац
Да нет, не бывает

абсолютно одинаковых, другими словами, бездарных людей!
(Василий Белов)

«РАЗВЕРНИТЕ» данное предложение в абзац  Да нет, не бывает абсолютно одинаковых, другими словами, бездарных людей!

Слайд 16

Каждый рождается в мир с печатью

какого-либо таланта. Потребность творчества так же естественна, как потребность пить или есть, она теплится в каждом из нас даже в самых невероятно тяжких условиях. Каждая личность по-своему талантлива, иными словами, своеобразна. Людей, абсолютно плохих внутренне и внешне, к счастью, не существует. То, что потребность творчества свойственна каждому, видно хотя бы из того, что в детстве, даже в младенчестве, у ребенка есть потребность в игре. Каждый ребенок хочет играть, то есть жить творчески.

АВТОРСКИЙ ВАРИАНТ

Да нет, не бывает абсолютно одинаковых, другими словами, бездарных людей!

Каждый рождается в

Слайд 17
Прочитайте текст
академика Дмитрия Сергеевича Лихачева.
Какая мысль вам
представляется основной?

Прочитайте текстакадемика Дмитрия Сергеевича Лихачева. Какая мысль вам представляется основной?

Слайд 18Этап определения СТРУКТУРЫ ТЕКСТА
вступление
основная
часть
заключение

Этап определения СТРУКТУРЫ ТЕКСТАвступлениеосновнаячастьзаключение

Слайд 19Этап АБЗАЦНОГО ЧЛЕНЕНИЯ текста: определение МИКРОТЕМ текста как частей общей

темы
Определите на слух количество абзацев
в тексте по количеству больших


интонационных пауз читающего

Сколько больших
интонационных
пауз в тексте –
столько в тексте
абзацев

Этап АБЗАЦНОГО ЧЛЕНЕНИЯ текста: определение МИКРОТЕМ текста как частей общей темыОпределите на слух количество абзацев в тексте

Слайд 20 МИКРОТЕМА

Тема каждой смысловой

части
текста, которая отражает часть
общей темы, единой для всего
текста.

МИКРОТЕМАТема каждой смысловой части текста, которая отражает часть общей темы,

Слайд 21 Определите количество микротем
Как относиться к историческому и культурному

наследию своей страны? Всякий ответит, что доставшееся нам наследство надо

оберегать. Но жизненный опыт пробуждает в памяти иные, грустные, а порой и горестные картины. «Запас» культурной среды крайне ограничен в мире, и он истощается с прогрессирующей скоростью. Все дело в том, что к патриотизму долго призывали, а его надо воспитывать с детства. Любовь к родному краю, к родной культуре, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. И еще – с уважения к таким же чувствам людей, которые тоже любят свою землю, свое – пусть и непонятное тебе – родное слово.
Определите количество микротем   Как относиться к историческому и культурному наследию своей страны? Всякий ответит,

Слайд 22 ПРОВЕРЬ!
«Запас»

культурной среды
напрямую зависит от чувства
патриотизма каждого человека.
Историческое и

культурное
наследие своей страны
надо оберегать.
ПРОВЕРЬ!«Запас» культурной среды напрямую зависит от чувства патриотизма

Слайд 23Определите количество микротем по ключевым фразам
И еще один дар дала

нам наша Россия: это наш дивный,
наш могучий, наш поющий язык.

В нем вся она, - наша
Россия. В нем все дары ее: и ширь неограниченных
возможностей, и богатство звуков, и слов, и форм;
и стихийность, и нежность; и простор, и размах, и парение, и мечтательность, и сила; и ясность, и красота. Все доступно нашему языку. В нем гудение далеких колоколов и серебро ближних колокольчиков. В нем ласковые шорохи и хрусты. В нем травяные шелесты и вздохи. В нем клекот, и грай, и свист, и щебет птичий.
В нем громы небесные и рыки звериные;и вихри зыбкие, и плески чуть слышные. В нем – вся поющая русская душа:эхо мира, и стон человеческий, и зерцало божественных видений.
Определите количество микротем по ключевым фразамИ еще один дар дала нам наша Россия: это наш дивный,наш могучий,

Слайд 24 ПРОВЕРЬ!
В

нем вся она, - наша Россия.
В нем – вся поющая


русская душа.
ПРОВЕРЬ!В нем вся она, - наша Россия.В нем

Слайд 25Этап МОДЕЛИРОВАНИЯ сжатого изложения
Как соединить
содержание микротем
в текст?

Этап МОДЕЛИРОВАНИЯ сжатого изложения Как соединитьсодержание микротем в текст?

Слайд 26 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

УДАЧИ НА ЭКЗАМЕНЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!   УДАЧИ НА ЭКЗАМЕНЕ!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика