Слайд 1 Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная
школа №7
г. Богородска Нижегородской области
Выполнение задания части 3(С) ЕГЭ
Урок русского языка, 10 класс
Автор: Дьяконова Е.В.,
учитель русского языка и литературы
Слайд 2Вступление
Проблемный вопрос
Общие сведения об обсуждаемой проблеме
Ссылка на авторитетное мнение по
вопросу, близкому к обсуждаемой проблеме
Обращение к читателю с целью вызвать
в его памяти определенные жизненные ситуации, связанные с проблемой текста
Создание определенного эмоционального настроя
Описание чувств, мыслей, впечатлений, которые возникли после чтения текста
Цитата из исходного текста( или другого источника), связанные с рассматриваемой проблемой
Обращение к фактам биографии автора, его взглядам, убеждениям
Слайд 3Способы формулировки проблемы
1. Проблема какая:
Автор размышляет над проблемой…
В тексте поднимается
проблема…
Автор заставляет задуматься над проблемой…
2. Формулировка в виде вопроса:
А)Сформулируйте основную
мысль автора в виде законченного предложения;
Б) Подумайте, на какой вопрос отвечает это предложение.
В) Запишите этот вопрос, который и является формулировкой проблемы
Слайд 4Текстуальный комментарий
Текстуальный
(объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы)
Как, на
каком материале автор раскрывает проблему
На чем заостряет внимание? Почему?
Какие имена(факты,
события) упоминает автор? Для чего?
Какие эмоции автора выражены в тексте? Как выражено отношение автора к изображаемому? В чем это проявляется?
Слайд 5Авторская позиция может быть выражена
Четко, прямо, непосредственно:
В названии текста
В отдельных
предложениях текста
Через ряд аргументов
Через модальный план текста:
Риторические вопросы;
Риторические восклицания;
Порядок слов;
Лексические
повторы;
Оценочную лексику;
Модальные слова и частицы;
Ряд вводных слов, словосочетаний, предложений
Слайд 6Структура аргументации
Тезис
Аргумент 1
(иллюстрация)
Аргумент 2
(иллюстрация)
Вывод
Слайд 7Способы аргументации
Поддерживающая
Ученик приводит доводы, подтверждающие тезис автора текста
Опровергающая
Ученик подбирает два
аргумента, опровергающие истинность позиции автора, а в заключении формулирует контртезис
(мысль, противоположную авторской)
Формулируя собственную позицию по проблеме, ученик выдвигает контртезис и доказывает его истинность двумя аргументами
Слайд 8Типы аргументации в изложении собственной позиции
Читательский опыт:
Художественная литература
Историческая литература
Научно-популярная литература
Слайд 9Заключение
Обобщение основных мыслей автора
Вопросительные предложение, в том числе риторический
вопрос
Призыв, обращение к читателю
Использование цитаты
Яркий пример, обощающий суждения
использованной литературы
1. Власенков А. И. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили
речи: учеб. пособие для 10—11 кл. общеобразоват. учреждений / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. — М., 2004.
2. Горшков А. И. Русская словесность: от слова к словесности: учеб. пособие для учащихся 10—11 кл. школ, гимназий и лицеев гуманитарной направленности / А. И. Горшков. — М., 1995.
3. Единый государственный экзамен по русскому языку: эта непростая часть С...: метод. пособие для учителя. — Воронеж, 2003.
4. Единый государственный экзамен: русский язык: контрольные измерительные материалы / В. И. Капинос, Л. И. Пучкова, С. И. Львова [и др.]; под ред. Г. С. Ковалевой. — М., 2006.
5. Русский язык: Единый государственный экзамен, часть С, 2006 г. / О. В. Загоровская, О. В. Григоренко, Т. И. Канина, Е. В. Васильева. — Воронеж, 2006.
6. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи: пособие для учителя / Г. С. Меркин, Т. М. Зыбина, Н. А. Максимчук, О. С. Рябикова; под ред. Г. С. Меркина, Т. М. Зыбиной. — М., 2002.