Слайд 1Урок русского языка в 5 классе
Брейн - ринг
по
разделу « Синтаксис»
Автор: Рогалева Татьяна Николаевна, учитель русского языка
и литературы МБОУ Средняя школа №3 г.Лысково Нижегородской области
Слайд 2Вид урока: урок обобщения и систематизации полученных знаний.
Тип урока: лингвистическая игра
Цели:
1.Обучающая: формирование пунктуационных навыков в разделе «Синтаксис и пунктуация», повторение правописания
непроверяемых гласных в корне слова, синтаксический и пунктуационный анализ предложения.
2. Развивающая: развитие пунктуационной и орфографической зоркости.
3.Воспитывающая: воспитание любви и уважения к русскому языку.
Слайд 3Планируемые результаты:
Предметные: применение учащимися полученных знаний по разделу «Синтаксис» на
практике, умение объяснять языковые явления, анализировать свою учебную деятельность;
Метапредметные:
1) развитие умения определять способы действий в рамках предложенных условий, работать в группе, использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации;
2) переработка информации, умение аргументировать свою позицию, отстаивать своё мнение, доказательно спорить;
3) умение владения технологией анализа и самоконтроля.
Личностные:
1) повышение мотивации к изучению русского языка ;
2) приобщение к русской национальной культуре, традициям народа, формирование эстетических и ценностных ориентаций;
3) воспитание культуры самовыражения;
4) развитие коммуникативной компетентности в процессе образовательной деятельности
Слайд 5Лингвистическая игра
Класс разделен на три команды.
Даётся определённое количество
времени, чтобы ответить
на предлагаемый вопрос: от одной минуты до пяти
– семи
минут. Выигрывает та команда, которая быстрее других и правильно выполнит все задания.
Слайд 6Разминка
« Подскажи словечко»
Синтаксис
Односоставное предложение
Пунктуация
Двусоставное предложение
Словосочетание Дополнение
Предложение Определение
Основа предложения Обстоятельство
Подлежащее Нераспространённые предложения
Сказуемое Распространённые предложения
Слайд 7Кто грамотнее
Словарный диктант
Р__порт, с__лют, изд__л__ка,
изр__дка, стр__миться, б__с__довать
(с,з)дра?ствуйте, (до) св__дания,
сп__сибо, изв__ните, п__жалу?ста
Слайд 8Кто грамотнее
Проверь себя
Рапорт, салют, издалека,
изредка, стремиться, беседовать
здравствуйте, до свидания,
спасибо, извините, пожалуйста
Слайд 9Угадайка
Восстановите правило по нескольким
ключевым словам.
Отвечают
Относятся
Произносятся
Между ними
Это О,
О, О и О
Слайд 10Письмо по памяти
Белый снег пушистый в воздухе
кружится и на
землю тихо падает , ложится
Сделать синтаксический разбор
этого предложения
Слайд 11 Игра «Снежный ком»
Составьте предложения со словом «Весна». Распространите
предложения, добавив по одному слову. Сделайте синтаксический разбор полученных предложений.
Слайд 13Сложные предложения
Вспоминалки - составлялки
Слайд 14Сложное предложение
Сложное предложение состоит
из двух или более основ
сложносочиненное
[
] , и [ ]
[Царь с Царицею
простился,
В путь-дорогу снарядился],
И [царица у окна
Села ждать его одна].
сложноподчиненное
[ ] , (что )
[Видит девица], (что тут
Люди добрые живут).
бессоюзное
[ ] , [ ]
[И молва трезвонить стала]: [дочка царская пропала]
союзные
Слайд 15Сложное предложение
Мир строит
война разрушает
Герой умирает
а его слава живет
Красота приглядится
а ум
пригодится
Тяжко жить тому
кто от работы бежит
Самым дорогим
кажется то
во что
вложен твой труд
Слайд 16Сложное и простое
предложение
Продолжите предложения так, чтобы получились
предложения с однородными членами и сложные.
1. Бабушка подоила корову, и___________
. Бабушка подоила корову и ___________ .
2. Мы повесили кормушку, и___________ .
Мы повесили кормушку, но _________ .
3. Папа хотел лететь самолётом, и_____ .
Папа хотел лететь самолётом, а ________ .
Слайд 17Сложное предложение
К простым предложениям первого столбика подберите подходящее продолжение
из второго столбика и составьте сложные предложения.
Слайд 18Конкурс «Сигнальщики»
Прямая речь.
Слайд 19Прямая речь.
Составные части прямой речи.
А
:
« П»
УКАЗЫВАЕ(ю)Т
КТО ЧТО
ГОВОРИТ
И сказала Скалка: «Мне Федору жалко».
Слайд 20Найти речевую ошибку(повтор слова) и исправить её.
«Сегодня хорошая погода»,- сказала
Катя.
«Давай сходим на каток»,- сказала подружка.
«У меня коньков
нет»,- сказал её брат.
Слайд 21Найти речевую ошибку(повтор слова) и исправить её.
«Сегодня хорошая погода»,- сказала
Катя.
«Давай сходим на каток»,- предложила подружка.
«У меня коньков
нет»,- огорчился её брат.
Слайд 22Составим словарик
«Слова, вводящие прямую речь»
Предложила, огорчился, попросили, пригласил,
ответили, поблагодарили, неслось…
Они имеют различные оттенки. При их использовании
речь становится богаче.
Что можно сказать об этих словах «говорения»?
Слайд 23Знаки препинания в предложениях с прямой речью.
Прямая речь после слов
автора.
А: «П». А: «П?» А: «П!»
Прямая речь перед
словами автора.
«П», - а. «П?» - а. «П!» - а.
Рассмотрите схемы и скажите, какие знаки препинания ставятся в предложении с прямой речью
Слайд 25Узнали героиню? Эта старушка сделала своё чёрное дело: стерла все
знаки препинания. Нам предстоит их теперь восстановить.
Ах ты, обжора!
Ах, злодей! тут Ваську Повар укоряет.
Кто ты? Что делаешь спросил сердито Лев.
Стой, братцы, стой кричит Мартышка.
Лисицу спрашивал Сурок Куда так, кумушка, бежишь ты без оглядки
Слайд 26Минутка вежливости.
Обращение
«В столовой»
Часто слышишь: «Мне суп», «Мне запеканку»,
«Мне два пирожка».
Как правильно попросить, чтобы показать, что ты -
вежливый. воспитанный человек?
Прочитаем УПР. 250 Какие волшебные слова можно употребить в речи?
Составьте предложение, в котором Миша просит у Оксаны Ивановны два пирожка.
Слайд 27Конкурс шифровальщиков.
Что зашифровано:
-П?-а.
-П,- а.
-П,-а.
Зашифрован разговор в автобусе. Расшифруйте его и
запишите.
Слайд 28Диалог – «диа» - два, логос – «слово» (разговор двух
или более лиц).
Моно – «один» ( речь одного человека).
Реплика (слова
каждого лица)
Слайд 29Формула:
диалог = прямая речь перед словами автора
(без кавычек)
Слайд 30Воробей и Синица.
Угадай, Синица, какое у людей самое страшное
оружие?
Ружье.
Э-э, не угадала!
Пушка?
Опять не угадала!
Какое же тогда, Воробей?
Рогатка..
Кто участвует в
этом диалоге? Расставь знаки препинания.
Слайд 31— Угадай, Синица, какое у людей самое страшное оружие?
Слайд 33Поймал кот воробья и говорит:
Неплохо я сейчас позавтракаю.
Что вы, пан кот, неужели вы собираетесь меня съесть?
А что мне, любоваться тобою что ли?
Да, постыдитесь, пан кот. Ведь вы забыли умыться.
Ой! Правда! Я сейчас умоюсь!
А воробей взмахнул крыльями и улетел.
Кто участвует в этом диалоге? Расставь знаки препинания.
Слайд 35— Что вы, пан кот, неужели вы собираетесь меня съесть?
Слайд 36Спишите, расставляя недостающие знаки препинания.
Здравствуйте! вежливо сказал трактор.
Кря-кря!
Простите, я что-то
плохо слышу сказал трактор и выключил мотор.
Мы идем купаться. Хочешь,
иди с нами. Кря-кря.
Я не умею купаться сказал трактор.
А что же ты тогда умеешь? удивились утята.
Я умею пахать землю и сеять хлеб. А если ко мне приладят повозку, то я могу ее возить.
Значит, ты лошадка?
Нет, я трактор.
Такой большой а не умеешь плавать. Как стыдно! Кря!
Слайд 37Подведение итогов игры. Объявление победителей.
Вы хорошо потрудились: показали неплохие знания
изученных орфограмм и пунктограмм, вспомнили правила, написали прекрасные сочинения по
картине, сконструировали предложения, расшифровали опоры, сумели поставить на место коварную старуху Шипокляк…
Я думаю, все усвоили данную тему. Ну, а кто растерялся, вам мой совет:
Вот вам, дети, мой наказ:
Повторить ещё не раз
Пунктограммы, орфограммы,
Чтоб довольны были мамы,
Чтоб диктант всем написать
На «4» и на «5»!
Слайд 38Домашнее задание
1 группа: Составить рассказ на тему «Весна» со всеми
орфограммами, изученными в разделе «Синтаксис».
2 группа: Составить игры ( например,
«Третье лишнее») на каждую пунктограмму, изученную в разделе «Синтаксис».
3 группа: Составить пять предложений по теме «Весенние заботы» на пунктограмму
« Обобщающие слова при однородных членах»