Разделы презентаций


Урок "Передача чужой речи"

Содержание

Орфоэпическая разминкасвЁкла сиротА, сирОты соболЕзнованиесозЫв сосредотОчениестолЯрсЕтчатый сабО сегмЕнтсоздАвший создАл создалА сOздалосОгнутый

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
1. Орфоэпическая разминка
cвекла
сирота, сироты
соболезнование
созыв
сосредоточение
столяр
сетчатый



сабо

сегмент
создавший
создал
создала
создало
согнутый

1. Орфоэпическая разминка cвекла сирота, сироты соболезнование созыв сосредоточениестолярсетчатый  сабо сегментсоздавший создал создала создало согнутый

Слайд 2Орфоэпическая разминка
свЁкла
сиротА, сирОты
соболЕзнование
созЫв
сосредотОчение
столЯр
сЕтчатый


сабО
сегмЕнт
создАвший
создАл

создалА
сOздало
сОгнутый

Орфоэпическая разминкасвЁкла сиротА, сирОты соболЕзнованиесозЫв сосредотОчениестолЯрсЕтчатый сабО сегмЕнтсоздАвший создАл создалА сOздалосОгнутый

Слайд 32. Определите возможную классификацию слов, сгруппируйте в соответствии с ней


синтаксис


пунктуация
прямая
двоеточие тире

косвенная
кавычки
2. Определите возможную классификацию слов, сгруппируйте в соответствии с ней  синтаксис

Слайд 4

речь


прямая косвенная

знаки препинания

кавычки двоеточие тире

синтаксис пунктуация

Разделы русского языка









Слайд 5Цели урока
Сегодня на уроке мы должны повторить

Сегодня мы будем

Цели урокаСегодня на уроке мы должны повторитьСегодня мы будем

Слайд 6Цели урока
Сегодня на уроке мы должны повторить
сведения о способах передачи

чужой речи

Сегодня мы будем
формировать навыки постановки знаков препинания
Строить схемы предложений

с прямой и косвенной речью
Цели урокаСегодня на уроке мы должны повторитьсведения о способах передачи чужой речиСегодня мы будемформировать навыки постановки знаков

Слайд 7




Тема урока: Способы передачи чужой речи.
Будьте дотошны и скрупулёзны!

Тема урока: Способы передачи чужой речи. Будьте дотошны и скрупулёзны!

Слайд 81) Определите лексические значения имён прилагательных, использованных в эпиграфе к

уроку:





ДОТОШНЫЙ
1)образцовый
2)опытный
3)активный
4)доскональный


СКРУПУЛЁЗНЫЙ
1) точный
2) внимательный
3) любознательный
4) творческий

1) Определите лексические значения имён прилагательных, использованных в эпиграфе к уроку:

Слайд 91) Определите лексические значения имён прилагательных, использованных в эпиграфе к

уроку:





ДОТОШНЫЙ
1)образцовый
2)опытный
3)активный
4)доскональный


СКРУПУЛЁЗНЫЙ
1) точный
2) внимательный
3) любознательный
4) творческий

1) Определите лексические значения имён прилагательных, использованных в эпиграфе к уроку:

Слайд 102) Определите, какое из прилагательных ДОТОШНЫЙ, СКРУПУЛЁЗНЫЙ имеет в толковом словаре

помету (разг.).

Дотошный (разг.)‏
Доскональный, сведущий, аккуратный

Толковый словарь русского языка


под ред. Д.Н. Ушакова
2) Определите, какое из прилагательных ДОТОШНЫЙ, СКРУПУЛЁЗНЫЙ  имеет в толковом словаре помету (разг.).  Дотошный (разг.)‏Доскональный,

Слайд 11Способы передачи чужой речи

Способы передачи чужой речи

Слайд 12Прямая речь
это форма точной передачи чужой речи с воспроизведением её

особенностей.

сопровождается словами автора (это конструкция с глаголом речи (сказать, проговорить,

промолвить, спросить, ответить и т. п.), к которому непосредственно относится прямая речь

В произведениях художественной литературы используется для создания речевой характеристики

Прямая речь, представляющая собой разговор двух или нескольких лиц, называется диалогом. Если реплики диалога написаны в строку и не указано, кому они принадлежат, то каждая из них заключается в кавычки и отделяется от соседней тире


ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СИНТАКСИЧЕСКАЯ КОНСТРУКЦИЯ

УПОТРЕБЛЕНИЕ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ДИАЛОГ

Аверий подумал: «Как быть с местом, сходить или нет?»

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Прямая речьэто форма точной передачи чужой речи с воспроизведением её особенностей.сопровождается словами автора (это конструкция с глаголом

Слайд 13Косвенная речь
- это чужая речь, введённая автором в повествование в

форме придаточного предложения.

Не передаёт дословно речь говорящего. Отражает

чужую речь приблизительно.

Это, как правило, сложные предложения, состоящие из двух частей (слов автора, представляющих главное предложение, и косвенной речи, оформленной как придаточное предложение.

СИНТАКСИЧЕСКАЯ КОНСТРУКЦИЯ

ОТЛИЧИЕ ОТ ПРЯМОЙ РЕЧИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Аверию надо было подумать, как быть с местом.

Косвенная речь- это чужая речь, введённая автором в повествование в   форме придаточного предложения.Не передаёт дословно

Слайд 14Несобственно – прямая речь
- передает лексическое и эмоционально-экспрессивное своеобразие прямой

речи.

Совмещает свойства прямой и косвенной речи. Внешне такая речь передается

в виде авторской речи и не выделяется кавычками.

Имеет яркие лексические и синтаксические особенности прямой речи:
- эмоциональные частицы вот это да, что ли, ну и ну);
- повтор одного и того же слова, характерный для детской речи (называется);
- обилие восклицательных и вопросительных предложений,
- использует формы личных и притяжательных местоимений;
-вводными словами и дополнениями в предложном падеже с предлогом о (об)


ОПРЕДЕЛЕНИЕ

ЛЕКСИЧЕСКИЕ И СИНТАКСИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

Но все-таки ему надо было подумать: как быть с местом, сходить или нет?

Несобственно – прямая речь- передает лексическое и эмоционально-экспрессивное своеобразие прямой речи.Совмещает свойства прямой и косвенной речи. Внешне

Слайд 15Способы передачи чужой речи

Способы передачи чужой речи

Слайд 16 Определите способ передачи чужой речи: прямая, косвенная, несобственно-прямая.
1. Грэй

мог бы сказать: «Я жду, я вижу, я скоро узнаю».
2. Катя

подняла голову и сказала, что согласна.
3. «Нет, он не англичанин…» -подумал Берлиоз.
4. Никто не мог дать мне ответа, жив ли старый смотритель.
5. «Что гром-то наделал»,- сказал Думнов.
6. По словам родителей, наша школа дает детям хорошие
знания.
7. Мне объявили, что я должен ждать ещё три дня.
8. Директор заговорил об аттестации, которая проводится в форме ЕНТ.
9. Древние греки утверждали, что музыка излечивает болезни.


Определите способ передачи чужой речи:  прямая,  косвенная,  несобственно-прямая.1.	Грэй мог бы сказать: «Я жду,

Слайд 17Ответы.

Прямая речь: 1,3, 5

Косвенная: 2, 7, 9

Несобственно-прямая: 4, 6,

Ответы.Прямая речь: 1,3, 5Косвенная: 2, 7, 9 Несобственно-прямая: 4, 6, 8

Слайд 18«Корректор» Отредактируйте предложения с ошибками при передаче чужой речи.
Болельщики кричали:

«Чтобы ребята не падали духом».

Сокол отвечает Ужу, что я знаю

счастье, я храбро бился.

«Корректор»  Отредактируйте предложения с ошибками при передаче чужой речи.Болельщики кричали: «Чтобы ребята не падали духом».Сокол отвечает

Слайд 19Ответы.
Болельщики кричали, чтобы ребята не падали духом.

Сокол отвечает Ужу:

«Я знаю счастье, я храбро бился».



Ответы.Болельщики кричали, чтобы ребята не падали духом. Сокол отвечает Ужу: «Я знаю счастье, я храбро бился».

Слайд 20Знаки препинания в предложениях с прямой речью.
А: «П?(!)»
Если прямая

речь стоит после авторских слов, то перед ней ставится двоеточие

и первое слово пишется с большой(прописной) буквы; вопросительный или восклицательный знаки, а также многоточие ставится перед кавычками, а точка – после них
Знаки препинания в предложениях с прямой речью.А: «П?(!)» Если прямая речь стоит после авторских слов, то перед

Слайд 21Знаки препинания в предложениях с прямой речью.
Школа № 10
«П», —

а. «П?(!)» — а.

Если прямая речь

стоит перед словами автора, то после неё ставится запятая (восклицательный или вопросительный знак, многоточие) и тире; слова автора со строчной буквы.
Знаки препинания в предложениях с прямой речью.Школа № 10«П», — а.     «П?(!)» —

Слайд 22Знаки препинания в предложениях с прямой речью.
«П, — а, —

п».
Если на месте разрыва не должно было быть никакого

знака или должна была стоять , ; : - , то слова автора с двух сторон выделяются запятыми, и тире, после которых первое слово пишется с маленькой буквы.
«П, — а. — П». Если на месте разрыва должна была быть точка, то перед авторскими словами ставится запятая и тире, а после них точка и тире, вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы.
«П, — а. — П?(!)» «П?(!) — а. — П».
Знаки препинания в предложениях с прямой речью.«П, — а, — п». Если на месте разрыва не должно

Слайд 23Новое в ЕНТ -2012
«П, — а: — П».
Если в

авторских словах имеются два глагола со значением высказывания, из которых

один относится к первой части, а другой –ко второй, то после слов автора ставится двоеточие и тире и вторая часть прямой речи пишется с большой буквы.

«Я тебя не спрашиваю, - строго сказал офицер и снова спросил:- Старуха, отвечай!»
Новое в ЕНТ -2012«П, — а: — П». Если в авторских словах имеются два глагола со значением

Слайд 24Тренировочное упражнение на сайте «Грамота .ру»
Алгоритм выхода на сайт:
грамота.ру
Класс
Учебник. Пунктуация.
Способы

передачи чужой речи.

Тренировочное упражнение на сайте «Грамота .ру»Алгоритм выхода на сайт:грамота.руКлассУчебник. Пунктуация.Способы передачи чужой речи.

Слайд 25Контрольный тест.
1. Определите предложение с прямой речью.
Знаки препинания не

расставлены.

А) Он спросил куда вы путь держите?
Б) Он спросил куда

они держат путь.
В) Он спросил о здоровье бабушки.
Г) О бабушке спрашивали все.
Д) Куда мы держим путь?

Контрольный тест.1. Определите предложение с прямой речью. Знаки препинания не расставлены.А) Он спросил куда вы путь держите?Б)

Слайд 26Контрольный тест.
2. Определите предложение с косвенной речью. Знаки препинания не

расставлены.
А) По словам синоптиков завтра будет мороз.
Б) Завтра будет мороз?
В)

Диктор сообщил Завтра ожидаются заморозки.
Г) О заморозках я узнал из новостей.
Д) Диктор сообщил о том, что завтра будут заморозки
Контрольный тест.2. Определите предложение с косвенной речью. Знаки препинания не расставлены.А) По словам синоптиков завтра будет мороз.Б)

Слайд 27Контрольный тест.
3.Определите предложение с несобственно-прямой речью.
А) Он вышел на улицу,

посмотрел на небо и сказал Какие яркие звезды! Вероятно, мороз

станет еще сильней.
Б) Он вышел на улицу, посмотрел на небо и сказал что звезды очень яркие и мороз, вероятно, станет еще сильней.
В) Он вышел на улицу, посмотрел на небо. Какие яркие звезды! Вероятно, мороз станет еще сильней.
Г) Какие яркие звезды! Вероятно, мороз станет еще сильней сказал он.
Д) Яркие звёзды, сильный мороз.

Контрольный тест.3.Определите предложение с несобственно-прямой речью.А) Он вышел на улицу, посмотрел на небо и сказал Какие яркие

Слайд 28Контрольный тест.
4.Укажите предложение соответствующее схеме: «П,- а, - п».
А) Наташа

вышла на террасу и заявила А мамы и Зины не

дома.
Б) Что же вы молчите сказал ему учитель Отвечайте урок.
В) Пойдите в спальню и оставайтесь там пока не выучите урок сказал он.
Г) А пока заняться нечем отвечал Корнев можете отдохнуть.
Д) Стой крикнул Синцов.
Контрольный тест.4.Укажите предложение соответствующее схеме: «П,- а, - п».А) Наташа вышла на террасу и заявила А мамы

Слайд 29Контрольный тест.
5. Какой схеме соответствует предложение. Позвольте заметил один скептик

не от лимонов ли этот ящик.
А) «П», - а.
Б) «

П!- а. –П».
В) «П,- а, - п».
Г) «П,- а, - п?»
Д) А: «П?»
Контрольный тест.5. Какой схеме соответствует предложение. Позвольте заметил один скептик не от лимонов ли этот ящик.А) «П»,

Слайд 30Ответы
1)А

2) Д

3) В

4) Г

5) Г

Ответы 1)А2) Д3) В4) Г5) Г

Слайд 31Домашнее задание
Грамота .ру. класс пунктуация при прямой речи (теория

и практика)
Текст из презентации. Выполнить задание.

Домашнее задание Грамота .ру. класс пунктуация при прямой речи (теория и практика)Текст из презентации. Выполнить задание.

Слайд 32
- Определите тип речи, стиль речи.
- Выпишите предложения с прямой

речью соответствующие схемам:
«П!» – а. А: «П». «П,-

а. –П».
- Переделайте данные предложения с прямой речью, в предложения с косвенной речью? С вводными словами?

Народ, Род жив, пока хранит бережно язык свой, данный ему изначала. Слово.
Лишь оно сохраняет историю Рода, Культуру, Обычаи. Сохраняет нацию.
Только Слово. Напомню: Словом воскрешали умерших, заговаривали болезни, останавливал кровь. Словом поднимали на подвиг.
«Он Слово знает!" - говорили про удачливого.
«В начале было Слово, - сообщает Евангелие от Иоанна. - В нем была жизнь, и
жизнь была свет человеков».
Сколько же раз в последние годы произносилась, цитировалась эта евангельская мудрость! Цитировалась бездумно, безответственно.
Увы! Язык русский, русское Слово умирает, исчезает. В «Толковом словаре живого великорусского языка», составленном Владимиром Далем, содержится двести тысяч слов. У Ожегова - пятьдесят семь тысяч. Где они? Посчитайте, сколько русских слов употребляете вы, ваши знакомые?
В лучшем случае - пятьсот, но скорее всего меньше.
Конечно, кто-то из дочитавших статью до этого места усмехнется, подумает: «Да мне и пятьсот - за глаза! Лишь бы здоровьишка поболее да деньгу грести».
(М. Ганина)


- Определите тип речи, стиль речи.- Выпишите предложения с прямой речью соответствующие схемам:«П!» – а.  А:

Слайд 33Рефлексия:
Я
Умею ______________
Вспомнил ______________
Понял ____________________
Научился __________________

Рефлексия:Я Умею ______________ Вспомнил ______________ Понял ____________________ Научился __________________

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика