Слайд 1БПОУ Русско-Полянский аграрный техникум
Презентация к уроку
по теме: 1.2 «Двигатели
внутреннего сгорания»
По предмету Эксплуатация и техническое обслуживание тракторов
1 курс, специальность
– Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства
Разработала – преподаватель спецдисциплин
Горячева Людмила Борисовна
Русская-Поляна - 2015
Слайд 2ДВИГАТЕЛИ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ
Двигатели внутреннего сгорания – это тепловые двигатели, в
которых химическая энергия топлива, сгорающего внутри рабочей полости двигателя, преобразуется
в механическую работу.
Двигатели внутреннего сгорания делятся на две группы: дизели-двигатели с воспламенением от сжатия, работающие на дизельном топливе, и карбюраторные двигатели с принудительным зажиганием, работающие на бензине, а для их запуска – карбюраторные двигатели.
Дизельный двигатель внутреннего сгорания состоит из основных узлов: блока-картера, шатунно-кривошипного механизма, механизма газораспределения, системы питания, топливной аппаратуры и регулятора, системы смазки, системы охлаждения, пускового устройства.
Слайд 3Классификация ДВС
ДВС разделяется на две основные группы: дизельные двигатели и
карбюраторные двигатели.
Дизельные двигатели (дизели) используют как основные энергетические установки для
создания тягового усилия базовой машины, перемещения её, гидравлического привода навесных и прицепных орудий, а также вспомогательных целей (управления тормозами, рулевым управлением, электроосвещения).
Карбюраторные двигатели на тракторах применяют для запуска основного двигателя.
К отличительным особенностям дизельных двигателей относятся простота конструкции и надёжность в работе, экономичность, лёгкость запуска и управления, надёжность пуска в летнее время и в условиях холодного климата, устойчивость работы. Дизельные двигатели обеспечивают по сравнению с карбюраторными больший КПД от 25 до 32%, меньший расход топлива от 25 до 30%, невысокую стоимость эксплуатации за счет более низкой цены тяжелого топлива, проще по конструкции из-за отсутствия системы зажигания
Двигатели внутреннего сгорания, устанавливаемые на тракторах, называют автотракторными.
Слайд 4Классификация ДВС
По назначению
Основные двигатели работают постоянно во время выполнения рабочих циклов,
передвижения тракторов с объекта на объект, выполнения вспомогательных операций.
Пусковые двигатели
включают только в момент запуска основного двигателя.
По типу и способу воспламенения горючих смесей
Дизельные двигатели работают на воспламенении топлива в воздушной среде. Горючая смесь воспламеняется за счет повышения температуры воздуха при сжатии в цилиндрах и распыления топлива форсунками.
Карбюраторные двигатели работают на горючей смеси, которую приготавливают в карбюраторе и воспламеняют ее в цилиндрах электрической искрой.
По роду сжигаемого топлива
различают двигатели внутреннего сгорания, работающие на тяжелом жидком топливе (например, дизельном, керосине) и работающие на легком топливе (бензине с различными октановыми числами) и газообразном (пропан бутановом).
По способу образования горючей смеси
С внутренним смесеобразованием осуществляется в дизелях, воздух всасывается отдельно и насыщается распыленным дизельным топливом внутри цилиндров перед воспламенением.
С внешним смесеобразованием применяют при бензиновом и газовом топливах. Всасываемый двигателем воздух смешивается с бензином или газом в карбюраторе или смесителе до попадания горючей смеси в цилиндры.
Слайд 5Рабочий цикл четырехтактного четырехцилиндрового дизеля
Слайд 6Такт впуска.
При помощи постороннего источника энергии, например электрического двигателя (электростартера),
вращают коленчатый вал дизеля и поршень его начинает двигаться от
в.м.т. к н.м.т. (рис. 1, а). Объем над поршнем увеличивается, вследствие чего давление падает до 75...90 кПа. Одновременно с началом движения поршня клапан открывает впускной канал, по которому воздух, пройдя через воздухоочиститель, поступает в цилиндр с температурой в конце впуска 30...50 °С. Когда поршень доходит до н. м. т., впускной клапан закрывает канал и подача воздуха прекращается.
Слайд 7Такт сжатие
При дальнейшем вращении коленчатого вала поршень начинает двигаться вверх
(см. рис. 1, б) и сжимать воздух. Оба канала при
этом закрыты клапанами. Давление воздуха в конце хода достигает 3,5... 4,0 МПа, а температура — 600...700 °С.
Слайд 8Такт расширение, или рабочий ход
В конце такта сжатия при положении
поршня, близком к в. м. т., в цилиндр через форсунку
(рис. 1, в) впрыскивается мелкораспыленное топливо, которое, смешиваясь с сильно нагретым воздухом и газами, частично оставшимися в цилиндре после предыдущего процесса, воспламеняется и сгорает. Давление газов в цилиндре при этом повышается до 6,0...8,0 МПа, а температура — до 1800...2000 °С. Так как при этом оба канала остаются закрытыми, расширяющиеся газы давят на поршень, а он, перемещаясь вниз, через шатун поворачивает коленчатый вал.
Слайд 9Такт выпуска
Когда поршень подходит к н. м. т., второй клапан
открывает выпускной канал и газы из цилиндра выходят в атмосферу
(см. рис. 1, г). При этом поршень под действием энергии, накопленной за рабочий ход маховиком, перемещается вверх, и внутренняя полость цилиндра очищается от отработавших газов. Давление газов в конце такта выпуска составляет 105... 120 кПа, а температура — 600...700 °С.
Слайд 10Рабочий цикл двухтактного карбюраторного двигателя
На тракторах в качестве пускового устройства
дизеля применяют карбюраторные двигатели — небольшие по размерам и мощности
двигатели внутреннего сгорания, работающие на бензине.
Устройство этих двигателей несколько отличается от устройства четырехтактных. У двухтактного двигателя отсутствуют клапаны, закрывающие каналы, по которым в цилиндр поступает свежий заряд и происходит выпуск отработавших газов. Роль клапанов выполняет поршень 7, который в нужные моменты открывает и закрывает окна, соединенные с каналами, продувочное окно 1, выпускное окно 3 и впускное окно 5. Кроме того, картер двигателя сделан герметичным и образует кривошипную камеру 6, где располагается коленчатый вал.
Слайд 11Рабочий цикл двухтактного карбюраторного двигателя
Все процессы в таких двигателях происходят
за один оборот коленчатого вала, т. е. за два такта,
поэтому они и носят название двухтактных.
Сжатие — первый такт. При движении поршня вверх он перекрывает продувочное 1 и выпускное 3 окна и сжимает ранее поступившую в цилиндр топливовоздушную смесь. Одновременно с этим в кривошипной камере 6создается разрежение, и в нее через открывшееся впускное окно 5 поступает свежий заряд топливовоздушной смеси, приготовленной в карбюраторе 4.
Рабочий ход, выпуск и впуск — второй такт. Когда поршень, идущий вверх, не доходит до в. м. т. на 25... 27° (по углу поворота коленчатого вала), в свече 2 проскакивает искра, которая воспламеняет топливо. Горение топлива продолжается до прихода поршня в в.м.т. После этого нагретые газы, расширяясь, толкают поршень вниз и тем самым совершают рабочий ход (см. рис 2, б). Топливовоздушная смесь, находящаяся в это время в кривошипной камере 6,сжимается.
В конце рабочего хода поршень вначале открывает выпускное окно 3, через которое выходят отработавшие газы, затем продувочное окно 1 (рис 2, в), через которое из кривошипной камеры в цилиндр поступает свежий заряд топливовоздушной смеси. В дальнейшем все эти процессы повторяются в такой же последовательности.
Слайд 12Достоинства двухтактного двигателя заключаются в следующем.
Так как рабочий ход
при двухтактном процессе происходит за каждый оборот коленчатого вала, мощность
двухтактного двигателя на 60...70 % превышает мощность четырехтактного двигателя, имеющего такие же размеры и частоту вращения коленчатого вала.
Устройство двигателя и его эксплуатация более простое.
Слайд 13Недостатки двухтактного двигателя
Повышенный расход топлива и масла за счет
потери топливовоздушной смеси при продувке цилиндра.
Шум при работе
Слайд 14Контрольные вопросы
1. Для чего предназначены ДВС?
ДВС предназначены для преобразования химической
энергии топлива, сгорающего внутри рабочей полости двигателя в тепловую энергию,
а затем в механическую работу.
2. Из каких основных узлов состоит ДВС?
Блока-картера, кривошипно-шатунного механизма, механизма газораспределения, системы питания, топливной аппаратуры и регулятора, системы смазки, системы охлаждения, пускового устройства.
3. Перечислите достоинства двухтактного карбюраторного двигателя.
Так как рабочий ход при двухтактном процессе происходит за каждый оборот коленчатого вала, мощность двухтактного двигателя на 60...70 % превышает мощность четырехтактного двигателя, имеющего такие же размеры и частоту вращения коленчатого вала. Устройство двигателя и его эксплуатация более простое.
4. Перечислите недостатки двухтактного карбюраторного двигателя.
Повышенный расход топлива и масла за счет потери топливовоздушной смеси при продувке цилиндра. Шум при работе.
5. Как классифицируются ДВС по числу тактов рабочего цикла?
Четырехтактные и двухтактные.
6. Как классифицируются ДВС по числу цилиндров?
Одноцилиндровые и многоцилиндровые.
Слайд 15Список используемой литературы
1. Пучин, Е.А. Техническое обслуживание и ремонт тракторов:
учебное пособие для нач. проф. образования/ Е.А. Пучин. – 3-е
изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2010 . – 208 с.
2. Родичев, В.А. Тракторы: учебное пособие для нач. проф. образования/ В.А.Родичев. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2009 . – 228 с.