Слайд 2Жестокое обращение с детьми –
это умышленное
или неосторожное обращение или действия со стороны взрослых, которые привели
к травмам, нарушению в развитии, смерти ребенка, либо угрожают его правам и благополучию (отдельной новой формой жестокости называют торговлю детьми).
Насилие над ребенком –
это физическое, психологическое, социальное воздействие на ребенка со стороны другого человека (ребенка или взрослого), семьи, группы или государства, вынуждающее его прерывать значимую деятельность и исполнять другую, противоречащую ей, либо угрожающее его физическому или психологическому здоровью и целостности.
Слайд 3Насилие классифицируется по нескольким параметрам:
явное или скрытое (косвенное) – в
зависимости от стратегии поведения обидчика;
происходящее в настоящем или случившееся в
прошлом;
единичное или множественное, длящееся долгие годы;
по месту происшествия и окружения насилие бывает: дома – со стороны родственников, в школе – со стороны педагогов или детей, на улице – со стороны детей или незнакомых взрослых.
Слайд 4К наиболее типичным причинам насилия над детьми причисляют:
отсутствие в общественном
сознании четкой оценки физических наказаний;
многовековые традиции патриархального воспитания;
пропагандируемый в современном
обществе культ жестокости;
низкий уровень общей и правовой культуры населения;
несовершенство законодательной базы;
вытекающее из невежества бессилие родителей, которые не могут добиться позитивных результатов иными средствами, кроме жестокости.
Слайд 5
Насилие по отношению к ребенку может исходить от следующих категорий
людей:
родителей или иных законных представителей;
близких родственников;
сверстников или старших детей знакомых
и незнакомых ребенку;
педагогических работников образовательных, воспитательных либо лечебных учреждений;
посторонних, наделенных властными полномочиями;
иных посторонних – знакомых и незнакомых взрослых.
Слайд 6Опасные места:
1 место: улица и двор
(более
четверти опрошенных испытывают и вербальное и физическое насилие).
2 место:
общественные места и транспорт
(в основном, вербальное насилие в виде оскорблений, брани и угроз)
3 место: школа
(ребята чаще всего встречаются с непристойными шутками и репликами в свой адрес).
Последнее место: квартира (собственная или чужая).
Слайд 7
Основные формы насилия
в отношении детей:
психологическое
пренебрежение основными потребностями ребенка
физическое
сексуальное
доведение до
самоубийства (относительно новый вид, поскольку статистика отмечает неуклонный рост самоубийств
среди детей школьного возраста)
Слайд 8Психологическое (эмоциональное) насилие –
это однократное или хроническое
воздействие на ребенка враждебное или безразличное отношение к нему, приводящее
к снижению самооценки, утрате веры в себя, формированию патологических черт характера, вызывающее нарушение социализации.
Слайд 9Особенности поведения взрослых, совершающих эмоциональное насилие:
предъявляет к ребенку завышенные требования,
с которыми тот не в состоянии справиться,
не утешают ребенка,
когда тот в этом нуждается;
публично оскорбляют, бранят, унижают, осмеивают ребенка;
сравнивают с другими детьми не в его пользу, постоянно сверхкритично относятся к нему;
обвиняют ребенка во всех своих неудачах, делают из ребенка "козла отпущения" и пр.
Слайд 10Формы
психологического насилия:
отвержение
терроризирование
изоляция
игнорирование
эксплуатация / развращение
Слайд 11Поведенческие признаки психологического насилия
0-1 год: нарушение сна и аппетита,
плаксивость, отсутствие реакций на окружающих либо небезопасная привязанность;
1-3 года: недостаточность
активного внимания, агрессивность, задержка речевого развития, неразборчивая привязанность к малознакомым взрослым, отсутствие навыков самообслуживания;
3-6 лет: трудности взаимоотношений со сверстниками, стремление привлечь внимание взрослых любыми средствами, несформированность социальных навыков, прилипчивость;
6-12 лет: школьная неуспеваемость, прогулы школы, отвержение сверстниками, чрезмерная привязанность к взрослому, который уделяет внимание ребенку, уходы из дома, агрессивное поведение;
подростки (неспецифические признаки): депрессия, низкая самооценка, суицидальное поведение, психосоматические заболевания (аллергия, заболевания кожи, боли в брюшной полости и пр.).
Слайд 12Вред эмоционального насилия:
Психологическое насилие является наиболее частой формой жестокого обращения,
затрагивающей все сферы развития ребенка.
Особенно опасно психологическое насилие для маленьких
детей: отсутствие эмоциональной стимуляции и поддержки ребенка, враждебное поведение родителей нарушают эмоциональное и физическое функционирование ребенка, приводят к задержке физического и умственного развития.
Слайд 13Пренебрежение основными нуждами ребенка
заключается в нежелании
или неспособности родителей или лиц, их заменяющих, удовлетворять основные нужды
ребенка, необходимые для развития физических, эмоциональных и интеллектуальных способностей.