Слайд 1ОПРЕДЕЛЯЕМ ПОЗИЦИЮ АВТОРА
Задание 25 ЕГЭ
Слайд 2
Запомните!
Проблема и позиция автора тесно связаны.
Проблема — некоторый вопрос, который
вызывает размышления автора.
Позиция автора - ответ на этот вопрос,
поставленный в тексте: то, в чём автор видит решение проблемы: итог его размышлений.
Не следует путать авторскую позицию с проблемой.
Позиция автора обозначается как тезис (законченное предложение!, а проблема формулируется как вопрос, либо сочетанием слова «проблема» с именем существительным, употреблённым в родительном падеже.
Слайд 3Для того чтобы выявить позицию автора, нужно ответить на следующие
вопросы:
1) Что хотел сказать автор своим читателям, создавая данный текст?
2)
Как сам автор оценивает описываемую в тексте жизненную ситуацию и поступки героев?
Ведь позиция автора — вывод, к которому приходит автор текста, размышляя! над поставленной проблемой.
Слайд 4Обратите внимание, формулируя позицию автора
1. Формулировка позиции
автора приводится в отдельном абзаце экзаменационного сочинения.
2.
Если во вступлении к сочинению проблема сформулирована в форме вопроса, то позиция автора должна звучать как ответ на этот вопрос.
3. Если во вступлении к сочинению проблема сформулирована сочетанием слова «проблема» с именем существительным, употреблённым в
родительном падеже, то это имя существительное должно прозвучать при обозначении авторской позиции.
4. Если трудно сформулировать позицию автора самостоятельно, можно привести цитату из текста, которая выражает авторское отношение к изображаемому.
5. При цитировании подбирайте предложения, в которых мысль автора выражена чётко и ясно, если это возможно. Помните о том, что не в любом тексте можно найти цитаты, точно выражающие мнение автора.
Слайд 5 6. Позиция автора может быть предъявлена:
а) в
начале текста и затем подтверждена какими-либо доводами и примерами;
б)
в конце текста - как вывод, ответ на проблемный вопрос, поставленный в начале текста;
в) дважды: в начале текста как тезис, требующий доказательств, и в конце - как более широкий, доказанный вывод.
7. Чаще всего позиция автора содержится в заключительной части текста: в том фрагменте, где автор подводит итог сказанному, размышляет над описанными событиями и поступками героев.
8. Обращайте внимание на оценочную лексику текста, а также лексические повторы, вводные слова, восклицательные и побудительные предложения– всё это средства выражения позиции автора.
9. Очень важно обозначить позицию именно по той проблеме, которую вы называете как основную, чтобы избежать логических ошибок: к сожалению, в экзаменационных сочинениях часто бывает так, что проблема указана одна, а позиция автора определена по другой проблеме. Формулировка позиции автора должна чётко соотноситься с заявленной проблемой.
10. Если в исходном тексте повествование идёт от первого лица, то нельзя ставить знак равенства между героем-рассказчиком и автором текста.
Позиции автора и героя- рассказчика могут не совпадать. В этом случае надо оговорить, в чём автор не согласен с героем-рассказчиком, и указать,
из чего это видно.
Слайд 6Позиция автора может выражаться
ПРЯМО (в отдельных предложениях; прямых авторских
обращениях к читателю)
КОСВЕННО (в поступках или мыслях героев;
в отношении автора к изображаемым событиям: с помощью различных художественных средств).
Слайд 7Авторская позиция в публицистическом тексте, скорее всего, будет обозначена прямо,
и ее легко можно будет обнаружить. Лучше не цитировать целиком
предложение, в котором отражена авторская позиция, а процитировать его частично или передать своими словами.
Слайд 8Для того чтобы понять позицию автора художественного текста. задайте себе
ряд вопросов и попытайтесь ответить на них:
положительные или отрицательные человеческие
качества проявляются в поступках, речи, мыслях героя?
как относятся к герою другие персонажи?
какое влияние оказывают поступки героя на поведение, психологическое состояние, судьбу других персонажей?
автор осуждает или одобряет поведение героя? в чём автор согласен со своим героем, а в чём нет?
что хотел сказать читателям автор, показывая речь, мысли, поступки своего героя?
какова композиция рассказа, помогает ли она понять позицию автора?
какие изобразительно-выразительные средства использует, как они помогают понять авторскую позицию?
Слайд 9Запомните!
В художественном тексте позиция автора не всегда может быть заявлена
прямо: она как бы «вытекает» из самого содержания текста, так
что формулировать её приходится самостоятельно.
Слайд 10Типичные ошибки, часто допускаемые при выявлении позиции автора
1) В экзаменационном сочинении отсутствует формулировка авторской позиции:
выпускник сразу после формулировки проблемы переходит к изложению своей точки зрения или к аргументации.
2) Выпускником приводится цитата, не имеющая отношения к авторской позиции.
3)Формулируется позиция автора по другой проблеме исходного текста, не за явленной в сочинении.
4) Позиция автора подменяется мнением героя-рассказчика; однако автор и рассказчик - это не одно и то же, следовательно, их позиции могут не совпадать.
Слайд 11Методические рекомендации, позволяющие избежать типичных ошибок, часто допускаемых при выявлении
позиции автора:
позицию автора следует формулировать кратко, одной-двумя фразами;
если трудно сформулировать
позицию автора самостоятельно, то можно привести цитату из текста, которая выражает авторское отношение к изображаемому!
Слайд 14 (1)Ревность – чувство естественное. (2)Его в той или иной
мере испытывают все люди. (3)И я даже не уверена, что
было бы хорошо, если бы ревность совсем исчезла: боюсь, что от этого обеднела бы любовь.
(21)Любовь даёт силы на самоотречение, отказ от эгоизма, преодоление ревности. (22)Ведь в настоящей любви каждый переступает через себя ради другого.
Слайд 15Поэтому необходимо не спешить с определением позиции автора, дочитать текст
до конца и помнить о том, что именно в конце
текста автор подводит итоги, делает выводы, расставляет все точки над и.