Слайд 1Второстепенные члены предложения. 5класс
Чекрыгина Л.И.
учитель1-ой категории
МБОУ Верхне-Серебряковская СОШ №12
Слайд 2Сравнить
Вечерело. Солнце опускалось. Лучи золотили. Дом был полон.
Солнце
скрылось. Заря стала бледнеть и гаснуть. Слышались голоса. Наступила тишина.
Вечерело.
Багровое солнце медленно опускалось за лесом. Прощальные лучи еще золотили верхушки деревьев. Дом лесника на поляне уже весь был в тени. Вскоре солнце и совсем скрылось.Вечерняя заря на западе стала бледнеть и гаснуть. Реже и реже слышались голоса птиц. Наконец в лесу наступила тишина. Над поляной стал подниматься туман.( И.С.Тургенев)
Слайд 3Второстепенные члены предложения
Слайд 4
Задачи:
-повторить, что такое дополнение, определение и обстоятельство;
-научиться находить
дополнения, определения и обстоятельства в предложении;
-тренироваться употреблять дополнения, определения
и обстоятельства в устной и письменной речи.
Слайд 5ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ
1.Внимательно прочитайте задания.
2.Выполняя задания, чётко следуйте инструкции.
3.Работайте
дружно.
4.Уважайте мнение товарищей.
5.Выберите выступающего.
Слайд 7
1. Записать предложения, предназначенные для вашей группы.
2. Вставить пропущенные буквы.
3.
Выделить основу предложения.
4. Укажите, каким второстепенным членом является выделенное слово.
5.
Сделать вывод, для чего нужны второстепенные члены в предложении..
Слайд 8Задание для 1-ой группы
Дикие гуси г…товились к отлёту.
Деревья постепенно обл…тают.
В небе в…сят
белые
облака.
Слайд 9Задание для 2-ой группы
Свежий в…терок играет листьями.
Пошёл ре…кий дождь.
Облака плывут на
восток.
Слайд 10Задание для 3-ей группы
(Откуда?) Из-за туч выглянуло солнышко.
Листочек оторвался (
от чего?) от дер…ва.
(На какой?) На высокой ели уселась стайка др…здов.
Слайд 12лингвистическая задачка
1)Из предложения
«Я вышла на
улицу.»
возьмите подлежащее
2) Из предложения
«Котёнок осторожно подошёл ко мне.»
возьмите обстоятельство
3) Из предложения
«Я шагнула вперёд»
возьмите сказуемое
4) Из предложения
«На лесную полянку вышел огромный лось»
возьмите определение
5) Из предложения
« Я увидела тропинку.»
возьмите дополнение
Слайд 13Я осторожно шагнула на лесную тропинку…
Слайд 14Найди осенний листочек
(физминутка)
Повернитесь назад и поищите на спинке стула. Нет?
Наклонитесь вправо и посмотрите по сторонам. Нет?
Наклонитесь влево и
посмотрите по сторонам. Нет?
Тогда поищите ладошками под крышкой стула, поищите под партой. Нашли?
Вот и хорошо.
Слайд 15Мы все с вами отправляемся в осеннюю командировку.
Задания группам. Инструкция
для работы у вас на листах.
3-я группа
Прошло (какое?) лето.
Наступила (какая?) осень. В (каком?) лесу деревья (как?) облетели. Только берёзки сохранили (какие?) листочки. (Как?) лучи озаряют (какой?) лес. Природа готовится к отдыху.
Слайд 162-ая группа
Наступление весны.
Солнце светит всё ярче. Степная дорога оттаяла. Снег
заметно осел и почернел. Дует тёплый ветерок. На дорожках блестят
лужи. На деревьях появляются первые листочки. Всё кругом оживает.
Слайд 171-ая группа
А ваше задание - самое сложное. Корреспондент написал лишь
одно предложение. Вы должны написать мини-сочинение по данному началу (обратиться
к картине), распространяя предложения второстепенными членами. Я осторожно шагнула на лесную тропинку…
Слайд 19 А хотите послушать, что получилось у меня?
Я шагнула на
усыпанную листьями тропинку и замерла от восхищения. Меня обступали разноцветные
деревья, словно раскрашенные волшебницей-осенью. Вот золотоволосая красавица берёзка, изящная, стройная в своём чёрно- белом сарафане. Над ней шелестит своими ветвями дуб, как будто защищая берёзку от ветра. Ярко-зелёная ель раскинула мягкие пушистые лапы – под ними так и хочется спрятаться. Осенний лес удивительно прекрасен.
Слайд 20Молодцы, вы хорошо справились со своими заданиями. А теперь давайте
сделаем вывод:
Вывод: Второстепенные члены не только распространяют главные и второстепенные члены
предложения. Они поясняют предмет, уточняют, какой он, расширяют, делают информацию более понятной. Одним словом, делают нашу речь красивой, разнообразной и богатой.
Слайд 21Домашнее задание
стр. 138-139-выучить.
Упр. 372,375,373 на выбор. Индивидуально упр.371