Слайд 1Каргопольская игрушка
- русский художественный промысел, распространённый в районе города
Каргополя Архангельской области.
Автор: Демидович Елена Геннадьевна – учитель Шушенской начальной
общеобразовательной школы, 2009 год
Слайд 2Каргополь находится за дремучими лесами и непроходимыми болотами, что способствовало
его превращению в заповедное место со своей уникальной культурой и
сказочной атмосферой, сложившейся много веков назад.
С лихвой каргопольская земля наделила людей талантами, а они в
меру своих сил украсили эту землю.
Слайд 3Возникновение промысла
Издавна в Торопове, Гринёве, Печникове — деревнях Панфиловской волости
Каргопольского уезда, сложился сезонный гончарный промысел на местных красных глинах.
Летом каргопольские гончары работали в поле, а с октября до весны занимались изготовлением глиняной посуды — печных горшков, кубов, кринок, мисок. Участвовала вся семья: и мужчины, и женщины, и дети.
Каргопольская посуда пользовалась большим спросом её возили в Архангельск, большой гончарный торг был в самом Каргополе.
Изготовление глиняных игрушек изначально сопутствовало гончарному ремеслу.
Слайд 4Каргопольская глиняная игрушка как художественное явление сегодня по праву занимает
одно из первых мест среди российских народных промыслов игрушки.
Большая
заслуга в этом принадлежит известным мастерам из д. Гринево:
Ивану Васильевичу Дружинину (1887 - 1949г.г.) - талантливому мастеру - классику каргопольской игрушки
и Ульяне Ивановне Бабкиной ( 1889 - 1977г.г.) - самой знаменитой мастерице.
Слайд 5Жила Ульяна Ивановна в маленькой деревеньке Гриневе недалеко от села
Печникова по Пудожскому тракту.
Вокруг простирается «каргопольская сушь» -неширокие поля,
невзрачные леса.
Избушка мастерицы была ветхой, покосившейся — одинокое старушечье житье.
Сама Ульяна Ивановна маленькая, сухонькая, с лицом, как печеное яблоко. Этакая северная бабушка-задворенка.
Но не так проста была Ульяна Ивановна, свойственны ей были и юмор, старческое лукавство, и достоинство народной умелицы.
Слайд 8"Полкан" - знак Солнца
Жило в народе представление о солнце в
виде красного юноши, оттого и в русских сказках всадник на
белом или рыжем коне символизировал день и солнце.
Бородатый Полкан с лучистым солнцем на груди яркий образ Ярилы-бога Солнца.
Слайд 9Полкан, огромный и добрый богатырь, защитник людей от сил зла.
Он наполовину бравый генерал:
грудь у него крепкая, лицо круглое
с большой окладистой бородой,
а туловище-как у коня, и на ногах копыта.
На груди Полкана-лучистое солнышко.
Слайд 10В те далёкие времена любого рослого мужика могли назвать Полканом.
Для того чтобы земля дала обильный урожай, перед посевной выбирали
в деревне "богатыря - Полкана", тормошили и "роняли" его на землю, пели обрядовые песни.
Слайд 11Человек здесь - образ большого мира, и его поведение или
действия оказывают прямое воздействие на природу, на плодородие земли.
Полкан в
каргопольской игрушке - это образ неодолимо могучего богатыря.
Очень редко лепили Полкана удалым и молодцеватым, обычно он статный "стар матёр человек".