Слайд 1Творчество Ахмата Лутфуллина
Учитель истории и культуры Башкортостана Н.И.Ульябаев
Слайд 2Родился 4 февраля 1928 года в селе Аскарово Абзелиловский район, Башкортостан в семье лесоплавильщика.
В деревнях Аскарово и Абзаково прошло его детство и юность. Позднее, мальчишкой,
он пешком ушел в Магнитогорск и поступил учиться в ремесленное училище на токаря
Слайд 3После войны Лутфуллин А. Ф. учился в Ленинградском архитектурно-художественном училище (1945—48),
Уфимском театрально-художественном училище (1949—1951), Государственном художественном институте Литовской СССР (Вильнюс,
1951—1954). Член Союза художников с 1960 г. Заслуженный художник РСФСР (1978). Заслуженный художник БАССР (1966). Действительный член РАХ (1997).
Слайд 4Автопортрет, 1959г.
В самом начале творческого пути Лутфуллин написал одно из
лучших своих произведений- "Автопортрет"- пример психологического самоанализа, выполненного средствами живописи,
произведение, выражающее жизненное и творческое кредо мастера подобно тому, как это делали давние его предшественники. Портрет положил начало целой серии изображений представителей творческой и научной интеллигенции.
Слайд 6Лутфуллин А. “Проводы на фронт", 1978
Слайд 8 Автопортрет. 1972 год. Холст. Масло
Слайд 9В деревне Равилово Абзелиловского района открылась мечеть. В доме, в
котором 10 лет жил народный художник СССР Ахмат Лутфуллин со
своей супругой.
В свое время этот дом живописцу подарили земляки. "В последнее время он болел, мысль была что же делать с этим домом, было решение не отдавать и не продавать, а делать мечеть, в память отцу, матери и деду", - говорит Луиза Лутфуллина, супруга художника.
Имя Ахмата Лутфуллина стоит в одном ряду с именами известнейших художников России. На открытие мечети приехали Из Башкирии его друзья. Молельный дом жители Равилово назвали в честь земляка "Мечеть Ахмата".
Слайд 10Девушка с мандолиной. 1978, х.м.
Слайд 11Философско-эпическое произведение «Три женщины» (1969г.) стало финальным итогом длительных поисков
Лутфуллина
Слайд 12В этом произведении осуществились длительные пластические поиски, адекватно передающие национальную
концепцию искусства художника в выражении нравственных идеалов эпохи. Точно вписываясь
в каноны «сурового стиля», тем не менее, пластика произведения отображает ту «многослойность», которую напитали личностные переживания художника. Проблематика развития живописного стиля определяет рассмотрение творчества художника этого периода с точки зрения образно-пластического анализа значимых для данного процесса произведений. Наиболее обширной и динамичной с точки зрения использования живописного опыта предшествующих художников является часть произведений, в основном портретов, где Лутфуллина интересовали чисто пластические задачи. Так, «живописно-пластический» интерес проявился у художника при написании многочисленных портретных образов, которым свойственны реалистическое видение, выявление психологических характеристик, эмоциональность, стилевое разнообразие. И, конечно, осмысление пластических законов различных живописных традиций сопровождалось выявлением народной и национальной сущности персонажей, их положительных качеств, имеющих духовное начало.
Слайд 13Высокую оценку картине «Три женщины» дал национальный башкирский поэт Мустай
Карим: «Если перевести язык цвета и красок её на язык
словесный, литературный, можно сказать, что в этих женщинах олицетворена сама Башкирия. Глядя на их лица, можно понять и прочувствовать историю, духовную силу и стойкость родного народа. А как много говорят их руки!». Полотно «Три женщины» и с позиции сегодняшнего дня выглядит цельным в образно-пластическом выражении, классическим с точки зрения традиций отечественого искусства произведением, в котором проявился лутфуллинский «парсунный» стиль.
«Парсунность» изображения определила сакральные взаимоотношения персонажей и предметной среды, вводя в особую атмосферу национального своеобразия. Обладая воздействием на эмоциональном уровне, живописный стиль ординарный жанровый сюжет чаепития возвел в былинную притчу о народе. Соединяя жанр, портрет, пейзаж в реалистическую картину, Лутфуллин, тем не менее, сумел вывести, опять-таки с помощью пластических средств, пространство картинного образа на символический уровень.
Слайд 14Таким образом, в творчестве Лутфуллина в 1960-70-е годы сформировалась цельная
концептуальная линия, направленная на приобретение собственного «большого живописного стиля», способного
адекватно воплотить в живописи ее национальное своеобразие. Именно начиная с его творчества, башкирское искусство осознало себя как локальная региональная школа. Первым среди башкирских художников связав «крестьянские сюжеты» с размышлениями о жизни народа, Лутфуллин воплотил в своих тематических полотнах цельную философскую линию утверждения вечности народного духа, непреходящей, незыблемой значимости народной жизни, обычаев, традиций, что было сопряжено с введением в башкирскую живопись новых ценностей, связанных с переработкой художественных приемов народного искусства.
Глубоко духовная, переплавляющаяся в изображение народной религиозности, направленность искусства Лутфуллина, сопряженная с поиском национальной пластической формы приближает его к «национально-романтической» идее творчества великого русского художника М. В. Нестерова, продолжает традиции отечественного национального изобразительного искусства.
Слайд 15Автор книги - Любовь Попова. Издание подготовлено к 80-летнему юбилею
народного художника СССР, академика Российской академии художеств, Почетного члена Российской
академии наук, лауреата Республиканской премии имени Салавата Юлаева Ахмата Фаткулловича Лутфуллина.
Ахмат Лутфуллин – художник, вписавший яркие страницы не только в историю башкирского, но и всего российского искусства второй половины ХХ века.
Более сорока лет его работы входят в экспозиции крупнейших российских и международных выставок, воспроизводятся в многочисленных репродукциях, достоинства их отмечаются в книжных изданиях, журнальных и газетных публикациях. Он представлен в лучших музейных собраниях.
В 1999 году Американский биографический институт включил имя художника в издание Справочника выдающихся людей мира, упоминание о нем есть в энциклопедии «Лучшие люди России» за 2003 год.
Его картина «Прощание» приобретена Государственным Русским музеем, «Проводы на фронт» - Третьяковской галереей.
Сила этого художника – в убежденности о необходимости искусства национального, в органической связи с народной жизнью, бытом, башкирским характером.
Слайд 16Республиканская премия имени Салавата Юлаева (1982)
Почетный дипломом Академии художеств СССР
(1971).
Почетная грамота Верховного Совета и Совета Министров РСФСР, 1970. Почетная
грамота Верховного Совета и Совета Министров РСФСР, 1977. Диплом Академии художеств СССР, 1971. Диплом Совета Министров РСФСР за творческие успехи, 1970. Диплом Совета Министров РСФСР за творческие успехи, 1967. Диплом Совета Министров РСФСР за творческие успехи, 1977.
В 2008 году по решению правительства РБ имя Лутфуллина было присвоено школе села Абзаково[4].
12 августа 2011 года открылась памятная доска Лутфуллину в его родном селе Абзаково[4].
В 2010 году в Уфе появилась улица Ахмата Лутфуллина.
В Уфе планируется поставить памятник Лутфуллину[5].
В доме, где жил художник до последних дней (Уфа, улица Аксакова) установлена мемориальная доска
Слайд 17Ссылки на сайты.
http://uliana192.wix.com/lutfullin#!portraits/ckiy - основное.
http://library.kiwix.org/wikipedia_ru_all/A/html/Л/у/т/ф/Лутфуллин%2C_Ахмат_Фаткуллович.html
http://hallart.ru/19/view/142
http://artageless.com/bashkir-exhibition-outstanding-masters-painting-artist-akhmad-lutfullina
http://100sovietpainters.ru/index.php?id=89
http://www.beladmin.ru/ru/news/31860/
http://vm.sch159ufa.ru/rus/avtory/13-avtoryru/15-lutfullin-a.html
http://artillion-gallery.ru/artists/lutfullin-akhmat/