Слайд 1
Тема: Типовые детали и сборочные единицы машиностроительных изделий и приборов.
Цели:
учебная: сформировать у студентов знания о типовых деталях и сборочных единицах.
развивающая: развить навыки самостоятельной работы и их последующее применение на производственной практике.
воспитательная: формирование культуры восприятия учебного материала и организации учебной деятельности в ходе урока, формирование уважения к избранной профессии.
Задачи:
- сформировать у студентов знания о деталях и сборочных единицах;
- научиться применять полученные знания на практике и в производственной деятельности.
Слайд 2План урока
1.Детали машин общего и специального назначения.
2.Детали передач, их назначение.
3. Разъемные
соединения. Неразъемные соединения.
Слайд 3
Сварные конструкции бывают очень разнообразные. Их можно классифицировать:
1. По целевому
назначению: вагонные, судовые, авиационные.
2. По толщине свариваемых элементов: тонкостенные и толстостенные.
3.
По материалам: стальные, алюминиевые, титановые.
4. По способу получения заготовок: листовые, сорто-профильные, сварно-литые, сварно-кованые, сварно-штампованные.
Сварочные конструкции — конструкции, выполненные с использование сварки.
Слайд 45.По конструктивной форме и особенностям эксплуатационных нагрузок: решетчатые конструкции балки,
оболочки, корпусные транспортные конструкции детали машин и приборов.
Слайд 5Деталь – это изделие, изготовленное из однородного материала, без применения сборочных
операций. Детали бывают простыми (гайка, шпонка) или сложными (коленвал, корпус
редуктора). Изделия, составные части которого подлежат соединению между собой сборочными операциями (свинчиванием, сваркой, пайкой) называется сборочной единицей.
Слайд 6Сборочная единица, которую можно собирать отдельно от других составных частей
изделия или изделия в целом, выполняющая операционную функцию в изделиях
одного назначения только совместно с другими составными частями, называются узлом.
Слайд 7 В устройстве самых разнообразных машин имеется много похожих по назначению
деталей и сборочных единиц
1.Крепежные изделия: винты, болты, шпильки, гайки и
др. Их применяют для соединения деталей сравнительно небольшой толщины и имеющих места для гайки и головки винта.
Слайд 8Передачи: зубчатые, червячные, с гибкой связью и др. Их применяют
для выбора оптимальной скорости движения; для регулирования, скорости движения (повышения,
понижения); для преобразования вида движения вращательного в поступательное (винт – гайка) и др.
Слайд 9 Валы, оси и их опоры. Их применяют для поддерживания вращающихся
элементов машин – шпиков, звездочек, зубчатых и червячных передач. Нагрузки,
воспринимаемые осями и валами, передаются на корпуса, рамы или станины машин через опорные устройства – подшипники.
Слайд 10Соединения: резьбовые шпилевые, шпоночные, сварные, паяльные, клеевые и др. Разъемными
называют соединения, допускающие разборку и повторную сборку без разрушения работоспособности
деталей (резьбовые, шпилевые, шпоночные). Неразъемными называют соединения, не допускающие разборку соединенных деталей без их повреждения (сварки, клепания, паяния)
Слайд 11Муфты. Их применяют для соединения валов и передачи вращательного момента
без изменения его направления; для смягчения при работе толчков и
ударов; для предохранения частей машин от воздействия перегрузок; для быстрого соединения или разъединения валов или других деталей на ходу или в неподвижном состоянии, для облегчения пуска машины.
Слайд 12Для передачи энергии при вращательном движении применяют передачи, валы и муфты.
Валы – это
детали, предназначенные для передачи крутящего момента вдоль своей оси и
для поддержания вращающихся деталей машин.
Классификация валов:
Слайд 13Классификация валов:
1.По назначению:
1) Валы передач (несущие детали передач – зубчатые
колеса, шкивы, звездочки, муфты
2) Коретные валы машин (несущие кроме детали
передач рабочие органы машины, двигателя – колеса или диска турбин, инструменты, зажимные патроны)
2. По форме геометрической оси:
1) Прямые
2) Коленчатые, их применяют при
необходимости преобразования возвратно –
поступательного движения во вращательное
или наоборот.
Слайд 14Оси – это детали, предназначенные для поддержания вращающихся деталей и не
передают крутящего момента.
Оси разделяют на вращающиеся и неподвижные , требующие встройки подшипников
во вращающейся детали.
Опорные части валов и осей называют цапфами или шейками.
Валы и оси имеют аналогичные формы и общую функцию – поддерживать вращающиеся детали.
Валы и оси вращаются в подшипниках.
Слайд 15Подшипники качения – это опоры вращающихся при касающихся деталей, использующие элементы
качения (шарики или ролики) и работающие на основе трения качения.
Классификация
подшипников качения
1. По направлению воспринимаемой нагрузки.
а) Радиальные;
б) Радиально – упорные;
в) Упорные (осевая нагрузка (осевая и небольшая радиальная нагрузка);
г) Упорно – радиальные.
Слайд 16По форме тел качения
а) Шариковые
б) Роликовые
3. По числу рядов:
а) Однорядные
б)
Двухрядные
в) Многорядные
Слайд 17Подшипники скольжения – это опоры вращающихся деталей, работающие в условиях скольжения
поверхностей цапфы по поверхности подшипника.
По направлению воспринимаемых нагрузок подшипники скольжения
бывают:
Радиальные и упорные.
Для работ подшипников скольжения необходима смазка.
По виду применяемой смазки подшипники скольжения бывают:
1) С жидкостной смазкой
2) Из самосмазывающихся материалов
3) С газообразными смазочными материалами. Подшипник скольжения состоит из корпуса вкладышей, поддерживающих вал, смазочных и защитных устройств.
Слайд 18Соединение –то узел, образованный соединительными деталями (заклепками, винтами и др.) и
прилегающими частями соединяемых деталей (фланцами), форма которых подчинена задаче соединения.
Резьбовые соединения – это соединения, собранные с помощью крепежных деталей или резьбы, выполненной на соединяемых деталях.
Слайд 19Крепежные детали – винты, болты, чайки, шпильки. Болтовое соединение (рис. 1
а), винтовое соединение (рис. 1 б) и шпилечное соединение (рис. 1 в).
Основное преимущество
резьбовых соединений: высокая несущая способность и надежность, простота сборки, разборки, замены, малая стоимость, возможность применения однотипных деталей в различных машинах и механизмах).
Слайд 20 Шпоночные соединения – соединения с помощью шпонки, устанавливаемой в позах двух
соприкасающихся деталей и препятствующей их повороту или сдвигу
Шпонки могут
быть разной формы: призматические, цилиндрические, клиновые, сегментные и др.
Преимущества: простота и надежность конструкции, низкая стоимость, удобство сборки и разборки.
Слайд 21Шлицевые соединения – соединения образуемые выступами – зубьями на валу, входящими
во впадины – шлицы соответствующей формы в ступице.
По сравнению со
шпоночными соединениями они имеют преимущества: большую нагрузочную способность (больше рабочая поверхность контакта), лучшую технологичность и точность
Шлицы бывают прямобочные , эвольвентные и треугольные.
Слайд 22Неразъемные соединения
1. Заклепочное соединение – соединение, полученное с помощью заклепки – стержня
круглого сечения с головками на концах, одну из которых делают
на заготовке заранее, другую формируют при крепки.
Соединение получают с помощью заклепок поставленных в совмещенные отверстия соединяемых элементов (рис. 5).
Преимущества этих соединений в стабильности, простоте и контролируемости качества.
Недостатки – большой расход металла, высокая стоимость. Они вытесняются сварными соединениями.
Слайд 23 Паяные соединения – соединения, обеспечиваемые силами молекулярного взаимодействия между соединяемыми деталями
и припоем. Паяные соединения бывают: впахлестину телескопические и втавр , вскос , соприкасающиеся.
Клеевые соединения – соединение
неметаллическим веществом посредством поверхностного схватывания и внутренней межмолекулярной связи в клеящем слое.
Достоинства: возможность соединять детали из разнопородных материалов, соединять тонкие листы, хорошее сопротивление усталости, герметичность, возможность получения гладкой поверхности.
Слайд 24Сварные соединения – это соединения, получаемые путем местного нагрева деталей до
расплавленного состояния, основанные на использовании сил молекулярного сцепления.
Виды соединений: нахлёсточные,
угловые, тавровые, становые.
Слайд 25Вопросы:
1.Что такое деталь?
2.Что такое узел?
3.Что такое вал?
4.Что относится к крепёжным
деталям?
5.Назовити виды передач.
4.Назначение подшипника. Виды.
5.Что называют сборочной единицей?
6.Какие вам известны
виды соединений?
7.Назовите виды сварных соединений?
Слайд 26Что на рисунке является деталью, узлом и сборочной единицей? Укажите
последовательность.
Рис.1
Рис.2