Слайд 1"Знаки препинания служат
нотами при чтении."
А.П. Чехов
Слайд 2Вэтуминутупослышалсялегкийшумииззашкапаявиласьпалашабледнаяитрепещущаяахпетрандреевичсказалаонавсплеснуврукамикакойденеккакиестрасти
(Отрывок из повести А.С. Пушкина
«Капитанская дочка»).
Слайд 3 В эту минуту послышался легкий шум, и из-за шкапа
явилась Палаша бледная и трепещущая. «Ах, Петр Андреевич! – сказала
она, всплеснув руками. – Какой денек, какие страсти!»
Слайд 4Четвертое мая
Классная работа
Знаки препинания в предложениях
с прямой речью
Слайд 5
(Прямая речь –
это воспроизводимая дословно чужая речь, вводимая в текст словами автора;
может состоять из одного или нескольких предложений.
С синтаксической точки зрения прямая речь связывается со словами автора только по смыслу и интонационно).
Вспомните, что называется
прямой речью,
как она оформляется на письме.
Слайд 6
Место прямой речи по отношению к авторским словам.
(Запись на
доске и в тетради).
Вспомните!
«П», – а.
«П, – а, – п».
А: «П!» «П!» – а. «П, – а. – П».
А: «П?» «П?» – а. «П? – а.– П».
А: «П…» «П…» – а. «П! – а.– П».
«П … – а. – П».
после перед слова
слов автора словами автора автора внутри
прямой речи
Слайд 8Прочитайте выразительно, интонационно выделяя прямую речь.
1) (Не) пишешь ли ты
стихов вдруг спросил Петр Иванович 2) Как это странно думает
Верочка ведь я сама все это передумала, перечувствовала, что он говорит и о бедных, и о женщинах. 3)Огл..дев внимательно нов..чка с ног до головы, он буркнул Фамилия? 4) Ну сказал я с радостью близко ночлег. 5) А ты меня Вася (не) пугай... равнодушно попросила она. 6) Уже вечер спросила она с (не)доумением. Правда, темно. Но ведь весь день было темно, как ночью. Который час 7) Говорит им князь тогда Добрый путь вам господа. 8) Делайте, что хотите отвечал им сухо Дубровский я уже здесь (не) хозяин. 9) (Не)даром на нем эта кольчуга подумал я уж он, верно, что(нибудь) замышляет. 10) (За)чем вы повязаны платком спросил я Владимира. 11) Однажды пр..ходил ко мне этот Шурка сказал директор Понравился мне паренек: умный, самостоятельный.
Слайд 94. Выписать предложения, соответствующие
данным схемам.
«П, – а, – п».
А: «П».
«П? » – а.
«П, – а. – П».
А:«П?».
(Проверка выполненного задания).
«Гоп, гоп, эгей!
– крикнул им ласково Макар и, похлопав ладонью шею своего любимого вороного коня, сказал, обращаясь ко мне: –
Спать пора!»
Слайд 11
«Я знаю, что вы завтра уезжаете, поэтому и пришел,-
сказал Князев
и добавил: – Вы уж извините, что так
нескладно вышло…»
«П, – а : – П …»
Авторские слова содержат два разных глагола,
относящихся к разным частям прямой речи, после
авторских слов ставится двоеточие и тире, вторая
часть прямой речи начинается с прописной буквы.
Слайд 12Кайгородов сказал: «Да ну, чего тут!…» – и посмотрел на
жену.
А: «П!..» – а.
На мой вопрос: «Когда придет
поезд?»– никто не ответил.
А: «П?» – а.
Когда он говорил: «Извините, я посвящаю вас в тайны этого письма», она внимательно смотрела на него.
А: «П», а.
Слайд 13Прямая речь разрывает авторские слова, перед ней ставится двоеточие, после
нее запятая (по условиям контекста) или тире, если на месте
разрыва не должно быть знака.
А: «П!..» – а.
А: «П», а.
Слайд 14Сказав «До свидания», она вышла из комнаты.
Сказав, она вышла из
комнаты.
А:«П», а .
Она сказала: «До свидания» – и вышла из комнаты.
– Она сказала и вышла из комнаты.
А:«П» – а.
Он сказал: «Извините …» и закрыл дверь.
– Он сказал и закрыл дверь.
А : «П …» а.
Слайд 15 В прямую речь включается тот знак (он ставится до
закрывающих кавычек), который должен был стоять в конце ее, кроме
точки;
после кавычек ставится знак, отделяющий авторские слова от прямой речи:
тире, если на месте разрыва не должно быть знаков,
или запятая, если она имеется в авторских словах (проверить можно, опустив прямую речь).
А: «П», а.
А: «П?»
«П», – а. «П!»
– а. «П?» – а.
Слова автора разрывают предложение прямой речи
«П, – а, – п».
СДЕЛАЕМ ВЫВОДЫ
СДЕЛАЕМ ВЫВОДЫ
Слайд 17Слова автора на границе предложений
«П, – а. – П».
«П! –
а. – П».
«П? – а. – П».
Слайд 18В словах автора – два глагола
со значением речи, мысли.
«П,
– а: – П».
Слайд 20
Расставьте пропущенные
знаки препинания, заменяя, где нужно, строчные буквы прописными.
1.
Эта княжна Мери прехорошенькая сказал я ему. У неё такие
бархатные глаза именно бархатные.
2.Заметьте любезный доктор сказал я что без дураков было бы на свете очень скучно!.. 3. Хорошо начинайте сказал я продолжая рассматривать потолок и внутренно улыбаясь. 4. Я уверен продолжал я что княжна в тебя уже влюблена.
1
Слайд 215. Вы молчите продолжала она Вы может быть хотите чтоб
я первая вам сказала что я вас люблю... 6. Княжна
сказал я вы знаете что я над вами смеялся!.. 7. Да я уже здесь служил при Алексее Петровиче отвечал он приосанившись. Когда он приехал на Линию я был подпоручиком прибавил он и при нём получил два чина за дела против горцев.
(По М.Ю. Лермонтову.)
Слайд 22ПРАВИЛЬНО!
1. «Эта княжна Мери прехорошенькая, – сказал я ему.
– У неё такие бархатные глаза, именно бархатные».
2. «Заметьте,
любезный доктор, – сказал я, – что без дураков было бы на свете очень скучно!..»
3. «Хорошо, начинайте», – сказал я, продолжая рассматривать потолок и внутренно улыбаясь.
4. «Я уверен, – продолжал я, – что княжна в тебя уже влюблена».
1
Слайд 235. «Вы молчите? – продолжала она. – Вы, может быть,
хотите, чтоб я первая вам сказала, что я вас люблю...»
6. «Княжна, – сказал я, – вы знаете, что я над вами смеялся!..»
7. «Да, я уже здесь служил при Алексее Петровиче, – отвечал он приосанившись. – Когда он приехал на Линию, я был подпоручиком, – прибавил он, – и при нём получил два чина за дела против горцев».
Слайд 24Отметьте неверные схемы предложений
1.
«П»,: а. 5. «П, – а. – П».
2. А: – «П». 6. «П, – а: – п».
3. «П», – а. 7. А: – «П,» – А.
4. «П,– а, – п».
ОТВЕТЫ: 1 2 6 7
2
Слайд 253
1. Белинский писал – "В "Онегине" все части органически сочленены...
2.
"Двенадцать миллионов людей вне закона! ..Ужас!.." – писал в своем
дневнике Герцен, имея в виду крепостных крестьян тогдашней России.
3. "Первоэлементом литературы – указывал Горький – является язык, основное орудие ее и – вместе с фактами, явлениями жизни – материал литературы".
4. Приближение грозы художественно описывается так: "Между далью и правым горизонтом мелькнула молния, и так ярко, что осветила часть степи и место, где ясное небо граничило с чернотой... ".
Отметьте предложения,
в которых знаки препинания расставлены неверно.
ОТВЕТЫ: 1 3
Слайд 26Отметьте предложения, в которых
знаки препинания расставлены, верно.
1. Упав
в крапиву, он задергал руками и ногами и закричал –"Мама!
Мама!"
2. – Я хотел бы купить крестьян .., сказал Чичиков, запнулся и не кончил речи.
3. Мы бы хотели, – продолжал незнакомец, – С вашего позволенья здесь остаться ночевать".
4. Отец Василий поднял брови и курил, пуская дым из носа, потом сказал: "Да, так вот как..."
5. «Вот он, край света! – воскликнул Мохов. – Здорово! Никогда еще так далеко не ездил!»
4
ОТВЕТЫ: 4 5
Слайд 281. Чего ты хочешь от меня
Нахмурясь, голова вскричала. (А. Пушкин)
«П!» - а.
2. По-настоящему начала старуха, показывая мне
маленькую записку я должна была дать вам это
только в случае, если бы вы зашли ко мне сами (И. Тургенев)
«П, - а, - п».
Но втайне думает она Вдали от милого, в неволе
Зачем мне жить на свете боле (А. Пушкин)
А: «П?»
4. Ты вразумил меня, герой,
со вздохом голова сказала. (А. Пушкин)
«П,» - а.
На мой вопрос Когда придет поезд никто не ответил.
А: «П?» – а.
6. Вы хотите знать произнес я твердым голосом
нравится ли мне ваша сестра (И. Тургенев)
«П, - а, - п?»
Слайд 29"Знаки препинания служат
нотами при чтении."
А.П. Чехов
Слайд 30Выписать из
любого
литературного
произведения
6 предложений
на тему«Предло
жения с прямой речью»,
нарисовать
схемы к ним
Домашнее задание !!!
Слайд 31Выполнить упраж-
нение 393
Домашнее задание !!!
Слайд 32Сегодня на уроке:
-
мне больше всего понравилось…
- мне было интересно…
я понял, что…
Своей работой
на уроке:
- я доволен, потому что…
- не совсем доволен, потому что…
Слайд 33Четвертое мая
Классная работа
Знаки препинания в предложениях
с прямой речью