Слайд 1Мониторинг творческих способностей.
Использование методики диагностики творческих способностей Джонсона.
Веремчук Ю.А.
учитель технологии
МБОУ СОШ №34
г.Волжского
Слайд 21. Наблюдение
Опросник креативности -это объективный, состоящий из восьми пунктов контрольный список характеристик
творческого мышления и поведения, разра-
ботанный специально для идентификации про-явлений креативности, доступных
внешнему наблюдению.
эксперт-педагог наблюдает за
социальными действиями ученика в классе во время какой-либо деятельности после объяснения
учебного материала.
Слайд 3Содержание опросника:
Примерное время тестирования 5-10 минут.
1. Чувствительность к проблеме, предпочтение сложностей. Способность ощущать тонкие, неопределенные, сложные особенности окружающего мира. Экспертная оценка способности:
постоянно проявляется.
2. Беглость. Способность выдвигать и выражать большое количество различных идей в данных условиях. Экспертная оценка способности: часто проявляется.
3. Гибкость. Способность предлагать разные виды, типы, категории идей. Экспертная оценка способности: иногда проявляется.
4. Находчивость, изобретательность. Способность предлагать дополнительные детали, идеи, версии или решения. Экспертная оценка способности: часто проявляется.
5. Воображение, способности к структурированию. Способность проявлять воображение, чувство юмора и развивать гипотетические возможности. Экспертная оценка способности: часто проявляется.
6. Оригинальность, изобретательность и продуктивность. Способность демонстрировать поведение, которое является неожиданным, оригинальным, но полезным для решения проблемы. Экспертная оценка способности: постоянно проявляется.
7. Независимость, нестандартность. Способность воздерживаться от принятия первой пришедшей в голову, типичной, общепринятой позиции, выдвигать различные идеи и выбирать лучшую. Экспертная оценка способности: иногда проявляется.
8. Уверенный стиль поведения с опорой на себя, самодостаточное поведение. Способность проявлять уверенность в своем решении, несмотря на возникшие затруднения. брать на себя ответственность за нестандартную позицию, мнение, содействующее решению проблемы. Экспертная оценка способности: часто проявляется.
Слайд 4Оценка.
Каждое утверждение опросника оценивается по шкале, содержащей пять градаций (баллов):
1-никогда
2-редко
3-иногда
4-часто
5-постоянно
Сумма баллов: Уровень креативности:
40 - 34 Очень высокий.
27-33 Высокий.
26 - 20 Нормальный, средний.
19 - 15 Низкий.
14 - 8 Очень низкий.
Слайд 5Лист ответов
Дата_________________
Школа___________Класс___________Возраст______________
Респондент (Ф.И.О.) __________________________________________ (заполняющий анкету)
Оценочные баллы:
1 - никогда,
2 -
редко,
3 - иногда,
4 - часто,
5 - постоянно.
Слайд 6
пример:
Аналитическая справка по результатам мониторинга в МБОУ
СОШ №34 г. Волжского за 2013-2014 учебный год».
На основании приказа №542/1 от 2013 года в МБОУ СОШ №34 города Волжского был проведен мониторинг развития творческих способностей детьми 5-х классов на уроках технологии в 2013-2014 учебном году.
В мониторинге принимали участие дети 10-11 лет. Проводила мониторинг учитель технологии Ю.А. Веремчук.
Слайд 7Входящая диагностика
В процессе мониторинга использовалась «Диагностика креативности
Джонсона», выявлялись такие показатели творческого самовыражения, как беглость, гибкость (количество
идей, способность переключаться с одной проблемы на другую), оригинальность (способность выдвигать нестандартные идеи), устойчивость интереса, целостность (способность придавать продукту завершенный вид). Для оценки креативности по опроснику эксперт – учитель наблюдала за социальными действиями интересующего лица в окружающей среде (во время какой-либо деятельности на уроках, во внеурочной деятельности).
В ходе мониторинга педагогом заполнялись листы оценки входящей диагностики и окончательных результатов развития креативных способностей на каждого ребенка, а также сводные таблицы. После заполнения листов и таблиц учитель проработала полученные оценки, переводя их в количественный состав, вывела средний балл, который и занесла в сводную таблицу в каждой группе. Критерии оценки определяются уровнем развития: очень высокий, высокий, средний, низкий, очень низкий.
Слайд 8Развитие творческих способностей.
Развитие творческих способностей обучающихся происходит посредством проектной деятельности
на уроках технологии. Сто лет назад ученый Джон Дьюи предложил
строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом и личными целями. Для этого ученику нужна проблема, взятая из реальной жизни. Сегодня этот метод обогатился прогрессивными интерактивными элементами интерактивной модели обучения, где хорошо организованные двухсторонние и трехсторонние связи, способствуют социальному развитию и стимулированию деятельности детей: интерактивная игра, в которой невозможно неучастие ученика во взаимодополняющем, основанном на взаимодействии процессе обучения. Используются интернет-ресурсы, групповые или индивидуальные формы урока, родители имеют возможность участвовать в образовательном процессе, дети изготавливают учебный материал, проводят презентации, ориентируются на самооценку.
Слайд 9Итоговая диагностика
Уточнение результатов итоговой диагностики происходило при
защите проектов обучающимися по следующим критериям:
* аргументированность выбранной темы;
* качество
доклада;
* качество ответов на вопросы (убежденность и убедительность);
* оригинальность и нестандартность выбора способа решения проблемы;
* качество выполнения практической части проекта (изделия).
Оценивание происходило по 5-ти бальной системе. Сумма баллов по всем критериям делится на «5».
«5» очень высокий уровень развития творческих способностей;
«4» высокий уровень развития творческих способностей;
«3» удовлетворительный, средний уровень развития творческих способностей;
«2» низкий уровень развития творческих способностей;
«1» очень низкий уровень развития творческих способностей.
Слайд 10Метод творческого проектирования с элементами интерактивной модели обучения замечательным образом
позволяет вести учет динамики результатов обучения и развития.
Слайд 11Лист ответов
при входящей диагностике
Дата 20.09.2013
Школа -МБОУ СОШ №34 ; Класс-5-а
;Возраст-10-11 лет
Респондент (Ф.И.О.) _Веремчук Ю.А. учитель технологии
Слайд 12Оценка творческой деятельности при защите проектов.
* аргументированность выбранной темы;
* качество
доклада;
* качество ответов на вопросы (убежденность и убедительность);
* оригинальность и
нестандартность выбора способа решения проблемы;
* качество выполнения практической части проекта (изделия).
Оценивание происходило по 5-ти бальной системе. Сумма баллов по всем критериям делится на «5».
«5» очень высокий уровень развития творческих способностей;
«4» высокий уровень развития творческих способностей;
«3» удовлетворительный, средний уровень развития творческих способностей;
«2» низкий уровень развития творческих способностей;
«1» очень низкий уровень развития творческих способностей.
Слайд 13Оценочный лист при защите проектов.
Итоговая диагностика
Слайд 15Вывод:
В этом возрасте у всех детей
творческие способности в той или иной степени сформированы, но еще
недостаточно опыта в практическом применении этих способностей при изготовлении полезного и нужного социального продукта, поэтому при входящей диагностике проблемные задания иногда вызывали замешательство при выполнении. По итогам выполнения проекта учащиеся уже владеют технологическими умениями, имеют практический навык в формулировке целей, задач, генерировании идей, выборе средства решения проблем, самооценке, отстаивании своей позиции и т.д.
В целом, педагогическое обследование детей выявило: в процессе проектной деятельности уровень творческих способностей у обучающихся 5-х классов за 2013-2014 учебный год повысился благодаря применению прогрессивных методов обучения и находится на стабильном среднем уровне, что свидетельствует об успешном освоении детьми требований основной общеобразовательной программы ФГОС. Те направления, в которых встречается оценка уровня развития – «низкий», следует усилить индивидуальную работу с детьми по данным направлениям с учетом выявленных проблем в текущем и следующем учебном году.
Директор МБОУ СОШ №34 ___________________
М.П.
Слайд 16Воспользовалась информацией:
https://www.google.ru
http://reg-school.ru/
http://festival.1september.ru/