Слайд 1МКОУ «Трусовская средняя общеобразовательная школа»
Курьинского района Алтайского края
Урок технологии
во 2 классе
Изготовление натуральных
тканей
Слайд 2Задачи урока
Дать общее представление о технологическом процессе ткачества (ручном и
производственном).
Закрепление знаний и умений о разметке круглых деталей с помощью
циркуля, о разметке кольца.
Знакомство с шерстяной пряжей.
Учить анализировать предложенные задания, составлять план предстоящей практической работы.
Развивать наблюдательность, внимание, личный опыт учащихся; умение сравнивать, обобщать и делать выводы.
Развивать технологические способности и интересы.
Слайд 3Основы технологии текстильного ремесла
Люди постепенно открывали способы и приёмы обработки
натурального сырья и изготовления из него тканей. Они изобретали и
постоянно совершенствовали (улучшали) орудия труда, то есть разрабатывали технологию текстильного ремесла.
Слайд 4Шерстяные нитки
От каких животных человек получает шерсть?
Как называется шерстяная нить?
Почему?
Рассмотри рисунок и расскажи, как получали шерстяную нить.
пряжа
Слайд 5Как рубашка в поле выросла
Прослушаем рассказ К.Д. Ушинского «Как рубашка
в поле выросла»
А вы обратили внимание, что процесс изготовления
ткани состоял из отдельных операций?
Слайд 6Посев льна
Видела Таня, как отец её горстями разбрасывал по полю
маленькие блестящие зёрна, и спрашивает:
— Что ты, тятя, делаешь?
— А вот сею ленок, дочка: вырастет рубашка тебе и Васютке.
Слайд 7Прополка
Недели через две покрылась полоска зелёною шелковистою травкой, и подумала
Таня: «Хорошо, если бы у меня была такая рубашечка!» Раза
два мать и сестры Тани приходили полоску полоть и всякий раз говорили девочке: «Славная у тебя рубашечка будет!»
Слайд 9Заготовка сырья
Когда цветочки опали, то на место их показались зелёные
головки. Когда головки забурели и подсохли, мать и сестры Тани
повыдергали весь лён с корнем, навязали снопиков и поставили их на поле просохнуть.
Слайд 10Вымачивание
Когда лён просох, то стали у него головки отрезывать; а
потом потопили в речке безголовые пучки и ещё камнем сверху
навалили, чтобы не всплыл.
Печально смотрела Таня, как её рубашечку топят; а сестры тут ей опять сказали: «Славная у тебя, Таня, рубашка будет!»
Слайд 11Обработка сырья
Недели через две вынули лён из речки, просушили и
стали колотить сначала доской на гумне,
Слайд 12Обработка сырья
потом трепалом на дворе, так что от бедного льна
летела кострика во все стороны.
Слайд 13Расчёсывание
Вытрепавши, стали лён чесать железным гребнем, пока он сделался мягким
и шелковистым. «Славная у тебя рубашка будет!»— опять сказали Тане
сестры. Но Таня подумала: «Где же тут рубашка? Это похоже на волоски Васи, а не на рубашку».
Слайд 14Прядение
Настали длинные зимние вечера. Сестры Тани надели лён на гребни
и стали из него нитки прясть. «Это нитки! — думает
Таня. — А где же рубашечка?»
Слайд 15Получение ткани
Прошла зима, весна и лето, — настала осень. Отец
установил в избе кросна, натянул из них основу и начал
ткать. Забегал проворно челночок между нитками, и тут уже Таня сама увидала, как из ниток выходит холст.
Слайд 16Отбеливание
Когда холст был готов, стали его на морозе морозить, по
снегу расстилать; а весной расстилали его по траве на солнышке
и взбрызгивали водой. Сделался холст из серого белым, как кипень.
Слайд 17Шитьё
Настала опять зима. Накроила из холста мать рубашек; принялись сестры
рубашки шить и к Рождеству надели на Таню и Васю
новые, белые, как снег, рубашечки.
Слайд 18Объясните смысл пословицы
«Каков лён, такова и пряжа»
«Каков уток, таков
и холст»
(Качество сырья и его обработка определяет качество конечного
продукта — ткани.)
Слайд 19Лён и хлопчатник выращивают так же, как и раньше, но
в настоящее время прядут нити и ткут из них ткани
машины-автоматы на фабриках. За один день они вырабатывают километры нитей и тканей. В сёлах осталось очень мало женщин, умеющих прясть и ткать на домашнем станке.
Слайд 20Обобщим изученный материал
Какие технологические операции при изготовлении шерстяных нитей сохранились
в наше время без изменения, а какие — выполняются с
помощью машин и механизмов?
Как будет использоваться шерстяная пряжа? Что из неё можно изготовить?
Какие общие технологические операции можно выделить при изготовлении шерстяного изделия и льняного полотна?
Что стремился изменить человек в этих процессах? Что он придумал, чтобы получить больше тканей?
Слайд 21ИГРУШКИ ИЗ ПОМПОНОВ
Рассмотри игрушки. Из каких материалов можно изготовить детали
оформления? Каким способом их можно прикрепить к пряже помпонов?
Попробуй,
проверь на кусочке ткани свои предположения.
Слайд 23Подсказка
Конструкция глаз и ресниц