Слайд 1Русский язык
11 класс
Учитель : Нестерова Ольга Анатольевна
МБОУ Ульяновская СОШ
( Слайд
Слайд 3А22. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую (знаки
препинания не расставлены).
1. Врубель был необычным и очень интересным художником.
2.
В его художественном мире соединились реальное и таинственное жизнь и мифология зримое и фантастическое.
3. Он всматривается в гроздья сирени и ветки колючих елей и видит диковинные формы рогатых раковин и структуру ледяных кристаллов.
4. Подобные чудеса природы хотя и встречаются на каждом шагу но плохо замечаются обычным зрением.
Слайд 41. Врубель был художником
2. Соединились реальное и таинственное жизнь и
мифология зримое и фантастическое
3. Он всматривается и видит
4. Чудеса встречаются
и замечаются
Слайд 5Индивидуальный маршрут повторения темы «Грамматическая основа предложения»
Подлежащее - § 4
с.142 уч. под ред. Малышевой
Сказуемое - § 5 с. 143-144;
упражнения
с.149-151 с самопроверкой
Слайд 6Знаки препинания
при однородных членах предложения
Слайд 7Сочинительные союзы
1) соединительные: и, да=и, тоже, также, не только…но и,
как…так и, ни…ни;
2) разделительные: или, либо, то…то, не то…не то;
3)
противительные: а, но, да=но, однако, зато
Слайд 81. Врубель был необычным и очень интересным художником.
[
0 и 0 ] - II-4)
2. В его художественном
мире соединились реальное и таинственное, жизнь и мифология, зримое и фантастическое.
[ 0 и 0, 0 и 0, 0 и 0]- I-5)
3. Он всматривается в гроздья сирени и ветки колючих елей и видит диковинные формы рогатых раковин и структуру ледяных кристаллов.
[ 0 0 и 0 и 0 0 и 0] - II-7)
4. Подобные чудеса природы хотя и встречаются на каждом шагу, но плохо замечаются обычным зрением. [ хотя и 0, но 0 ] - I-3)
Слайд 10Портрет Брюсова
Портрет Арцыбушева
Слайд 12 (1)Неисчерпаемая сила фантазии, глубокая эмоциональность образов, страстная
взволнованность чувства определяют яркое своеобразие творчества Михаила Александровича Врубеля, замечательного
живописца, выдающегося художника. (2)На рубеже двух столетий он начал поиски новой художественной формы, показал безграничные возможности образного видения мира. (3)Его искусство - явление чрезвычайное.
(4)В самых фантастических по замыслу произведениях художника ощущается непосредственное чувство реальности, и в этом большая поэтическая сила его искусства. (5)Он страстно стремится к высокому и прекрасному, цель искусства для него в том, чтобы «будить душу от мелочей будничного величавыми образами».
(6)Вслушайтесь в эти слова : «Царевна-Лебедь». (7)Что в них слышится? (8)Глубокое очарование. (9)Очарование родной природы, гордой и нежной души сказочной девушки-птицы.
(10)Художник соединил в этом чудесном образе, удивительном в своей немеркнущей свежести, впечатление колдовства и его тайные чары, верность и твердость истинной любви, могущество и вечную силу добра, чистоту и целомудрие.
Слайд 13Правила и схемы:
I. Разделяются запятыми однородные члены:
1)Не соединенные союзами; [
, ,
]
2)Соединённые противительными союзами а, но, да (= но), зато, однако, хотя (с уступительным значением) : [ , а ]
3)Соединённые двойными (сопоставительными) союзами как...так и; не только...но и; не столько...сколько; хотя и...но; если не...то и др. Запятая ставится только перед второй частью союза;
[ как , так и ].
[ не только , но и ].
[ не столько , сколько ]
Слайд 144) Соединенные повторяющимися союзами и...и, да...да, ни...ни, или...или, то...то, не то...не то, и др., если
однородных членов больше двух и союз повторяется перед каждым из
них или перед частью;
[ , и , и ].
[ и , , и , и ]. или или или
[ , и , и , , ].
5) Если союз и соединяет однородные члены попарно, то запятая ставится только между парными группами.
[ и , и ]
Слайд 15II. Не разделяются запятой однородные члены:
1) Глаголы в одинаковой форме, указывающие
на движение и его цель или образующие единое смысловое целое. Такие
сочетания не являются однородными членами (сядь отдохни, сядь посиди, пойду посмотрю, жду не дождусь и т.п.);
2)Устойчивые выражения:
о том о сём; за всё про всё; то сё; про то про сё и т.п.;
3)Фразеологизмы:
ни свет ни заря, ни рыба ни мясо, ни два ни полтора, ни пуха ни пера и т.п.;
4)Однородные члены, соединённые одиночными соединительными и разделительными союзами;
[ и ]. ⇐ можно использовать союзы "и" "или" "либо".
Отличайте от соединительных союзов присоединительные и, да, да и - перед ними запятая ставится!
Слайд 165) Два однородных члена с повторяющимся союзом и, если образуется
тесное смысловое единство;
[ и , и
]
6)Однородные члены соединённые союзами ли...или, которые не являются повторяющимися.
5) Два однородных члена с повторяющимся союзом и, если образуется тесное смысловое единство;
[ и , и ].
6)Однородные члены соединённые союзами ли...или, которые не являются повторяющимися. Запятая перед или не ставится;
[ ли...или ]?
7)Разные ряды однородных членов;
[ и и ].
[ и и и ].
[ и или(либо) и ].
Запомните! Каждый ряд однородных членов необходимо рассматривать отдельно.
Слайд 17III. Разделяются тире(-)
1)Однородные сказуемые, если они соединены неповторяющимися союзами и, да(=и) и
второе сказуемое обозначает противопоставление, указывает на быструю смену событий, следствие;
[
, и ].
2) При пропуске союзов а, но [ ].
IV. Обобщающие слова при однородных членах
1) [ : , и , и ].
[ , а именно: , , ]. ⇐ можно "как-то" "например"
2) [ , , ]
, словом,
]
3) [ : , , ... ].
4) [ : , , ].
(В деловой и научной речи↑)
Слайд 20
1в.
1) [ 0 и 0 0 и 0 ]
2) [и 0, и 0, и 0 0 и
0]
3) [0, 0 0, 0 0 и 0]
4) [ как 0, так и 0 ]
2в
[ 0 и 0 0 и 0 ]
[ 0 и 0, 0 и 0, 0 и 0]
3) [ не только 0, но и 0 ]
4) [ 0, 0, 0 0 и 0 ]
Слайд 21
3в.
[ 0 и 0 0 и 0]
[или 0, или
0, или 0 ]
3) [0 , 0 да 0]
4) [ни 0 ни 0]
4в
1) [0 и 0 0 и 0]
2) [ 0, 0 и 0 ]
3) [0, 0 0, 0 , 0]
4) [ 0 и 0 ]
Слайд 22Ключи к тестам
1 вариант
1 – 3
2 - 4
3-
2
2 вариант
1- 2
2 - 4
3 - 2
Слайд 23РЕФЛЕКСИЯ
1. Я ПОНЯЛ(А) МАТЕРИАЛ ……..
2. Я СМОГУ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЭТОТ МАТЕРИАЛ
ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЕГЭ ……..
3. Я БЫ ПОСТАВИЛ(А )
СЕБЕ ОЦЕНКУ ЗА УРОК…….
4. Я БЫ ОЦЕНИЛ(А) УРОК НА ОЦЕНКУ ……..
Слайд 24Домашнее задание
Учебник под ред. Малышевой
теория с 151-154, письменно упр.99, сверить
с ответами, с156-158 – задания в формате ЕГЭ прорешать и
сверить с ответами, вопросы.
По пособию под ред. Сениной проанализировать на примере с 1 по 10 вариант задания А5, А19, А25, В6 и В8 и подумать, как они связаны с темой «Однородные члены предложения».