Слайд 1Деятельностные технологии обучения
Проектная деятельность на уроке технологии
Учитель технологии
МБОУ
«Ужурская СОШ №6»
Шувалова И.В.
Введение
В международном исследовании образовательных достижений учащихся Р18А, которое с 2000 по 2006 год трижды проходило примерно в тридцати странах мира, российские школьники ни разу не поднялись выше 27 места, что свидетельствует об очень низком уровне их компетентности. Это, однако, не значит, что они мало знают или что их плохо учат. Знаний у них достаточно, и учат их по-прежнему в большинстве случаев хорошо. Но учат совсем не тому, что необходимо современному человеку.
Умение успешно адаптироваться к постоянно меняющемуся миру является основой социальной успешности - вот чему должна учить школа.
Слайд 3
В этой связи вполне понятен интерес,
который проявляет сегодняшняя педагогика к деятельностным технологиям обучения.
Эта деятельность рассматривается как целенаправленную активность человека во взаимодействии с окружающим миром. Известно, что человек лучше всего усваивает те знания, которые использовал в своих практических действиях, применил к решению каких-то реальных задач.
Характерной особенностью деятельностного подхода является субъектная позиция ученика. Под субъектной позицией понимается система отношений человека к миру, другим людям, самому себе, позволяющая ему сознательно, ответственно и свободно строить свою жизнь, совершать поступки и жизненные выборы.
Слайд 4
Проект как метод обучения
Разработанный еще
в первой половине XX века метод проектов вновь становится актуальным
в современном информационном обществе. Однако внедрение проектной деятельности в школьную практику временами наталкивается на определенные трудности.
Для ученика проект - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала.
Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат.
Слайд 5Структура проекта
- Прежде всего это наличие проблемы, которую предстоит решить
в ходе работы над проектом. Причем проблема должна иметь личностно
значимый для автора характер, мотивировать его на поиски решения.
- Проект обязательно должен иметь ясную, реально достижимую цель. В самом общем смысле целью всегда и является решение исходной проблемы.
Воплощением проблемы является проектный продукт, который
создается автором в ходе его работы и также становится средством решения проблемы проекта.
Проектный продукт должен обладать определенными потребительскими свойствами, т.е. удовлетворять потребности любого человека, столкнувшегося с проблемой, на решение которой и был направлен данный проект.
Слайд 6Работа над проектом
1. Проблематизация является первым этапом работы над
проектом. Необходимо оценить имеющиеся обстоятельства и сформулировать проблему. На этом
этапе возникает первичный мотив к деятельности, так как наличие проблемы порождает ощущение дисгармонии и вызывает стремление ее преодолеть. Возникает своеобразное «присвоение» учеником проблемы, наделение се личностным смыслом.
2. Второй этап работы - целеполагание. На этом этапе проблема преобразуется в личностно значимую цель и приобретает образ ожидаемого результата, который в дальнейшем воплотится в проектном продукте.
3. Планирование - важнейший этап работы над проектом, в результате которого ясные очертания приобретает не только отдаленная цель, но и ближайшие шаги.
Слайд 7Работа над проектом
Реализация имеющегося плана - следующий этап проектного цикла.
Это период максимального колебания мотива. У некоторых ясность предстоящих шагов,
наличие четкого плана повышают мотив к деятельности, а у других возникает ощущение легкости и доступности всей работы, желание расслабиться, не напрягаться.
Самооценки и рефлексии - завершающего этапа работы. Автор должен сравнить полученный результат со своим замыслом, если есть возможность, внести исправления. Автору проекта необходимо оценить, какие изменения произошли в нем самом, чему он научился, что узнал.
!!! Проект обязательно должен иметь письменную часть - отчет о ходе работы, в котором описываются все этапы работы (начиная с определения проблемы проекта).
Слайд 8
Совместная деятельность учителя и ученика в рамках проекта
Педагогическая топкость здесь заключается в том, что ученик должен чувствовать,
что проект - это его работа, его создание, его изобретение, реализация его собственных идей и замыслов...
Ученик должен видеть, что учитель с уважением относится к его точке зрения, даже если она не совпадает с точкой зрения педагога.
Слайд 9
Возрастные и индивидуальные особенности учащихся
Метод проектов природосообразен при обучении подростков прежде всего потому, что
позволяет отладить и некоторые проблемные проявления «трудного» возраста, такие как;
- чувство взрослости, проявляющееся в потребности равноправия, уважения и самостоятельности, доверия.
- склонность к фантазированию, когда возможность осуществить собственный замысел становится мощным стимулом к действию.
- стремление определить границы своих физических и интеллектуальных возможностей.
Слайд 10
Проблема учебного мотива
Работая над проектом, можно приобрести
новые знания и опыт в интересующей сфере и сразу же
применить их на практике. В этой ситуации обучение превращается в процесс осознанного активного поиска, присвоения и применения новых знаний (что вообще характерно для деятельностных технологий обучения).
Это и есть те приращения в знаниях, умениях и навыках, ради которых организуется проектная деятельность и которые в дальнейшем будут легко переноситься учащимся на другие виды учебной и внеучебной деятельности.
Если педагог предоставляет ученику возможность проявлять максимальную самостоятельность, не отпуская тем не менее «на самотек», работа над проектом позволит подростку выстроить новые отношения и занять свое место в классной иерархии; узнать границы своих возможностей, увидеть рост своей компетентности в различных областях знаний, приобрести новый опыт; сформировать более четкие представления о будущей профессии, о своей взрослой жизни.
Слайд 11
Возраст учащихся и объём помощи учителя
Пяти- и шестиклассники
нуждаются в значительной обучающей и стимулирующей помощи педагога почти на
всех этапах работы над проектами. Особенно трудно дается им выделение проблемы, формулирование цели работы, планирование деятельности. Все это предполагает, что значительный объём работы над проектом учителю придется осуществлять вместе с ребенком, постоянно его поддерживая и вдохновляя.
Семи- и восьмиклассники вполне могут самостоятельно сформулировать проблему и цель проекта - их знаний и школьного опыта для этого достаточно.
Трудность может возникнуть у них при разработке плана, особенно детального: если основные этапы работы просматриваются ими легко, то более мелкие шаги выпадают из поля зрения. Ясно, что это непременно скажется на качестве работы. Тут потребуется помощь взрослого. Реализация плана, как правило, не вызывает трудностей.
Слайд 12
Позиция учителя в ходе проектной работы как метод воспитания
Для того чтобы максимально использовать воспитательный потенциал проектной
деятельности, учитель может быть:
руководителем проекта, который несет серьезную ответственность за ход и результат работы (5-6 кл.). Это дает пятиклассникам возможность приобрести недостающий опыт в психологически комфортных условиях;
коллегой по работе (7- 8 кл.), который в значительной степени вовлечен в процесс. Это отношения равноправных партнеров, которые увлечены общей работой и взаимно обогащаются знаниями и опытом, подпитываются энтузиазмом друг друга.
Слайд 13
Групповая проектная работа
Серьезной задачей является само
формирование проектной группы. В идеале все ее участники должны быть
активными, самостоятельными и ответственными. Кроме того, чтобы группа успешно справилась с проектом, среди ее участников должны быть:
«генератор идей» - тот, кто придумывает,
«эрудит» - тот, кто много знает,
«критик» - тот, кто сомневается, проверяет и перепроверяет.
Есть еще одно ограничение для групповых проектов - они не могут быть долгосрочными: детям трудно самостоятельно наладить и осуществлять совместную деятельность на протяжении длительного времени.
Слайд 14
Существует различная типология проектов по доминирующей деятельности учащихся:
практико-ориентированный проект, исследовательский проект, творческий проект.
Именно творческий
проект, применяемый на уроках технологии, предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов.
Именно творческий проект позволяет учащемуся проявить себя, создав произведение любого жанра. Такие проекты способны кардинальным образом изменить представление окружающих об авторе проекта, поднять его статус в классе, снизить тревожность, повысить самооценку, не говоря уже о непосредственном развитии творческих способностей ребенка.
Творческий проект на уроке технологии
Слайд 15
Критерии оценивания проекта
Между тем оценивание результатов обучения является
одной из важнейших сторон учебного процесса. Именно оцениванию принадлежит ключевая
роль в управлении этим процессом.
А если оцениваемая работа - творческая, исследовательская, поисковая. Работа, в которой автор имеет свой нестандартный взгляд на личностно значимую для него проблему, работа, подчиняющаяся собственной внутренней логике, такая как, например, проект?
Критерии оценивания показывают ребенку эталон работы, а значит, способствуют формированию адекватной самооценки, что является важнейшим социальным навыком.
Слайд 16
Ещё раз о деятельностном подходе…
Сегодня школа
должна научить: увидеть проблему, поставить цель, разработать план, реализовать его,
проанализировать свою работу, сделать выводы и т.д.
Правильно организованная проектная деятельность дает ребенку возможность работать над действительно интересной ему темой и делать это в увлекательной форме. В ходе проекта его автор обязательно создает проектный продукт - материальное воплощение найденного им способа решения исходной проблемы.
Как деятельностный метод обучения, проект позволяет учителю развивать у детей те знания и умения, формировать компетенции (знания, соединенные с опытом практического их применения), которых, как показывают результаты международного тестирования, как раз и не хватает нашим школьникам.
Слайд 17Источники информации:
М.А. Ступницкая «Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной
деятельности» , М.А. Ступницкая «Новые педагогические технологии: организация и содержание
проектной деятельности» , edu.1september.ru
Макет презентации Бондаренко Т. Н. , МОУ «НШ-ДС» г.Железноводска, ЗДВР, Макет презентации Бондаренко Т. Н. , МОУ «НШ-ДС» г.Железноводска, ЗДВР, http://pedsovet.su/
http://natalya-121258.ya.ru/replies.xml?item_no=1607
http://www.solnushki.ru/creative/clip0046
http://art8you.net/clipart/books