Слайд 1ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ образовательные технологии
Организация здоровьесберегающего образовательного процесса
Учитель технологии Кутнаев Иван
Владимирович
Слайд 2Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как качественную характеристику любой
образовательной технологии и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической
работы которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания, развития задачами здоровьесбережения.
Задача - минимум
Задача - оптимум
Обеспечение таких
условий обучения,
воспитания, развития,
которые не оказывают
негативного воздействия
на здоровье учащихся
Включает не только
Охрану здоровья учащихся,
но и формирование, укрепление
их здоровья, воспитание
у них культуры здоровья а
также охрану здоровья
педагогов и содействия им в
стремлении грамотно заботиться о
своем здоровье
Слайд 4Содержание
Нормативно-правовые документы;
Медико-гигиенические технологии;
Технологии охраны безопасности жизнедеятельности;
Физкультурно-оздоровительные технологии
Здоровьесберегающие образовательные технологии
Слайд 5Нормативно-правовые документы (1)
Санитарные правила и нормы СанПиН 2.4.2.-576-02 Постановление Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28 ноября 2002 г.
№ 44 г. Москва;
Приказ №186/272 от 30.06.92 МЗ РФ и МО РФ «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях»;
Слайд 6Нормативно-правовые документы (2)
Приказ № 60 от 14.03.95 МЗ и МО
РФ «Об утверждении инструкции по проведению профилактических осмотров детей дошкольного
и школьного возрастов на основе медико-экономических нормативов»;
Приказ № 2715/227/166/19 от 16.07.2002 г. МО и МЗ, Государственного комитета РФ по физической культуре и спорту, РАО «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации»;
Конвенция ООН о правах ребенка;
Слайд 7Нормативно-правовые документы (3)
Федеральная целевая программа «Дети России» на 2003 –
2006 годы;
Постановление Правительства РФ от 23.03.2001 № 224 «О проведении
эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования»;
Приказ МО РФ N 619 от 28.02.2000 «О концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде».
Слайд 8Медико-гигиеническая технология
Санитарно-гигиенические требования в общеобразовательных учреждениях
Ввести в действие санитарно-эпидемиологические правила
и нормативы «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях»
с 1 сентября 2003 года.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» программы, методики, режимы воспитания и обучения в части гигиенических требований допускаются к использованию при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Слайд 9Общие положения и область применения
Настоящие правила определяют
санитарно-гигиенические требования к:
участку общеобразовательного учреждения;
зданию общеобразовательного учреждения;
оборудованию помещений общеобразовательного учреждения;
воздушно-тепловому
режиму общеобразовательного учреждения;
естественному и искусственному освещению;
водоснабжению и канализации;
помещениям и оборудованию общеобразовательных учреждений, размещенных в приспособленных зданиях;
режиму образовательного процесса;
организации медицинского обслуживания обучающихся;
санитарному состоянию и содержанию общеобразовательного учреждения;
организации питания обучающихся.
Слайд 10Технология охраны
безопасности
жизнедеятельности
Главной целью
управления охраной труда
и в
целом обеспечением
безопасности жизнедеятельности
в системе образования является
сохранение жизни и
здоровья воспитанников, обучающихся и работающих в процессе труда, обучения, воспитания и организованного отдыха.
Слайд 11Направления деятельности (1):
обеспечение выполнения требований правовых актов и нормативно-технических документов;
организация и проведение профилактической работы по предупреждению травматизма, профессиональной и
производственно-обусловленной заболеваемости среди работающих, обеспечение их средствами индивидуальной защиты;
предотвращение несчастных случаев с обучающимися во время проведения образовательного процесса, дорожно-транспортного, бытового травматизма и происшествий на воде;
соблюдение требований нормативных документов по радиационной и пожарной безопасности , защите окружающей среды и действиям в чрезвычайных ситуациях;
Слайд 12Направления деятельности (2):
обеспечение безопасности эксплуатации учебных и бытовых зданий и
сооружений, оборудования, приборов и технических средств обучения;
охрана и укрепление здоровья
работающих, обучающихся, организация их лечебно-профилактического обслуживания, создание оптимального сочетания режимов труда, обучения, организованного отдыха;
создание и совершенствование непрерывной системы образования в области обеспечения безопасности жизнедеятельности
Слайд 13Физкультурно-оздоровительные технологии
Предварительная диагностика
комплексная оценка состояния здоровья и физического развития с
определением функциональных резервных возможностей
организма;
Слайд 14Система оздоровительной работы
физическое развитие;
система медицинского обслуживания;
комплекс закаливающих мероприятий;
организация рационального питания.
Слайд 15Основные направления оздоровительной работы
фитолечение и витаминотерапия;
физиолечение и аромотерапия;
минерализация пищи;
массаж;
медикаментозное и
профилактическое лечение;
санация очагов хронической инфекции;
контроль за питанием учащихся;
оптимизация условий режима
учебного процесса;
осуществление мониторинга состояния здоровья учащихся;
состояние санитарно-гигиенической грамоты и культуры учащихся и педагогов.
Слайд 16
Здоровьесберегающие образовательные технологии
Здоровье сберегающая модель образовательного учреждения
включает следующие компоненты:
использование интегрированных бинарных, полинарных занятий;
создание разнообразных
стартовых условий для развития и обучения каждого ребенка;
личностно-ориентированное образование школьников, в результате которого снижается закомплексованность детей;
Слайд 17педагогическое направление также включает организацию здоровье сберегающей развивающей среды ОУ;
установление
благожелательных отношений с родителями;
изменение стиля работы педагога на основе альтруизма,
эмпатии и адекватной здоровью и культуре рефлексии.
Слайд 18Социально-психологическое направление
сохранение психофизического здоровья ребенка;
создание благоприятной социально-психологической среды.
Слайд 19Мероприятия по созданию здоровьесберегающих условий
предварительная диагностика (проблемно-ориентированный анализ);
валеологическая организация учебно-воспитательного
процесса;
использование здоровьесберегающих технологий;
валеологическое обучение школьников;
система воспитательной работы, направленная на
формирование мотивации здорового образа жизни.
Слайд 20Валеологическая организация учебно-воспитательного процесса
психолого-педагогическую оценка готовности к обучению детей в
школе;
изучение индивидуальных и личностных психофизиологических особенностей учащихся с целью дифференциации
учебно-воспитательного процесса;
развитие и тренировка психических функций учащихся;
личностно ориентированное обучение учащихся;
валеологически целесообразная организация урока, его этапов, компонентов;
анализ и оценка адаптации учащихся на разных этапах обучения в школе.
Слайд 21Здоровьесберегающие технологии:
личностно ориентированная технология
технология сотрудничества
метод проектов
игровые технологии
технология уровневой дифференциации;
коллективный способ
обучения КСО
групповые технологии
методика Базарного;
зачетная система;
модульное обучение.
адаптивные технологии
Слайд 22Базарный Владимир Филиппович (1942г.р.)
- учёный, врач, музыкант и педагог-новатор, доктор
медицинских наук, профессор, академик Академии творческой педагогики. Основатель нового направления
в науке- здоровьеразвивающей педагогики.
Слайд 23Закрытые помещения, ограниченные пространства, неестественно напряженная поза во время урока.
Слайд 24Социально – психологические факторы риска
стрессовая тактика педагогических воздействий;
стресс ограниченного времени;
несоответствие
методик и технологий обучения возрастным особенностям учащихся;
интенсификация и нерациональная организация
учебного процесса;
отсутствие системной комплексной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни;
низкая квалификация педагогов в вопросах возрастной физиологии, психологии, охраны здоровья школьников.
Слайд 27Прописи, применяемые в системе обучения "по Базарному".
Слайд 28Прописи, применяемые в системе обучения "по Базарному".
Слайд 29Здоровьеразвивающая технология В.Базарного
Слайд 30Работа на уроке в режиме
смены динамических поз.
Слайд 31Работа на уроке с экологическим панно.
Слайд 32Рациональная организация урока
Плотность – 60 – 80%
Количество видов учебной деятельности
- 4 -7 видов
Продолжительность вида – до 10 минут
Смена видов
деятельности – через 7 – 10 минут
Количество видов преподавания – не менее 3-х
Чередование видов преподавания – через 10 – 15 минут
Эмоциональные разрядки – 2 – 3
Использование ТСО в соответствии с нормами САНПиНа
Чередование позы учащихся, наблюдение за посадкой
2 физминутки из 3 упражнений с 4 повторениями
Положительная эмоциональная обстановка
Наличие у учащихся мотивации
Темп и особенности окончания урока
Слайд 33Система воспитательной работы, направленной на формирование мотивации здорового образа жизни:
Для
учащихся:
классные часы;
дни здоровья
ежегодно отмечаемые международные дни;
научно-практическая конференция «Мы выбираем здоровье»;
постоянно
действующие стенды;
книжные выставки;
конкурсы рисунков, плакатов «За здоровый образ жизни»
Для родителей:
тематические родительские собрания;
родительский лекторий;
создание печатной продукции ;
вовлечение в общешкольные мероприятия;
ролевые игры.