Слайд 1Виды предложений по цели высказывания
5 класс
9 ноября 2015 г.
Слайд 2Выдели из предложения именное словосочетание, произведи синтаксический разбор.
Негде, в тридевятом
царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон.
Слайд 3Выдели из предложения глагольное словосочетание, произведи синтаксический разбор.
Вот мудрец перед
Дадоном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка.
Слайд 4Произведи синтаксический разбор предложения.
Три д_вицы (под)окном пряли поз_но в_ч_рком.
Слайд 5Зайка серенький сидит
Вот так, вот так
И ушами шевелит.
Надо лапочки погреть!
(Поднять ладони над головой Зайке холодно стоять,
и махать, изображая ушки.) Надо зайке поскакать.
Вот так, вот так (Прыгать на месте.)
Он ушами шевелит! Вот так, вот так
Зайке холодно сидеть, Надо зайке поскакать.
Надо лапочки погреть. Зайку волк испугал!
(Потереть за предплечья.) Зайка тут же убежал.
(Сесть на место за парту.)
Слайд 6По цели высказывания различаются предложения:
повествовательные, вопросительные и побудительные.
Слайд 7Если цель нашего высказывания – сообщить о чем-либо, поделиться чувствами,
мыслями, то мы используем повествовательные предложения.
При чтении повествовательных предложений голос
вначале повышается, затем делается небольшая пауза, в конце предложения голос понижается.
Раз он в море закинул невод – /
Пришел невод с одною тиной. //
Слайд 8Произнесите правильно следующие повествовательные предложения:
• Ветер по морю гуляет
и кораблик подгоняет.
• Снова князь у моря ходит, с синя
моря глаз не сводит.
• В синем море звезды блещут, в синем море волны хлещут.
Слайд 9Если цель высказывания – спросить о чем-либо, то мы используем
вопросительные предложения.
В вопросительных предложениях голос повышается на самом важном для
смысла вопроса слове. Это слово может стоять в различных частях предложения. Различению вопросительных предложений часто помогают такие вопросительные слова: кто, что, где, куда, откуда, сколько, а также частицы ли, неужели, разве и др.
Слайд 10Какие слова в этом предложении для смысла вопроса самые важные?
На них падает логическое ударение.
Чем вы, гости, торг ведете
И куда
теперь плывете?
Слайд 11На какие слова-помощники падает логическое ударение в следующих диктуемых мною
предложениях?
Но из бочки кто их вынет?
Бог неужто их покинет?
Что
ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?
Ладно ль за морем, иль худо?
И какое в свете чудо?
Чего тебе надобно, старче?
Я ль на свете всех милее?
Слайд 12Выделите интонацией (повышением голоса) нужные слова. Прочитайте предложения так, чтобы
вопрос соответствовал ответу.
По равнинам Окияна
Едет флот царя Салтана?
• Да, по равнинам Окияна.
• Да, едет.
• Нет, не флот.
• Да, Салтана.
Слайд 13Если цель высказывания – побудить к чему-либо, попросить, приказать что-то
сделать, то мы используем побудительные предложения.
В русском языке есть множество
способов выражения значения побуждения. Просьба, приказ, пожелания могут быть категоричными, резкими или, наоборот, мягкими, спокойными. Все эти оттенки можно передать голосом.
Слайд 14Прочитайте предложенные предложения, передавая голосом нужный оттенок.
• Не губи
ты нашу душу:
Выплесни ты нас на сушу! (Просьба-мольба.)
•
А теперь ты воротись,
Не горюй и спать ложись.
(Дружеский совет.)
• Лови, лови, да дави ее, дави…
Вот ужо! постой немножко,
Погоди… (Приказ.)
• Воротись, поклонися рыбке.
(Категорический приказ.)
Слайд 15Выпишите по одному примеру на каждый вид предложения
из любимой
сказки А. С. Пушкина.
Вопросительное предложение подчеркните синей пастой, побудительное
– зеленой, повествовательное не подчеркивайте.
Слайд 16Сегодня мы совершили путешествие в мир сказок А. С. Пушкина,
давайте вспомним название каждой:
«Сказка о царе Салтане, о сыне
его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
«Сказка о попе и о работнике его Балде».
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
«Сказка о рыбаке и рыбке».
«Сказка о золотом петушке».
Слайд 17«Сказка – ложь, да в ней намек».
Несомненно, вы знакомы
с этими сказками. Какая-то сказка вам нравится больше. Почему? Итак,
ответьте письменно на вопросы:
• Какая сказка А. С. Пушкина тебе нравится больше?
• Чему учит сказка?
• Кто из героев вызывает симпатию и уважение, а кто заслуживает осуждения и порицания?