Слайд 1ОТДЕЛКА ИЗДЕЛИЙ ИЗ ДРЕВЕСИНЫ
ПИРОГРАФИЯ
Автор:
Созыкина Татьяна Николаевна
учитель ОБЖ
МБОУ СОШ №8
п.
Шолоховский
Ростовская область
Слайд 2Человечество давно научилось использовать природные материалы, наиболее доступным и красивым
из которых является древесина. Древесина прекрасна сама по себе. Ее
теплый блеск, рисунок, цвет и аромат неповторимы. Она как живая.
Попав в руки истинного мастера, она обретает душу.
Из древесины люди делали жилища, мосты, крепостные сооружения, орудия труда, мебель, посуду, музыкальные инструменты, хитроумные и вполне надежные дверные замки и конечно игрушки.
Слайд 3В конце прошлого века в Москве в мастерской по эскизу
известного художника Малютина была изготовлена первая русская матрешка. Все восемь
фигур этой матрешки были покрыты выжженным рисунком и раскрашены.
Выжигание по дереву, названное позже пирографией, было в то время сравнительно новым и малораспространенным способом художественной обработки древесины. В подмосковном городе Сергиеве Посаде выжиганием и раскраской в 1912 году занималось около ста семей.
Слайд 4Аппараты для выжигания были несовершенны, работали они на бензине, который
накалял платиновую иглу. Чтобы поддерживать постоянный накал иглы, мастер вынужден
был периодически подкачивать бензин ножной педалью. Но, несмотря на технические трудности, пирография продолжала развиваться. С изобретением электровыжигателя пирография стала одной из самых технически простых и доступных способов художественной обработки древесины, хотя иногда ее применяют для обработки кожи, кости, картона и даже ткани.
Слайд 5К выбору древесины нужно подходить очень осторожно, так как вид
проводимых пирографом линий напрямую зависит от сорта выбранной древесины. На
мягкой древесине, вроде сосны, линия расплывается и теряет свою четкость, из-за этого образуются затуманенные участки. Линия выжженная на более твердой древесине четкая и жесткая.
Лучше всего работать с березой, буком, липой или кленом.
Слайд 6Для отделки способом выжигания поверхность древесины должна быть хорошо подготовлена.
Плохо подготовленную поверхность качественно отделать нельзя.
Столярная подготовка заключается в
окончательном выравнивании и зачистке поверхности – шлифованием. На отделываемой поверхности не должно оставаться грязных пятен, шероховатости, волнистости, царапин от шкурки и других дефектов.
Слайд 7Искусство выжигания требует концентрации внимания. Различные свойства поверхности у различных
сортов древесины не могут не сказаться на результатах работы, но
и температура насадки влияет на качество работы. Её можно установить с помощью ручки – регулятора. Накал насадки должен быть минимальным. Если установить слишком высокую температуру, линия, которую вы проводите будет расползаться за счет быстрого обугливания дерева вокруг насадки.
Совет: Для твердых сортов древесины температура должна быть выше, чем для мягких.
ПИРОГРАФИЯ
Слайд 8Меняя не только температуру насадки, но и её форму можно
добиться оригинального и самого различного эффекта.
Клюковидная насадка
Слайд 9Ложечная насадка позволяет получить более мягкие, слегка размазанные линии на
поверхности древесины.
Ложковидная насадка
Слайд 10Эту насадку удобно использовать для нанесения орнамента по кромке изделия.
Такой орнамент из полукруглых элементов придает работе законченный вид.
Подковообразная
насадка
Слайд 11Ремесло выжигания сродни живописи или рисованию. Движения должны быть плавными,
торопиться нельзя. Дереву требуется время, чтобы оно потемнело от воздействия
температуры.
Меняя характер соприкосновения насадки с древесиной, давление и температуру можно получить тонкие и толстые линии, глубокие, желобки и точки.
Слайд 12А также можно нанести тоновую штриховку различной интенсивности.
Слайд 13 Рисунок на поверхности рисуют простым карандашом, или переносят с
помощью копировальной бумаги. Начинать работу необходимо с верхней части задуманного
рисунка. Приступая к работе с пирографом, следуйте строгому правилу: не пишите, даже если вам этого очень хочется. Учитесь проводить линии!
Слайд 14Чтобы сделать рисунок более выразительным, его можно окрасить. Лучше всего
использовать водорастворимые краски – акриловые или гуашь. Их можно разбавить
водой и самое главное, после нанесения на поверхности они не теряют интенсивности цвета.
Слайд 15Цвет в сочетании с выжиганием придает изделию красоту и неповторимую
оригинальность.
Слайд 16После окончания выжигания работу лакируют. Лаки, нанесенные на поверхность древесины,
образуют после высыхания прочную защитную пленку, хорошо сцепленную с этой
поверхностью. Лаки должны давать пленку прозрачную, гладкую на ощупь, светоустойчивую, теплоустойчивую, с равномерным глянцем.
Запомните: Чем пленка тоньше, тем она плотнее и лучше блестит.
Слайд 17 Работа связанная с использованием электроприборов и лакокрасочных материалов
требует строго соблюдения правил техники безопасности.
Основные из этих правил
предписывают:
1) работайте только исправным инструментом.
2) осторожно обращайтесь с горячим пирографом: при работе не прикасайтесь к раскаленной проволке инспрумента и другим металлическим деталям, держите пирограф за пластиковый кожух и подальше от глаз.
3) устанавливайте пирограф на специальную подставку.
4) работайте только в респираторе, он защищает от вдыхания дыма и паров лака при работе.
5) не держите лакокрасочные материалы открытыми.
Многие лакокрасочные материалы легко воспламеняются и поэтому правила противопожарной охраны предписывают:
На рабочем месте столяра-отделочника должны быть:
огнетушитель и ящик с песком.
5 – 01 5 - 03